Церковный календарь

23 марта. Память преподобной Анастасии Патрикии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 марта. Память преподобной Анастасии Патрикии

2-я седмица Великого поста.
День постный. 10 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Праведного Павла Таганрогского (1879).

Мучеников Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Преподобной Анастасии (567–568).

Священомученика Димитрия Легейдо пресвитера (1938).

Преподобная Анастасия Патрикия

Преподобная Анастасия жила в Константинополе и происходила из знатной семьи. Благочестивая аристократка, она отличалась многими добродетелями и пользовалась большим уважением императора Юстиниана Великого. Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира и спасать свою душу вдали от столичной суеты. Она тайно покинула Константинополь и постриглась в монастыре вблизи города Александрии. Через некоторое время император Юстиниан стал её везде разыскивать. Тогда блаженная Анастасия направилась в далёкий скит к авве Даниилу. Чтобы оградить Анастасию от мирской славы, старец поселил её в отдалённой пещере, облёк в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасию евнухом. Презрев расположение земного царя, святая Анастасия 28 лет подвизалась в затворе в посте и молитве и наследовала Царство Небесное.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. XIV, 24-32

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, 25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы, 27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,— и кто отвратит ее?

28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово: 29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32 Что же скажут вестники народа? — То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

На веч.: Быт. VIII, 21 — IX, 7

21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Глава 9

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; 2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; 3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; 5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; 6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.

Притч. XI, 19 — XII, 6

19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.

20 Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.

21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.

22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная.

23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.

24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.

25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.

27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.

29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.

30 Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души.

31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.

Глава 12

1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.

3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.

4 Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

5 Промышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство.

6 Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно" (Быт. 4, 13). Можно ли было так говорить перед лицом Бога, строгого, конечно, в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: "разве я сторож брату моему?" (Быт. 4, 9) Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда Своего, — а он не поддается, и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистью и убийством. То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, устраивал семейный быт и житейские отношения держал; печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков. Да внемлют этому ныне в особенности! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время и труд. Но ведь — или спасение, или погибель!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост — это время, которое дается нам для очищения наших грехов, для принесения покаяния, для прохождения испытаний, трудностей, в том числе ограничения в пище, питии, развлечениях. Все это лишь средства, направленные на изменение состояния нашей души, а само это изменение связано с нашей способностью прощать людей и испрашивать прощения за наши согрешения.

Появление Литургии Преждеосвященных Даров

Составление Литургии Преждеосвященных Даров в православной русской традиции приписывается святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому. Но есть основания полагать, что Преждеосвященная Литургия имеет апостольское происхождение. Литургия Преждеосвященных Даров служится только Великим постом. По Студийскому уставу предполагалось служение Преждеосвященной Литургии во все седмичные дни Великого поста, исключая только понедельник и вторник первой седмицы. Согласно ныне действующему в Русской Церкви Иерусалимскому уставу, Литургию Преждеосвященных Даров полагается совершать по средам и пятницам, в праздничные дни (1-го и 2-го Обрéтения главы Иоанна Предтечи, Сорока Севастийских мучеников, храмовые дни), в четверг пятой седмицы Великого поста, а также с понедельника по среду Страстной Седмицы. Преждеосвященная Литургия, по сути, является вечерней, дополненной причащением Святых Таин, поэтому проскомидия, а также все молитвы и обряды, имеющие отношение к освящению Святых Даров, в ней отсутствуют.

Теги:
Преподобная Анастасия Патрикия
православный календарь

Все публикации