
Седмица третья Великого поста
В этот день совершается память:
Преподобного Герасима, иже на Иордане (475). Преподобного Герасима Вологодского (1178). Благоверного князя Даниила Московского (1303).
Благоверного князя Василия (Василько) Ростовского (1238). Преподобномученика Иоасафа Снетногорского, Псковского (1299). Мучеников Павла и Иулиании (ок. 273). Преподобного Иакова постника (VI). Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского (938). Святителя Григория, епископа Констанции Кипрской.
Священномученика Александра Лихарева пресвитера (1938).
Прощеное воскресенье
В последнюю неделю (воскресенье) перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание прародителей — Адама и Евы из рая. Грех как искажение, несовершенство человеческой природы, следствием чего стала смерть, вошел в жизнь всех потомков Адама, то есть всего человечества. Но Господь Бог как любящий Отец через Жертву Сына — Иисуса Христа — спас людей от вечной смерти, дал каждому возможность вернуться к Богу, иметь с Ним жизнь вечную. Для соединения с Богом человеку необходимо очищение от грехов через покаяние. Средством достижения глубокого покаяния является пост. Вступающим на поприще поста Церковь, прежде всего, предлагает примириться между собой, испросить прощение у всех, кому мы могли причинить обиду. Вот почему последняя неделя перед Великим постом называется еще Прощеным Воскресеньем.
Прощеное воскресенье в древней Руси
В Древней Руси иноки и миряне в Прощёное воскресенье в торжественной церковной обстановке прощали друг другу все согрешения. Этот день носил название «Прощёного дня», или «Целовальника». Обычай прощения берёт своё начало в глубокой древности. Он перешёл на Русь из восточных монастырей. Народный обычай прощения в Древней Руси заключался в том, что после вечерней молитвы младшие члены дома с земными поклонами просили прощения у старших; старшие же, испрашивая прощения у них, кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками, посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками. В XVII веке француз Маржерет пишет о чине прощения: «На Масленице россияне… посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не видались, — целуются, приговаривая: “Прости меня, пожалуй”; другой отвечает: “Бог тебя простит”». В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключённых.
Благоверный князь Даниил Московский
Младший сын князя Александра Невского Даниил еще в отрочестве получил в наследство Москву, которую тогда и городом трудно было назвать, и само княжество было совсем маленьким. Возмужав, Даниил укрепил его и увеличил, но отнюдь не путем захвата, а своим талантом миротворца и благочестием. В братских междоусобицах он решал дела миром. Даниилу принадлежат лавры первой победы над ордынцами, которых призвал рязанский князь, чтобы захватить Москву. Даниил не стал мстить и грабить рязанскую землю. Глубоко уважавший Даниила его племянник и князь Переславля-Залесского Иоанн, умирая бездетным, отдал ему свое мощное и богатое княжество. До конца дней Даниил оставался верен нестяжанию и братолюбию, завету своего отца — «Бог не в силе, а в правде», за что Господь и судил его землям стать основой великого государства.
Перенесение мощей благоверного князя Вячеслава Чешского
Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он был миролюбив, строил и украшал церкви, почитал духовенство. Его младший брат Болеслав, желая занять его место, предательски убил святого князя, когда он шёл на богослужение. Кровь, пролитую у церковных дверей, долго не могли отмыть, пока она сама не исчезла. Спустя три года после убийства, 4 марта 932 года, почитатели святого Вячеслава тайно перенесли останки князя в собор Святого Вита. Когда перед погребением открыли раку, то обнаружили нетленные мощи: раны зарубцевались, кроме одной, которую нанёс брат святого князя. Подвиг святого Вячеслава упоминается в «Сказании о Борисе и Глебе» как образец княжеского служения, которому хотел следовать святой Борис.
Преподобный Иаков Постник
Преподобный Иаков подвизался вблизи города Порфириона, где обитало много самарян. Под его влиянием местные жители обращались в христианскую веру. Неверующие самаряне подкупили блудницу для обольщения подвижника, чтобы изгнать его из своей земли. Женщина под видом заблудившейся инокини проникла в келлию святого Иакова. Ночью она стала просить подвижника помазать её грудь елеем, жалуясь на сердечную боль. Выполнив её просьбу, преподобный Иаков почувствовал сильное плотское желание. Тогда он зажёг свечу и держал свою руку над огнём, пока суставы пальцев не отвалились от жара пламени. Блудница пришла в ужас от поступка святого Иакова и, покаявшись, поведала подвижнику о замысле нечестивых самарян. Преподобный рассказал об этом местному епископу, который крестил блудницу, а самарян изгнал из города.
Библейские чтения
В самые разные эпохи, когда мир вокруг казался совершенно развращённым, верующие люди задавали себе один и тот же вопрос: что им делать, чтобы остаться верными Богу? Ответ на него содержится в отрывке из 6-й главы книги Бытия, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 6.
09Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
10Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
17И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].
21Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.
Кого из современных людей устраивает нравственное состояние общества, которое нас окружает? Думаю, никого. Да и вряд ли существовал когда-нибудь человек, который бывал удовлетворён всегда и всем. Начиная с глубокой древности, как явствует из самых разных источников, люди видели недостатки окружающих, обличали их или высмеивали. А ведь на самом деле в общественной жизни немало доброго. Есть люди честные, есть щедрые, есть отзывчивые. Кто-нибудь скажет, что таковых мало, но вопрос не в количестве. Очень многое зависит от того, как мы сами смотрим на мир, насколько настроены видеть доброе, насколько отказываемся от превозношения... Хотим ли мы служить примером для окружающих или, глядя на их поведение, находим в нём оправдание для собственных грехов?
