19 марта. Память преподобного Иова Анзерского

5092
Фото

Седмица третья Великого поста

В этот день совершается память:

Мучеников 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними (ок. 845). Преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского (1720).

Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленою во Иерусалиме (326). Преподобномучеников Конона и сына его Конона (270—275). Преподобного Аркадия Кипрского (ок. 361). Преподобного Фридолина Зекингенского (540).

Икон Божией Матери: Ченстоховской, Шестоковской и «Благодатное Небо».

Память митрополита Батумского и Шемокмедского Давида (Качахидзе) (Грузинская Православная Церковь). Выпускник Казанской духовной академии (1899). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался в Кутаиси (Грузия) 19 марта 1935 г.

Престольные праздники

Больничный храм-часовня иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» при ГКБ № 2 г. Казани (К)

Преподобный Иов Анзерский

К преподобному Иову (в схиме Иисусу) Анзерскому однажды ночью пришли разбойники с намерением обокрасть его, не зная, что у него нечего было брать. Притаившись в укромном месте, они ждали, чтобы старец ушёл в церковь к утреннему богослужению. Преподобный же не спал, а стоял на обычном правиле и слышал их приход, или, лучше сказать, прозрел их намерение. Тогда в своей молитве к Богу он присовокупил: «Боже, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу». Молитва святого была услышана, и незваные посетители спали беспрерывно пять дней и пять ночей, пока сам старец, придя с братией, не разбудил их словами: «Доколе стережете всуе? Пойдите в домы свои». Пробудившись, они встали, но идти не смогли, потому что долгое время пробыли без пищи. Святой накормил их и отпустил.

Мучеников 42-х во Амморее

Аморийские мученики — это 42 византийских военачальника, которые в 838 году попали в плен при взятии города Аморий халифом аль-Мутасимом. Город был взят предательством, многие жители и военные истреблены, выжившие уведены в плен в Сирию, где в городе Самарра содержались в тюрьме семь лет. Мусульмане отвергли идею переговоров о выкупе или обмене пленных. Преемник аль-Мутасима, решив, что страдания сломили дух узников, хотел склонить их к принятию ислама: посланные им отступники-греки передавали мученикам еду и одежду и уговаривали принять ислам хотя бы внешне. Они хотели смутить мучеников мыслью, что военные победы мусульман (например, взятие Амория) — это признак Божиего благоволения. Но святые ответили, что их беды — это наказание за грехи и они несут покаяние. В 845 году мучеников обезглавили.

Обретение Честного Креста и гвоздей святой царицею Еленою во Иерусалиме

В 326 году равноапостольная царица Елена по просьбе своего сына, императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни и страданий Спасителя, и святой Крест, на котором Он был распят. Приступив к поискам, при содействии Иерусалимского Патриарха Макария царица под фундаментом языческого храма в ряду вырубленных в камне склепов нашла Гроб Господень, а неподалёку от него, на Голгофе, три креста, гвозди и дощечку с надписью: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Чтобы определить, какой из крестов принадлежал Спасителю, их по очереди возлагали на покойника, ожившего при прикосновении к нему Креста Христова. Обретя Крест, Патриарх и царица Елена подняли его, показывая собравшемуся во множестве народу, восклицавшему: «Господи помилуй!»

Библейское чтение

Библия — это древняя, порой весьма сложная для понимания книга. Её повествования бывают наполнены деталями, которые на первый взгляд кажутся случайными и малозначащими. Однако, по словам христианских толкователей, в Священном Писании нет ничего случайного. Яркий пример этого находим в 7-й главе книги Бытия, отрывок из которой читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 7.

06Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.

07И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.

08И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле

09по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как [Господь] Бог повелел Ною.

Только что прозвучавший отрывок начинается с упоминания о возрасте Ноя. Писание говорит, что, когда Великий потоп пришёл на землю, ему было 600 лет. Это упоминание далеко не случайно.

В первую очередь эти слова можно понимать как буквальное указание на продолжительность жизни Ноя. Если мы почитаем пятую главу книги Бытия, где излагается родословие благочестивых потомков Адама, то мы увидим, что люди жили до 1000 лет. Учёные предлагают различные версии, пытаясь объяснить этот феномен. Многие из них видят в тексте метафору. Дескать, речь идёт, скорее, о статусе человека. О том, что он сыграл важную роль в истории человечества. Однако христианская традиция склонна понимать эти цифры буквально. Так действовала благодать рая. Зараза греха не до конца разъела человеческое сердце. А потому и тела ещё хранили первозданную силу. После потопа мир изменился радикально. Эти изменения коснулись и продолжительности жизни. Она значительно сократилась.

