18 марта. Память мученика Конона Исаврийского

6993
Фото

Седмица третья Великого поста

В этот день совершается память:

Мученика Конона Исаврийского (I).

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев (1463). Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мученика Онисия (I). Мученика Конона градаря (огородника) (III). Мученицы Ираиды. Мученика Евлогия, иже в Палестине. Мученика Евлампия. Преподобного Марка (V). Преподобного Исихия (ок. 790).

Священномученика Николая Покровского пресвитера (1919); священномученика Иоанна Миротворцева пресвитера и преподобномучеников Мардария Исаева и Феофана Графова (1938). Обретение мощей святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (1996).

Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

Благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский являлся правителем земли Болгарской и Казанской (в составе Золотой Орды) в 1276-1290 гг. Скончался, приняв схиму, в Ярославле в 1299 г. В 1463 г. его мощи (и мощи его сыновей) были обретены нетленными в Ярославском Спасском монастыре.

Память убиенного архиепископа Вологодского и Тотемского Стефана (Знамировского). Выпускник Казанской духовной академии (1904), духовный сын прп. Гавриила Седмиезерного. Расстрелян в пос. Верхний Чов под Сыктывкаром (Коми) 18 марта 1942 г.

Престольные праздники

Храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани (К)

Больничный храм-часовня свт. Луки Крымского при хосписе г. Казани (К)

Больничный храм свт. Луки Крымского г. Бугульмы (А)

Храм свт. Луки Крымского д. Красные Горы Кукморского района (К)

Больничный храм свт. Луки Крымского при ЦРБ г. Мамадыша (К)

Великий пост

Святой Великий Пост — это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. Наша Церковь, как заботливая мать, опекающая своих детей-христиан, установила период Великой Четыредесятницы как время особенно интенсивной духовной борьбы, стараясь помочь нам освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу, дабы удостоиться встретить великий и светлый праздник Воскресения Христова. Издавна христиане, а особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, ибо этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу. Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время. Происходит духовное перестроение человека, который внимательнее прислушивается к голосу совести, чтобы исправить то, чему, возможно, он ранее не уделял должного внимания, и взрасти духовно.

Мученик Конон Исаврийский

Святой Конон подвизался около города Исаврии в Малой Азии. Узнав, что горожане хотят принести жертву Аполлону, он вышел к ним навстречу и предложил убедиться в суетности языческого суеверия. По молитве святого Конона идол сошёл со своего места и, прикатившись к ногам подвижника, произнёс: «Един Истинный Бог, проповедуемый тобою Христос». После этого многие местные жители приняли святое Крещение. Оставшиеся во тьме язычества были вразумлены последующими многочисленными чудесами святого Конона, так что весь народ Исаврийский просветился светом евангельской истины. Когда началось гонение на христиан, в Исаврию прибыл воевода Магдон и повелел воинам мучить святого Конона. Но исавряне, узнав об этом, силой оружия отбили мученика, который продолжал наставлять их в вере до своей праведной кончины.

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его

Сегодня Православная Церковь вспоминает обретение нетленных мощей Феодора Смоленского и его детей — Давида и Константина, благоверных князей Ярославских. Это событие датируется 1463-м годом. Прошло более двух веков со дня смерти князей. Через год после обретения мощей их положили в каменную раку в соборной церкви Спасо-Преображенского монастыря. Еще тогда мощи святых угодников Божиих прославились многими чудесами. Ныне они почивают в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля. Князь Феодор и его сыновья прославились мудрым правлением в непростое время, когда Русь была под властью монголо-татарских завоевателей.