Сегодняшнее библейское чтение ставит проблему жизни в неправедном обществе очень остро. Тому, кто возмущается несовершенствами общественной жизни, надо вспомнить Ноя, который был праведен и непорочен и вокруг которого не было никого, кроме членов его семьи, кто бы задумывался о Боге и стремился бы к жизни по правде. Напротив, всякая плоть извратила путь свой на земле. Любой из нас, кто судит окружающих, может, не сильно напрягаясь, найти массу примеров хорошего поведения, примеров верности, жертвенности, милосердия. У Ноя не было ничего подобного. Это просто невозможно себе представить. И никакой надежды на улучшение ситуации, на доброго царя-батюшку, справедливого судью, гласность, общественное мнение не было. Единственной надеждой Ноя был Бог и Он не оставил праведника.
Современного человека может смущать радикальность того пути, который выбрал Господь, но нам, как людям, важно обратиться к Ною, как к тому, с кого мы можем взять пример. Бог, ниспосылающий на мир потоп, знал, что, став человеком и умерев на кресте, Он сойдёт во ад, чтобы проповедовать тем, кто при Ное проявил непокорство. Ной же жил лишь тем, что зависело от него. Он не оправдывался состоянием окружающего общества, но в своей верности и послушании был примером для каждого.
священник Стефан Домусчи
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Современная массовая культура учит нас тому, чтобы мы грешили. Нам говорят, что хорошо менять партнеров, что хорошо разрушать семью, если «характерами не сошлись», что надо искать только собственное счастье. Все это является бесовским искушением, это насилие над человеческой природой, это ее извращение. Никогда такой образ жизни не приводит человека к счастью. Знаю, что говорю, потому что многие приходят к патриарху, в том числе со словами покаяния, и многие, прожив жизнь, став людьми очень известными, осознают, что прожили жизнь неправильно.
Молитвословия
Тропарь благоверного князя Вячеслава Чешского
глас 4
Днесь Ангели с человеки радуются вкупе общим веселием,/ Небо и земля светло ликуют в память твою, святе./ И мы, грешнии, прилежно ти вопием:/ помолися к Владыце о нас,/ избавити ны от напасти/ видимых и невидимых враг,/ чтущих пресветлую память твою.
Кондак благоверного князя Вячеслава Чешского
глас 1
С лики Ангельскими предстоя,/ блаженне княже Вячеславе,/ наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты/ и, оттуду благодетельныя дары почерп чудес,/ всем, притекающим верою под твою святыню,/ источавши цельбам дарование.
Тропарь преподобного Герасима Вологодского
глас 4
Яко Безплотным единонравен/ и преподобным сообщник, преподобне Герасиме,/ един на Вологду пришел еси,/ прорицая ту быти граду великому/ и в нем святей церкви воздвигнутися/ и святителем водворитися./ Темже и сподобился еси/ близ того погребен быти/ и по преставлении своем многими чудесы исцелений просил еси./ Молися всегда о нас,/ яко да обрящем от Бога милость.
Кондак преподобного Герасима Вологодского
глас 8
От юности, премудре, мирский мятеж оставил еси,/ и многоценный ризы тленныя возненавидел еси,/ и святую одежду ангельскую любезно восприял еси,/ и ту соблюл еси в чистой совести/ и во благих делех, и до преставления своего/ бысть Божественнаго ради жития Троицы селение/ и просветил еси верою приходящий к тебе;/ темже вси зовем ти:/ радуйся, отче Герасиме всечестный.
Кондак преподобного Герасима
глас 4
Возгоревся рачением горним,/ жестость пустыни Иордановы паче всех мира сладких предпочел еси;/ отонудуже повинуся тебе зверь даже до смерти, отче,/ послушне и жалостне на гробе твоем скончася,/ прославльшу тя тако Богу,/ к Немуже моляся, и о нас,// отче Герасиме, поминай.
Тропарь благоверного князя Даниила Московского
глас 4
Княжения твоего славу отложив,/ озаряемый Божественною благодатию,/ Богомудре княже Данииле,/ весь разум в сердце от суетнаго мира сего/ к Зиждителю неуклонно возложил еси/ и, яко звезда на востоце Российскаго государства просиял еси,/ целомудрием же и равноангельным твоим житием/ течение добре совершая,/ веру соблюл еси непорочну,/ тем и по смерти прослави тя Бог в чудесех,/ яко источаеши исцеления верно притекающим к честней раце твоей;/ сего ради днесь празднуем успение твое, людие твои./ Ты же, яко имаши дерзновение ко Христу,/ моли спасти отечество твое// и мирней быти державе нашей.
Кондак благоверного князя Даниила Московского
глас 4
Избранный Богом от чресл родительских/ и воспитанный от младенчества в законе Господни в мужа совершенна/ и Промыслом Вышняго, именитаго града Москвы наследие княжества прием,/ верен строитель благочестивым людем твоим показался еси, Богоблаженне Данииле,/ ихже образом своим наставляя/ и поучая заповедем Господним выну,/ путем, ведущим в живот вечный, присно шествуя,/ Небеснаго Царства достигл еси,// идеже со ангельскими водворяяся лики, поеши Богу: Аллилуия.
Молитва вторая благоверному князю Даниилу Московскому
О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю. Теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах, к тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божией славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божией. Тихость Духа Божия да соблюдет сердце наше. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости выну зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.