Церковный календарь

18 марта. Память мученика Конона Исаврийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 марта. Память мученика Конона Исаврийского

2-я седмица Великого поста.
День постный. 5 марта по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученика Конона Исаврийского (I).

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев (1463). Преподобномученика Адриана Пошехонского, Ярославского (1550). Мученика Онисия (I). Мученика Конона градаря (огородника) (III). Мученицы Ираиды. Мученика Евлогия, иже в Палестине. Мученика Евлампия. Преподобного Марка (V). Преподобного Исихия (ок. 790).

Священномученика Николая Покровского пресвитера (1919); священномученика Иоанна Миротворцева пресвитера и преподобномучеников Мардария Исаева и Феофана Графова (1938). Обретение мощей святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского (1996).

Иконы Божией Матери, именуемой «Воспитание».

Мученик Конон Исаврийский

Святой Конон подвизался около города Исаврии в Малой Азии. Узнав, что горожане хотят принести жертву Аполлону, он вышел к ним навстречу и предложил убедиться в суетности языческого суеверия. По молитве святого Конона идол сошёл со своего места и, прикатившись к ногам подвижника, произнёс: «Един Истинный Бог, проповедуемый тобою Христос». После этого многие местные жители приняли святое Крещение. Оставшиеся во тьме язычества были вразумлены последующими многочисленными чудесами святого Конона, так что весь народ Исаврийский просветился светом евангельской истины. Когда началось гонение на христиан, в Исаврию прибыл воевода Магдон и повелел воинам мучить святого Конона. Но исавряне, узнав об этом, силой оружия отбили мученика, который продолжал наставлять их в вере до своей праведной кончины.

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его 

Сегодня Православная Церковь вспоминает обретение нетленных мощей Феодора Смоленского и его детей – Давида и Константина, благоверных князей Ярославских. Это событие датируется 1463-м годом. Прошло более двух веков со дня смерти князей. Через год после обретения мощей их положили в каменную раку в соборной церкви Спасо-Преображенского монастыря. Еще тогда мощи святых угодников Божиих прославились многими чудесами. Ныне они почивают в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля. Князь Феодор и его сыновья прославились мудрым правлением в непростое время, когда Русь была под властью монголо-татарских завоевателей.

Преподобномученик Адриан Пошехонский

Преподобномученик Адриан родился в Ростове Великом. Приняв монашеский постриг, он подвизался в обители преподобного Корнилия Комельского. После смерти учителя преподобный Андриан вместе со своим послушником Леонидом удалился в пошехонские леса и на реке Вотхе основал обитель в честь Успения Божией Матери. В монастыре был введен строгий устав, большую часть времени иноки посвящали молитве, церковной и келейной, чтению Священного Писания. Преподобный Адриан был искусным иконописцем и кроме настоятельских трудов занимался писанием икон. Однажды, когда были собраны большие пожертвования на строительство каменного храма, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана.

Из жития святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского

Летом 1921 года святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в качестве эксперта-хирурга выступал в Ташкентском суде по делу врачей, обвиняемых во вредительстве. Жестокий и беспринципный руководитель ЧК Я. Петерс решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс, но святитель, защищая осуждённых на расстрел коллег, опроверг все его доводы. Выведенный из себя чекист спросил: «Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днём людей режете?» Святитель ответил: «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?» Зал зааплодировал, а Петерс снова спросил: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?» Святитель спокойно ответил: «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Зал захохотал, и дело врачей с треском провалилось.

Священное Писание

На 6-м часе: Ис. VII, 1-14

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.

2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.

3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, 4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.

5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: 6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.

7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8 ибо глава Сирии — Дамаск, и глава Дамаска — Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9 и глава Ефрема — Самария, и глава Самарии — сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.

10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.

12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.

13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?

14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

На веч.: Быт. V, 32 — VI, 8

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.

Глава 6

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.

4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Притч. VI, 20 — VII, 1

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; 21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: 23 ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, 24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; 26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; 31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: 33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, 34 потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, 35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Глава 7

1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа,— и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть" (Быт. 6, 3). В человеке две противоположности, а сознание одно — личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа, — будет человек духовен, если она на стороне плоти — будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен, и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения. И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу через пост, на сон через бдение, на покой через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине. В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание со свободой станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем. С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество и как мало оно помнится, ценится и ищется!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Бог, сотворив человека разумным и свободным, предназначил его к безграничному и всестороннему совершенству. Указание на это содержится в Священном Писании, где говорится, что человек создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1, 26). Слово «подобие», по разумению святых отцов и учителей Церкви, предполагает развитие, устремление к совершенству. Уподобиться Богу означает достичь совершенства, явить красоту Божию в человеческой жизни. Библейское повествование о творении свидетельствует также и о том, что Бог сотворил мир незавершенным и предназначил человека возделывать… и хранить его (Быт. 2, 15), соучаствуя с Ним, Творцом, в совершенствовании и завершении творения. Иными словами, человек призван не только к личному совершенству, но и к совершенствованию окружающего его мира, к тому, чтобы стать соработником Бога.

