Церковный календарь

20 марта. Суббота первой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 марта. Суббота первой седмицы Великого поста

1-я седмица Великого поста.
День постный. 7 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV).

Преподобного Павла Препростого (IV). Святителя Павла исповедника, епископа Прусиадского (IX). Преподобного Емилиана Италийского.

Священномученика Николая Розова пресвитера (1930); Преподобномученика Нила Тютюкина, прподобномученицы Матроны Грошевой, Марии Грошевой, Евдокии Синицыной, Екатерины Константиновой, Антонины Новиковой, Надежды Кругловой, Ксении Петрухиной и Анны Гороховой (1938).

Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных», в Корце (Ровенск.) (1622), в Одрине (Брянск.) (1843) и в Москве (1848).

Преподобный Емилиан Италийский

Преподобный Емилиан с юности вёл греховную жизнь. Достигнув преклонных лет, он вспомнил о Суде Божием, ужаснулся своей жизни и удалился в монастырь. В обители преподобный стал ревностно подвизаться, удивляя братию безропотным послушанием и суровым постничеством. Однажды ночью игумен застал подвижника в пещере, молящегося в сокрушённых слезах. Вдруг игумен увидел, как бывшего грешника осенили солнечные лучи, а затем голос с неба сказал: «Емилиан, отпускаются тебе грехи твои». Утром игумен попросил старца рассказать инокам о милости Божией и пояснил: «Всемогущий Бог и в молчании мог бы простить брату грехи, но, возбуждая наши сердца к покаянию, послал ему милость Свою явлением света и голоса, да и мы узнаем и прославим милость и человеколюбие Творца нашего, Который близок к истинно кающимся».

Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие

Святые благовествовали в IV веке в Причерноморье, в том числе в Крыму. Особенно потрудился в языческом Херсонесе Василий. Многих он наставил на путь истины. Но язычники, оставаясь в большинстве, изгнали его из города, а потом, несмотря на явленное им чудо воскрешения сына знатного горожанина, которое многих привело ко Христу, убили святого. Узнав о кончине мученика, его сподвижники Евгений, Елпидий и Агафодор, прибыв в Херсонес, продолжили его дело и вскоре тоже были побиты камнями. Император Константин Великий послал в Херсонес Еферия, а затем Капитона, который, доказывая силу молитвы ко Христу, в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым. Так святые утвердили веру в Херсонесе, где через пять веков крестился равноапостольный князь Владимир.

Икона Божией Матери «Споручница грешных»

Икона Божией Матери «Споручница грешных» получила свое название по одному из свитков, расположенных в четырех углах образа: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну». Эта икона находилась в старой часовне Николо-Одринского мужского монастыря и из-за своей ветхости не пользовалась должным почитанием. В 1843 году многим жителям города Орла в сновидениях было открыто, что эта икона наделена чудотворной силой. Святой образ торжественно перенесли в храм. Во время эпидемии холеры многие смертельно больные, с верою притекающие к чудотворному образу, получили исцеление. Список с этой иконы является одним из самых почитаемых в Троице-Сергиевой Лавре и находится в притворе Троицкого собора.

Священное Писание

Евр., 303 зач., I, 1-12

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?

6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.

7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.

8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

 Мк., 10 зач., II, 23 — III, 5

23 И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья.

24 И фарисеи сказали Ему: смотри, что́ они делают в субботу, чего не должно делать? 25 Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что́ сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним?

26 как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?

27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; 28посему Сын Человеческий есть господин и субботы.

Глава 3.

1 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку.

2 И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его.

3 Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.

4 А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.

5 И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Нечестивый падет от нечестия своего" (Прит. 11, 5). Нечестие — это неправильное отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успевают они являть себя праведными, в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты. Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад, внимательные же управляются с этим кое — как. О, когда бы кто либо из них добросовестно взглянул на этот разлад, и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если доброе, светлое чувство посетило человека после богослужения, он рад, что благодать Божия прикоснулось к нему, и это верно. Но благодать прикасается не по нашим заслугам, но по любви Божией к нам. Благодать коснулась и разбойника, который висел с правой стороны от Спасителя. Благодать коснулась и блудницы. Но ведь самый важный вопрос: что происходит после того, как благодать коснется? Мы переживаем душевный и духовный подъем, а потом возвращаемся к будням и все забываем, вновь делаем то, что делали раньше? Или мы отвечаем на эту Божественную благодать, коснувшуюся нас, нашими встречными усилиями, нашими размышлениями над собственными поступками и, наконец, нашим искренним покаянием?

О Таинстве Причащения

Таинство Причащения — таинство, через которое мы делаемся причастниками Божества, соединяемся со Христом.

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54). Таинство Святого Причащения питает нашу душу и тело, способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 58). Причащение служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: ядущий хлеб сей жить будет вовек (Ин. 6, 58).

Желающий приобщиться Святых Таин должен перед Причащением исповедаться и прочитать три канона: Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Желающие могут прочитать также акафист Иисусу Сладчайшему и (или) Божией Матери.

Таинство Причащения совершается во время Литургии. Все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед Причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше со сложенными крестообразно на груди руками, и причащаются Тела и Крови Христовых. После этого причастники выслушивают благодарственные молитвы.

Молитвословия

Кондак священномучеников в Херсонесе епископствовавших, глас 2

Светоносный день наста/ пастырей, епископствовавших светло в Херсоне,/ ихже воспеваем праздник,/ пострадавших за Христовы овцы./ Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да вопием вам:/ радуйтеся, священнии отцы,/ за Христа кровь свою излиявшии.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных, глас 4

Умолкает ныне всякое уныние/ и страх отчаяния исчезает,/ грешницы в скорбех сердца обретают утешения/ и небесною любовию озаряются светло./ Днесь бо Мати Божия простирает к нам спасающую руку/ и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя:/ Аз Споручница грешных к Моему Сыну,/ Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну./ Темже людие, обремененнии грехми и скорбьми многими,/ припадите к подножию Ея иконы со слезами, вопиюще:/ Заступнице мира, грешных Споручнице!/ Умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех,/ да Божественным всепрощением покрыет грехи наша/ и светлыя двери райския отверзет нам,/ Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Споручница грешных, глас 1

Честное жилище бывшее/ неизреченнаго естества Божественнаго/ выше слова и паче ума/ и грешным еси Споручница,/ подававши благодать и исцеление,/ яко Мати всех Царствующаго:/ моли Сына Твоего/ получити нам милость в День судный.

Теги:
Преподобный Павел Препростой
икона Божией Матери «Споручница грешных»
православный календарь

Все публикации