Церковный календарь

20 марта. Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 марта. Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы.
День постный. 7 марта по ст. ст.
Литургия св. Василия Великого.

В этот день совершается память: 

Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).

Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV).

Преподобного Павла Препростого (IV). Святителя Павла исповедника, епископа Прусиадского (IX). Преподобного Емилиана Италийского.

Священномученика Николая Розова пресвитера (1930); Преподобномученика Нила Тютюкина, прподобномученицы Матроны Грошевой, Марии Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной и Анны Гороховой (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Корце (Ровенск.) (1622), в Одрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848).

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский (1296–1359), родился в семье царедворца и получил всестороннее и глубокое образование. Через некоторое время, сложив государственные полномочия, он удалился на Святую Гору Афон и принял монашество. Святитель Григорий известен тем, что обосновал церковное учение о взаимодействии Бога и человека, высшим выражением которого была мистико-аскетическая практика исихазма, за что претерпел многие скорби: отлучение от Церкви и тюремное заключение. Только спустя время он был оправдан и возведен в сан архиепископа. Учение святителя было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения которого были внесены в чин Торжества Православия.

Преподобный Емилиан Италийский

Преподобный Емилиан с юности вёл греховную жизнь. Достигнув преклонных лет, он вспомнил о Суде Божием, ужаснулся своей жизни и удалился в монастырь. В обители преподобный стал ревностно подвизаться, удивляя братию безропотным послушанием и суровым постничеством. Однажды ночью игумен застал подвижника в пещере, молящегося в сокрушённых слезах. Вдруг игумен увидел, как бывшего грешника осенили солнечные лучи, а затем голос с неба сказал: «Емилиан, отпускаются тебе грехи твои». Утром игумен попросил старца рассказать инокам о милости Божией и пояснил: «Всемогущий Бог и в молчании мог бы простить брату грехи, но, возбуждая наши сердца к покаянию, послал ему милость Свою явлением света и голоса, да и мы узнаем и прославим милость и человеколюбие Творца нашего, Который близок к истинно кающимся».

Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие

Святые благовествовали в IV веке в Причерноморье, в том числе в Крыму. Особенно потрудился в языческом Херсонесе Василий. Многих он наставил на путь истины. Но язычники, оставаясь в большинстве, изгнали его из города, а потом, несмотря на явленное им чудо воскрешения сына знатного горожанина, которое многих привело ко Христу, убили святого. Узнав о кончине мученика, его сподвижники Евгений, Елпидий и Агафодор, прибыв в Херсонес, продолжили его дело и вскоре тоже были побиты камнями. Император Константин Великий послал в Херсонес Еферия, а затем Капитона, который, доказывая силу молитвы ко Христу, в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым. Так святые утвердили веру в Херсонесе, где через пять веков крестился равноапостольный князь Владимир.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона Божией Матери «Споручница грешных» получила свое название по одному из свитков, расположенных в четырех углах образа: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну». Эта икона находилась в старой часовне Николо-Одринского мужского монастыря и из-за своей ветхости не пользовалась должным почитанием. В 1843 году многим жителям города Орла в сновидениях было открыто, что эта икона наделена чудотворной силой. Святой образ торжественно перенесли в храм. Во время эпидемии холеры многие смертельно больные, с верою притекающие к чудотворному образу, получили исцеление. Список с этой иконы является одним из самых почитаемых в Троице-Сергиевой Лавре и находится в притворе Троицкого собора.

Священное Писание

Евр., 304 зач., I, 10 — II, 3

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; 11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Глава 2.

1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

Мк., 7 зач., II, 1-12

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,— говорит расслабленному: 11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если доброе, светлое чувство посетило человека после богослужения, он рад, что благодать Божия прикоснулось к нему, и это верно. Но благодать прикасается не по нашим заслугам, но по любви Божией к нам. Благодать коснулась и разбойника, который висел с правой стороны от Спасителя. Благодать коснулась и блудницы. Но ведь самый важный вопрос: что происходит после того, как благодать коснется? Мы переживаем душевный и духовный подъем, а потом возвращаемся к будням и все забываем, вновь делаем то, что делали раньше? Или мы отвечаем на эту Божественную благодать, коснувшуюся нас, нашими встречными усилиями, нашими размышлениями над собственными поступками и, наконец, нашим искренним покаянием?

О Таинстве Причащения

Таинство Причащения — таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом.

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54). Таинство Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 58). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58).

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы.

Святитель Григорий Палама о молитве и посте

Святитель Григорий в 12-й гомилии поясняет ответ Спасителя ученикам после исцеления одержимого юноши (Мк. 9:17–29), когда они переживали, почему не смогли сами изгнать из него беса. Господь сказал, что этот бес «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Святитель говорит, что многие ошибочно думают, что «молитва и пост должны были быть со стороны страждущего». Но человек, одержимый «бесом разнузданности» — так святитель Григорий называет недуг юноши, — не может «молиться или с пользой для себя поститься». Злой дух «бросает в огонь захваченного им — таковыми являются беспорядочные и безумные любовные страсти», он погружает несчастного в воду — «вследствие обжорства и неумеренных и частых пирушек и попоек». Одержимый бесом нелегко «допускается к слышанию или говорению божественных предметов». Молитва и пост могут помочь человеку отвергнуть внушения беса в самом начале, но если он уже не имеет «свободного ума», то подвиг поста и молитвы за него должны взять те, кто себя контролирует.

Молитвословия

Кондак святителя Григория

глас 8

Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Кондак священномучеников в Херсонесе епископствовавших, глас 2

Светоносный день наста/ пастырей, епископствовавших светло в Херсоне,/ ихже воспеваем праздник,/ пострадавших за Христовы овцы./ Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да вопием вам:/ радуйтеся, священнии отцы,/ за Христа кровь свою излиявшии.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных, глас 4

Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных, глас 1

Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.

Теги:
Преподобный Павел Препростой
икона Божией Матери «Споручница грешных»
православный календарь

Все публикации