О покаянии в дни Великого поста

Великий пост — время покаяния, осознания своих грехов и ошибок и попытки исправиться в лучшую сторону. Но это не значит, что постящийся человек должен всем своим видом показывать свою скорбь или особенную «святость» по сравнению с другими. Напротив, Господь говорит Своим ученикам: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16 — 34). По словам святого Антония Великого, пост — это воздержание языка, сердца и чрева. За много веков до появления светской психологии отцы Церкви, просвещённые Духом Божиим, знали истину о том, что духовное, душевное и плотское начало в человеке тесно связаны и взаимообусловлены. Плоть и душа, по замыслу Творца, должны подчиняться духу — той части нашего существа, которая способна к общению с Ним и с которой начинается благодатное преображение всего человека. Но в результате неправильного направления личной свободной воли каждого из нас эта иерархия часто нарушается. Пост, соединённый с молитвой и следованием Христовым заповедям, — это средство восстановления человека, его исцеления от греха и ложных жизненных установок.

Молитвословия

Тропарь преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 4

Христову мученику Адриану тезоименит был еси, преподобне,/ многия труды подъял еси в жизни временней,/ обитель иноческую созидая в пустыни,/ идеже пострадал еси даже до крове от злых разбойник/ и мученическую смерть от них приял еси,/ Адриане славне,/ чудес благодатию обогатився,/ предстоиши всех Царю, Христу Богу,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак преподобномученика Адриана Пошехонского

глас 6

Житейския молвы избежав, преподобне,/ в пустыню вселился еси,/ и, тамо обитель иноков возградив,/ последи от разбойник мученически пострадал еси,/ и ныне сияеши нетлением и чудесы,/ Адриане многострадальна,/ молитвенниче о душах наших.

Молитва преподобномученику Адриану Пошехонскому

О священная и многострадальная главо, земный ангеле и небесный человече, преподобномучениче и чудотворче Адриане! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно, яви нам смиренным и грешным святое твое заступление: се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе молитвенника благоприятнаго к нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам у благости его благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиих терпиние, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и безмятежное житие, благую христианскую кончину, и добрый ответ на страшнем суде Христове. Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающих в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякого зла. Ей, преподобномучениче святый! не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения, и наследники яви нас быти всесветлаго царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты человеколюбца Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

глас 4

Измлада явистеся святии,/ Богомудре Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ Божественный сосуди, избранный Богови./ Ныне же источаете нам многа исцеления от честных мощей ваших,/ вся ереси потопляюще,/ и спасающе присно град свой,/ и всех верных сохраняюще невредимо/ от видимых и невидимых враг./ Темже верою молим вас, святии:/ молите Христа Бога/ в мире сохранитися нам и спасти души наша.

Кондак благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина

глас 8

Богомудренно преселистеся, святии,/ во град, присно добродетельми цветущий,/ в жизни сей приносяще Богови плоды благи,/ преподобне Феодоре и блаженне Давиде с Константином славным,/ и явистеся, яко многоцветущая райская древеса жизни/ и яко многосветлыя звезды, в мире сияюще благодатию,/ в добродетели исправивше жизнь свою,/ и сего ради получисте живот вечный на Небесех./ Темже благодарственно вам зовем:/ радуйтеся, всемирнии светильницы и граду нашему Ярославлю великое утверждение.

Тропарь мученика Конона Исаврийского

глас 4

Яко девственника предивна/ и мученика непоколебима,/ блаженнаго страдальца,/ на бесы власть приемшаго,/ Конона песньми восхвалим и к нему возопиим:/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак мученика Конона Исаврийского

глас 3

Чистотою яко Ангел на земли пожив,/ отонудуже собеседник Ангелом быти сподобился еси,/ и родители ко Христову познанию привел еси,/ и, единаго Бога в Троице исповедав,/ пострадал еси до крове,/ мучениче Кононе,/ моли Его непрестанно о всех нас.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Воспитание

глас 4

Воспитавшейся во храме во святая святых,/ одеянней верою и премудростию и безмерным девством,/ Архистратиг Гавриил принесе с небесе целование/ и еже радуйся, радуйся Благословенная,/ радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою.

Теги:
Мученик Конон Исаврийский
преподобномученик Адриан Пошехонский
святитель Лука Крымский
православный календарь

Все публикации