Седмица cырная (масленица) — сплошная
В этот день совершается память:
Преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Преподобного Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Фалалея Сирийского (ок. 460).
Священномученика Сергия Увицкого пресвитера (1932); священномученика Петра Успенского пресвитера, мученика Михаила Маркова (1938).
Преподобный Прокопий Декаполит
Преподобный Прокопий Декаполит жил в VIII веке в области Декаполиса или Десятиградия (Мк. 7, 31), к востоку от озера Галилейского. Там он и спасался, предаваясь иноческим подвигам. Святой Прокопий вместе со своим сподвижником святым Василием (память 28 февраля) и другими ревнителями Православия мужественно противостал возникшей в то время иконоборческой ереси. По приказу императора Льва Исаврянина (716—741) преподобный Прокопий был схвачен, предан жестокому бичеванию и брошен в темницу, где вместе со святым Василием томился до самой смерти царя-мучителя, после чего преподобные исповедники были выпущены на свободу. Остальное время жизни преподобный Прокопий провел мирно, в иноческих подвигах, наставляя многих на путь добродетели и спасения. Скончался он в глубокой старости, около 750 года.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский
Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский (1296—1359), родился в семье царедворца и получил всестороннее и глубокое образование. Через некоторое время, сложив государственные полномочия, он удалился на Святую Гору Афон и принял монашество. Святитель Григорий известен тем, что обосновал церковное учение о взаимодействии Бога и человека, высшим выражением которого была мистико-аскетическая практика исихазма, за что претерпел многие скорби: отлучение от Церкви и тюремное заключение. Только спустя время он был оправдан и возведен в сан архиепископа. Учение святителя было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения которого были внесены в чин Торжества Православия.
Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах
По действию диавола дружба пресвитера Тита и диакона Евагрия, иноков Киево-Печерского монастыря, сменилась сильной враждой. По воле Божией Тит заболел, стал плакать о своём прегрешении и послал за Евагрием, чтобы испросить у него прощения. Евагрий же не захотел прийти, и братия насильно привели его. Больной со слезами и земным поклоном просил: «Прости меня, отче, и благослови». Но Евагрий отвернулся от него и произнёс страшные слова: «Я никогда не хочу примириться с ним, ни в сем веке, ни в будущем». Сказав это, он упал мёртвым. Тит же встал здоровым и поведал братии, что во время болезни видел Ангелов, отступивших от него и плачущих о погибели его души, а бесов — радующихся из-за гнева его на брата. Потому Тит и стал просить у Евагрия прощения. Когда же тот отказался простить его, Тит увидел Ангела, поразившего Евагрия пламенным копьём. Титу же Ангел подал руку и воздвиг от одра болезни. Преподобный Тит, утвердившись в мире и любви к братии, скончался и был погребён в Ближних пещерах.
Евангелие дня
Через неделю Церковь войдёт в самый важный период года — в Великий пост. Уже несколько недель Церковь готовит нас к началу поста, и, конечно же, эта подготовка усиливается по мере приближения к первым дням поста. В течение наступившей недели в качестве евангельских чтений во время литургии мы будем слышать рассказы о последних часах земной жизни Христа и о Его Крестной Смерти. Эти евангельские отрывки призваны напомнить нам о том, каков конечный смысл Великого поста — он состоит в подготовке к прохождению со Спасителем Его Страданий и к встрече Христова Воскресения. Сегодня в наших храмах во время богослужения звучит первый из упомянутых отрывков, он взят из 19-й и 22-й глав Евангелия от Луки.
Глава 19.
29И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
30сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
31и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
32Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
33Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
34Они отвечали: он надобен Господу.
35И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
36И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
37А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
07Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
08и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
09Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
10Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
11и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
12И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
13Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
14И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
21И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
23И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
24Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.
25Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
31И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
32но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
33Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
34Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
35И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
36Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
37ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
38Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
39И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
В евангельских описаниях последних дней Спасителя невозможно выделить более или менее важные места, абсолютно всё, что происходило в те часы, обладает равной и непревзойдённой важностью, и всё имеет непосредственное отношение к нашей христианской жизни.
В описании этих часов земной жизни Христа мы видим то, что легко опознать и в нас самих: несмотря на чрезвычайность обстоятельств, несмотря на сгущающийся трагизм всей ситуации апостолы остаются людьми со свойственными каждому человеку слабостями. Это проявляется в их споре о том, кто из них больший. Казалось бы: только что было установлено Таинство Евхаристии, апостолы причастились Тела и Крови Христа, Господь сказал им, что Он будет предан одним из Своих учеников, и вроде бы стоило хотя бы в эти минуты подумать не о себе, а о Нём, но апостолы углубились в размышления о первенстве.