Преподобномученик Адриан Пошехонский

Преподобномученик Адриан родился в Ростове Великом. Приняв монашеский постриг, он подвизался в обители преподобного Корнилия Комельского. После смерти учителя преподобный Андриан вместе со своим послушником Леонидом удалился в пошехонские леса и на реке Вотхе основал обитель в честь Успения Божией Матери. В монастыре был введен строгий устав, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, чтению Священного Писания. Преподобный Адриан был искусным иконописцем и кроме настоятельских трудов занимался писанием икон. Однажды, когда были собраны большие пожертвования на строительство каменного храма, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

Из жития святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского

Летом 1921 года святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в качестве эксперта-хирурга выступал в Ташкентском суде по делу врачей, обвиняемых во вредительстве. Жестокий и беспринципный руководитель ЧК Я. Петерс решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс, но святитель, защищая осуждённых на расстрел коллег, опроверг все его доводы. Выведенный из себя чекист спросил: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?» Святитель ответил: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?» Зал зааплодировал, а Петерс снова спросил: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?» Святитель спокойно ответил: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Зал захохотал, и дело врачей с треском провалилось.

Библейские чтения

Однажды одна пожилая одинокая дама задала священнику неожиданный вопрос: «Батюшка, а что будет с моими котиками, когда они умрут? Я очень переживаю, возьмёт Боженька их к себе в рай или нет?» Опытный пастырь не стал вдаваться в абстрактные и высокопарные размышления, но дал предельно чёткий и ясный ответ: «Всё зависит исключительно от вас. Вы хозяйка. А потому там, где будете вы, будут и ваши котики. Их участь в вечности только в ваших руках». Можно сколько угодно спорить о богословской точности этой мысли. Одно бесспорно — она демонстрирует важный духовный закон: участь наших близких во многом в наших руках. Своим духовным состоянием мы влияем на их судьбу. Как сказал один известный писатель: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Подтверждение этого закона мы находим в отрывке из 7-й главы книги Бытия, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 7.

01И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;

02и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

03также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли,

04ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

05Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Ной был человек исключительной праведности. Это подтверждает Сам Господь, когда говорит: «тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем». Что значит увидел? В Священном Писании встречаются выражения, из которых следует, что Бог видит праведника, знает его, но не знает и не видит грешника. Конечно же, не стоит понимать эти слова буквально. Ведь Бог всеведущий и всезнающий. И на каждого человека у Него имеется самое полное досье, а также самые точные сведения о его местоположении во времени и пространстве.

Скорее, здесь речь идёт о том, что грешник сам не пускает Бога в свою жизнь. Всячески своими делами, словами и мыслями закрывает себя от Творца. Он живёт так, будто Его нет. Будто он сам бог. И так незаметно для самого себя он сползает в пустоту, небытие, отсутствие жизни. Вот такой парадокс. Чем больше в моей жизни эгоизма, самолюбия, зацикленности на себе, тем призрачней я становлюсь. Своими самовольными поступками я словно ластиком стираю себя из книги жизни. Я всё дальше и дальше от Бога. Он всё меньше и меньше меня знает и видит. Так грешник постепенно превращается в тень. И в итоге погружается во тьму внешнюю. Место, где нет Бога.

Праведник живёт совершенно иначе. О Ное говорится, что он «ходил перед Богом». То есть каждую свою мысль, слово и поступок он сверял с Божьей волей. Только представьте, каждое мгновение Ной словно вёл незримую беседу с Творцом. Что бы он не делал, куда бы не пошёл, сначала праведник спрашивал: «Господи, а что ты думаешь по этому поводу? Стоит мне это делать или нет?» И так во всём. Это и означает отдавать свою жизнь в руки Творца. Чем интенсивнее мы говорим с нашим Небесным Отцом, тем ярче наш образ в Его глазах. Тем больше Его в нашей душе. Тем отчётливей мы слышим Его голос. Мы идём по этой жизни и ощущаем, как во всех наших делах нас сопровождает Его взор. Имя наше может быть неизвестно людям. Мы можем быть очень незначительны по своему положению в обществе. Зато нас знает Господь. А потому жизнь во всех своих проявлениях поворачивается к нам лицом.

