Церковный календарь

23 марта. Память преподобной Анастасии Патрикии

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 марта. Память преподобной Анастасии Патрикии

3-я седмица Великого поста.
День постный. 10 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мучеников Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мцц. Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (258). Праведного Павла Таганрогского (1879).

Мучеников Кодрата Никомидийского, Саторина, Руфина и прочих (III). Преподобной Анастасии (567–568).

Священомученика Димитрия Легейдо пресвитера (1938).

Преподобная Анастасия Патрикия

Преподобная Анастасия жила в Константинополе и происходила из знатной семьи. Благочестивая аристократка, она отличалась многими добродетелями и пользовалась большим уважением императора Юстиниана Великого. Рано овдовев, Анастасия решила уйти из мира и спасать свою душу вдали от столичной суеты. Она тайно покинула Константинополь и постриглась в монастыре вблизи города Александрии. Через некоторое время император Юстиниан стал её везде разыскивать. Тогда блаженная Анастасия направилась в далёкий скит к авве Даниилу. Чтобы оградить Анастасию от мирской славы, старец поселил её в отдалённой пещере, облёк в мужскую монашескую одежду и назвал Анастасию евнухом. Презрев расположение земного царя, святая Анастасия 28 лет подвизалась в затворе в посте и молитве и наследовала Царство Небесное.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. X, 12-20

12 И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его.

13 Он говорит: «силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; 14 и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул».

15 Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево!

16 За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня.

17 Свет Израиля будет огнем, и Святый его — пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; 18 и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

19 И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись.

20 И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.

На веч.: Быт. VII, 6-9

6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

8 И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле 9по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Притч. IX, 12-18

12 [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.] 13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая 14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, 15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: 16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она: 17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».

18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом, тем более сердца сынов человеческих" (Прит. 15, 11). А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел хранитель и совесть были свидетелями. Станешь некогда на суд, тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо - и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность - покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда - не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Великий пост — это время, которое дается нам для очищения наших грехов, для принесения покаяния, для прохождения испытаний, трудностей, в том числе ограничения в пище, питии, развлечениях. Все это лишь средства, направленные на изменение состояния нашей души, а само это изменение связано с нашей способностью прощать людей и испрашивать прощения за наши согрешения.

Появление Литургии Преждеосвященных Даров

Составление Литургии Преждеосвященных Даров в православной русской традиции приписывается святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому. Но есть основания полагать, что Преждеосвященная Литургия имеет апостольское происхождение. Литургия Преждеосвященных Даров служится только Великим постом. По Студийскому уставу предполагалось служение Преждеосвященной Литургии во все седмичные дни Великого поста, исключая только понедельник и вторник первой седмицы. Согласно ныне действующему в Русской Церкви Иерусалимскому уставу, Литургию Преждеосвященных Даров полагается совершать по средам и пятницам, в праздничные дни (1-го и 2-го Обрéтения главы Иоанна Предтечи, Сорока Севастийских мучеников, храмовые дни), в четверг пятой седмицы Великого поста, а также с понедельника по среду Страстной Седмицы. Преждеосвященная Литургия, по сути, является вечерней, дополненной причащением Святых Таин, поэтому проскомидия, а также все молитвы и обряды, имеющие отношение к освящению Святых Даров, в ней отсутствуют.

Теги:
Преподобная Анастасия Патрикия
православный календарь

Все публикации