Это искушение прекрасно знакомо каждому воцерковлённому человеку: мало кто из нас способен после причащения Тела и Крови Христовых оставить в прошлом свои переживания, чаще всего мы склонны поступать точно так же, как и апостолы, мы, причастившись, тут же возвращаемся к своей обычной жизни с обычной же круговертью мыслей и устремлений. Вроде бы каждый из нас понимает, что так нельзя, что надо хотя бы какое-то время уделить не себе, а Христу, и попытаться жить Им, но привычка берёт своё. Возможно, нам поможет опыт апостолов: их невнимание к таинству Тела и Крови Христовых имело свои последствия, о которых нам хорошо известно, дальнейшее развитие событий показало, что никто из двенадцати ближайших учеников Спасителя не смог сохранить верность Ему после взятия Господа под стражу. Нельзя не увидеть прямую и непосредственную связь между эти двумя евангельскими сюжетами: между спором о первенстве после причащения и дальнейшим фактическим отречением от Христа.
Конечно же, это предостережение всем нам: если мы не способны хотя бы малое время побыть своим вниманием со Христом тогда, когда мы соединились с Ним в таинстве Тела и Крови Господних, то сможем ли мы быть достаточно внимательны, чтобы не отвернуться от Спасителя в момент опасности для собственной жизни?
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа даровать нам смиренномудрие. Слово «смиренномудрие» составлено из двух слов — «смирение» и «мудрость», и это сочетание означает, что речь идет о мудрости, исполненной смирения. Что же такое смиренномудрие, или исполненная смирения мудрость, и чем она отличается от мудрости вообще, от знаний, от образованности? Отличается чем-то очень важным. Смиренномудрый человек способен объективно оценивать самого себя, свою внутреннюю жизнь и выносить пред лицом Божиим и пред своей совестью нелицеприятный о себе суд.
Об участи умерших некрещёных младенцев
Вопрос о посмертной участи некрещёных младенцев не имеет окончательного соборного разрешения. На этот счёт существуют полярные мнения, ведь Рай — это не просто место, в которое пускают или не пускают, это в первую очередь состояние, до которого дозревают или не дозревают. Серединным является мнение свт. Григория Богослова, по которому даже некрещёные младенцы «не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны». Это связано с тем, что они не проявляют свою свободную волю в нравственном отношении, а будучи некрещеными, — пребывают в узах первородного греха.
Представление о том, что дети до 7-ми лет безгрешны (ересь Пелагия) — безосновательно, первородный грех властвует над человеком с момента зачатия (Пс.50:7). До 7-ми лет дети обычно не могут регулярно сознательно исповедоваться, поэтому их допускают к Причастию без исповеди. К аллегориям можно отнести наименование усопших младенцев ангелами, так как ангелы в иерархии творения стоят ниже людей и являются бесплотными духами; не следует забывать, что ангелы бывают и падшими, потому данный образ не идеален.
Мать, истинно любящая своего младенца, приобщает его к Богу и блаженной вечности ещё в утробе, молясь, причащаясь Святых Христовых Тайн, очищаясь в Таинстве Покаяния.
Святитель Григорий Палама о молитве и посте
Святитель Григорий в 12-й гомилии поясняет ответ Спасителя ученикам после исцеления одержимого юноши (Мк. 9:17—29), когда они переживали, почему не смогли сами изгнать из него беса. Господь сказал, что этот бес «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29). Святитель говорит, что многие ошибочно думают, что «молитва и пост должны были быть со стороны страждущего». Но человек, одержимый «бесом разнузданности» — так святитель Григорий называет недуг юноши, — не может «молиться или с пользой для себя поститься». Злой дух «бросает в огонь захваченного им — таковыми являются беспорядочные и безумные любовные страсти», он погружает несчастного в воду — «вследствие обжорства и неумеренных и частых пирушек и попоек». Одержимый бесом нелегко «допускается к слышанию или говорению божественных предметов». Молитва и пост могут помочь человеку отвергнуть внушения беса в самом начале, но если он уже не имеет «свободного ума», то подвиг поста и молитвы за него должны взять те, кто себя контролирует.
Молитвословия
Кондак святителя Григория
глас 8
Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.
Тропарь Предтечи, глас 4:
От земли возсиявши, Предтечева глава/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род// единогласную возсылати славу Христу Богу.
Кондак Предтечи, глас 2:
Пророче Божий и Предтече благодати,/ главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/ исцеления всегда приемлем,/ ибо паки, якоже прежде,// в мире проповедуеши покаяние.
Величание Предтечи:
Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// обретение.
Молитва Иоанну Предтечи
Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился есй коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.
Тропарь преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах
глас 1
Братолюбне тя живуща видев любве ненавистник,/ победил тя во гнев,/ но, ведый твоя прежния труды любве источник — Господь,/ преложи тя паки на братолюбие,/ в немже ты прочее пожив Богоугодне,/ молися о нас, яко да поживем братолюбне.
Кондак преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах
глас 7
Смирению Господню подобней,/ смирился еси, священник сый пред лицем гордаго диакона Евагрия,/ беззлобие Тите,/ за что приял еси не токмо временныя жизни неотпадение,/ Ангелу тя воздвигшу,/ но и вечныя наслаждение,/ в нейже ликуя, избавляй нас лютаго гнева и памятозлобия.