Упоминание о возрасте Ноя делается и ещё по одной причине. Когда Бог впервые обратился к праотцу и сообщил о надвигающейся катастрофе, Ною было 500 лет. Если потоп пришёл на землю, когда ему исполнилось 600, получается, ковчег он строил около ста лет. Продолжительный срок, титанический труд. Согласно преданию, всё это время было отведено людям на покаяние. Окружающие видели, чем занимался Ной. Спрашивали его, что он строит. А у праведника была возможность проповедовать и призывать людей к изменению своего сердца. Однако никого не тронули ни его слова, ни то, что он делал. Для всех он был чудаковатым юродивым. Своим шансом люди не воспользовались. Однако важно, что Господь, по Своей милости, через праведника давал им такой шанс.

Наконец, ещё один важный момент. Указание на возраст Ноя — это знак того, что Бог помнит о верных Ему людях. Он знает их жизнь во всех подробностях и деталях. Знает самую малую нужду каждого из них. Именно поэтому в первых главах книги Бытия так подробно рассказывается о том, сколько конкретно прожил каждый благочестивого потомок Адама, но не упоминается продолжительность жизни представителей нечестивого рода Каина-братоубийцы. Это указание на то, что дни праведника насыщенны. Он пребывает в полноте. Проживает каждую минуту отмеренного ему времени осознанно, наполняя её вечностью. И напротив, нечестивец суетится, тратит время попусту, и в итоге уходит в забвение.

Важный урок для каждого из нас. Среди каких бедствий мы бы с вами ни оказались, не стоит отчаиваться. Как говорит Христос в Евангелии, Бог проявляет о нас такую заботу, что у каждого все волосы на голове сочтены. Единственное, что от нас требуется, — не тратить драгоценное время жизни попусту. Сосредоточиться на главном — на исполнении Евангелия Христова. И тогда сила Божия проведёт нас через все невзгоды и сохранит для Своего Небесного Царства.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие. Праздность — это пустота, отсутствие всякого плода, отсутствие всякого содержания. А пустой человек — это человек никчемный. Не просто несостоявшийся (потому что есть люди, не состоявшиеся в силу жизненных обстоятельств), а тот, кто оказался ни на что не способным. Так бывает — очень редко, но бывает. И чаще всего эта пустота является не проявлением каких-то физических или умственных слабостей, а проявлением слабой воли и слабых усилий, которые не могут сформировать человеческую личность. Эта праздность и слова, и личности небезразлична ни для самих людей, ни для окружающих. Когда человек произносит праздные слова, он тем самым являет свою собственную несостоятельность. И те, кто внимательно относится к словам других, могут с легкостью определить, что собой представляет эта личность. Другими словами, праздные слова работают против нас. Они свидетельствуют о нас с самой плохой стороны.

Иосиф Исихаст о трех врагах рода человеческого

Три врага ведут брань с человеческим родом: бесы, наше собственное естество и привычка. Помимо этого другой брани не существует. И если удалишь беса, который мучает все человечество, тогда все мы будем хорошими. Его ты должен возненавидеть, его осудить и до конца относиться к нему как к врагу. Другой враг, как мы сказали, — это естество, которое, как только человек познает мир, сопротивляется закону духа и требует всего, что пагубно для души. Есть у нас вдобавок и третий враг — привычка: когда мы привыкаем делать всякого рода зло, она становится в нас душевным свойством, занимает место второй натуры и делает законом грех. И потому требует такого же подвига, чтобы мы приняли божественное изменение и избавление. Итак, вот и третий враг, который достоин совершенной ненависти. Вот что такое справедливость; если захочешь ее найти, — молись Богу, чтоб Он избавил от этих врагов.

Молитвословия

Тропарь Креста

глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Креста

глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую победу.

Тропарь мучеников 42-х во Амморее

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прията нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощный дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников 42-х во Амморее

глас 4

На земли Христа ради страдальчествовавше,/ явлынеся, благочестивии венечницы,/ Небеса прилете жити в радости:/ всякую бо кознь вражию низложивше болезньми и кровьми ваших язв,/ хвалящим свыше присно грехов разрешение подаваете.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года