Не все в окружении праведного Ноя были такими же святыми людьми. Как мы знаем один из его сыновей, Хам, надсмеялся над отцом. Совершил тяжкий грех. Однако и он вошёл в ковчег. Ради праведника Господь дал ему шанс. Точно так шанс получили и другие члены семьи Ноя. Шанс получили и животные, а также и все последующие поколения людей, живущие благодаря Ною после потопа. Так и мы, если ведём праведный образ жизни, спасаем не только собственную душу, но и души тех, кто нас окружает, и кто нам дорог.

священник Димитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог, сотворив человека разумным и свободным, предназначил его к безграничному и всестороннему совершенству. Указание на это содержится в Священном Писании, где говорится, что человек создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1, 26). Слово «подобие», по разумению святых отцов и учителей Церкви, предполагает развитие, устремление к совершенству. Уподобиться Богу означает достичь совершенства, явить красоту Божию в человеческой жизни. Библейское повествование о творении свидетельствует также и о том, что Бог сотворил мир незавершенным и предназначил человека возделывать… и хранить его (Быт. 2, 15), соучаствуя с Ним, Творцом, в совершенствовании и завершении творения. Иными словами, человек призван не только к личному совершенству, но и к совершенствованию окружающего его мира, к тому, чтобы стать соработником Бога.

О соблюдении поста

Предписания поста в календаре — это монастырская практика, для мирян это не Талмуд, а ориентир. В отношении соблюдения поста не существует такой постановки вопроса — «или-или» (или со всей строгостью, или никак). Можно попробовать поститься в той мере, в какой сможешь. Любой опыт, даже если он будет отрицательным, не будет лишним. Тем более что святыми отцами категорически запрещено укорять и осуждать непостящегося. Пост подразумевает как сокращение пищи, так и увеличение молитвы. Чем строже мы постимся гастрономически, тем больше должны молиться. Должна быть гармония телесного и духовного труда.

Первая седмица Великого поста

Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а богослужения недели — продолжительностью.

Первая седмица Великого поста — это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения первой седмицы. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз — в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров. В дни первой седмицы Великого поста предписывается сухоядение, то есть пища без масла (отварной картофель, крупы, овощи, фрукты). Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются.

В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста.

О Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского

В первые четыре дня Великого пос та совершается повечерие, где звучит Великий покаянный канон преподобного Андрея (VII—VIII века). Особенность современного русского богослужения в том, что этот канон читается с самого начала службы. По уставу же канон должен читаться на третьей части повечерия (на Афоне этот порядок сохранён). На первой седмице он разбит на четыре части, а полностью читается на утрене четверга 5-й седмицы поста (Мариино стояние). Изначально — в Х—XIII веках — канон был привязан именно к 5-й седмице, но необязательно к четвергу. Название канона «Великим» и «покаянным» отражает главную тему и объём текста: в современной Триоди в каноне более 200 тропарей, не считая ирмосов, троичных и богородичных, причём канон имеет и редкую для канонов вторую песнь.

Великий канон — одно из лучших произведений византийской церковной поэзии. Он насыщен примерами и призывами к покаянию — большей частью через сравнение молящегося с библейскими праведниками и грешниками. В первых восьми песнях рассматриваются ветхозаветные образы от Адама до пророка Даниила согласно библейской хронологии. Приводя библейские примеры, преподобный Андрей раскрывает их исторический, прообразовательный и морально-аллегорический смыслы с одной целью — показать грешнику, в каком бедственном положении он находится, и обратить его к Богу. Для этого используются и новозаветные образы, они приведены, в основном, во второй половине 8-й и в 9-й песнях. Позже к канону добавили кондак «Душе моя, душе моя, восстани…» (автор — преподобный Роман Сладкопевец, VI век). После XI века в канон вставили тропари, посвящённые его составителю — преподобному Андрею Критскому — и преподобной Марии Египетской.

О покаянии

Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?

Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого — необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.

Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров — видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.

Выдержки из писем игумена Никона (Воробьева)

 

О покаянии в дни Великого поста

Великий пост — время покаяния, осознания своих грехов и ошибок и попытки исправиться в лучшую сторону. Но это не значит, что постящийся человек должен всем своим видом показывать свою скорбь или особенную «святость» по сравнению с другими. Напротив, Господь говорит Своим ученикам: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 — 34). По словам святого Антония Великого, пост — это воздержание языка, сердца и чрева. За много веков до появления светской психологии отцы Церкви, просвещённые Духом Божиим, знали истину о том, что духовное, душевное и плотское начало в человеке тесно связаны и взаимообусловлены. Плоть и душа, по замыслу Творца, должны подчиняться духу — той части нашего существа, которая способна к общению с Ним и с которой начинается благодатное преображение всего человека. Но в результате неправильного направления личной свободной воли каждого из нас эта иерархия часто нарушается. Пост, соединённый с молитвой и следованием Христовым заповедям, — это средство восстановления человека, его исцеления от греха и ложных жизненных установок.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 6

Житейския молвы избежав, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ и, тамо обитель иноков возградив,/ последи от разбойник мученически пострадал еси,/ и ныне сияеши нетлением и чудесы,/ Адриане многострадальна,/ молитвенниче о душах наших.

Молитва преподобномученику Адриану Пошехонскому

О священная и многострадальная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобномучениче и чудотворче Адриане! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно, яви нам смиренным и грешным святое твое заступление: се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе молитвенника благоприятнаго к нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости его благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпиние, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину, и добрый ответ на страшнем суде Христове. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающих в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякого зла. Ей, преподобномучениче святый! не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения, и наследники яви нас быти всесветлаго царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты человеколюбца Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

глас 4

Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.

Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

глас 8

Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение.

Тропарь мученика Конона Исаврийского

глас 4

Яко девственника предивна/ и мученика непоколебима,/ блаженнаго страдальца,/ на бесы власть приемшаго,/ Конона песньми восхвалим и к нему возопиим:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак мученика Конона Исаврийского

глас 3

Чистотою яко Ангел на земли пожив,/ отонудуже собеседник Ангелом быти сподобился еси,/ и родители ко Христову познанию привел еси,/ и, единаго Бога в Троице исповедав,/ пострадал еси до крове,/ мучениче Кононе,/ моли Его непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Воспитание

глас 4

Воспитавшейся во храме во святая святых,/ одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/ Архистратиг Гавриил принесе с небесе целование/ и еже радуйся, радуйся Благословенная,/ радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою.

Новости по теме

В день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанско-Богородицкой обители
В день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) митрополит Кирилл совершил Литургию в Казанско-Богородицкой обители

11 июня, попразднство Вознесения Господня, день памяти святителя Луки, архиепископа Симферопольского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Литургию в Крестовоздвиженском храме Казанско-Богородицкого мужского монастыря.

Духовенство и миряне города Казани приглашаются принять участие в донорской акции Духовенство и миряне города Казани приглашаются принять участие в донорской акции

11 июня, в день памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого, духовенство и миряне города Казани приглашаются поучаствовать в донорской акции. Забор донорской крови будет производиться с с 7:30 до 13:00 в Республиканской станции переливания крови (проспект Победы, д. 85).

Святитель Лука Крымский о благодати Святого Духа: «Даже осанка и походка наши изменятся»
Публикации 11 июня 2020
Святитель Лука Крымский о благодати Святого Духа: «Даже осанка и походка наши изменятся»

… С силой, подобной урагану, сошел Святой Дух на апостолов Христовых, ибо пред ними лежала грандиозная задача коренным образом изменить мировоззрение всего человечества и весь ход мировой истории.

Не от мира сего
Публикации 11 июня 2019
Не от мира сего

11 июня – день памяти святого исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского