Церковный календарь

12 марта. Суббота первой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
12 марта. Суббота первой седмицы Великого поста

1-я седмица Великого поста.
День постный. 27 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.

Преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Преподобного Тита Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Фалалея Сирийского (ок. 460).

Священномученика Сергия Увицкого пресвитера (1932); священномученика Петра Успенского пресвитера, мученика Михаила Маркова (1938).

Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила её в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретён сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. От великой святыни стали происходить многочисленные чудеса. Иннокентий хранил честную главу с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь возможного поругания святыни от неверных, он снова скрыл её в том самом месте, где обрёл.

Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах

По действию диавола дружба пресвитера Тита и диакона Евагрия, иноков Киево-Печерского монастыря, сменилась сильной враждой. По воле Божией Тит заболел, стал плакать о своём прегрешении и послал за Евагрием, чтобы испросить у него прощения. Евагрий же не захотел прийти, и братия насильно привели его. Больной со слезами и земным поклоном просил: «Прости меня, отче, и благослови». Но Евагрий отвернулся от него и произнёс страшные слова: «Я никогда не хочу примириться с ним, ни в сем веке, ни в будущем». Сказав это, он упал мёртвым. Тит же встал здоровым и поведал братии, что во время болезни видел Ангелов, отступивших от него и плачущих о погибели его души, а бесов — радующихся из-за гнева его на брата. Потому Тит и стал просить у Евагрия прощения. Когда же тот отказался простить его, Тит увидел Ангела, поразившего Евагрия пламенным копьём. Титу же Ангел подал руку и воздвиг от одра болезни. Преподобный Тит, утвердившись в мире и любви к братии, скончался и был погребён в Ближних пещерах.

Священное Писание

2 Кор., 176 зач., IV, 6-15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.

Мф., 40 зач., XI, 2-15

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Нечестивый падет от нечестия своего" (Прит. 11, 5). Нечестие — это неправильное отношение к Богу или полное богозабвение, к которому принадлежит и неверие в бытие Бога и Его промышление о тварях. Иные души, будучи теснимы напором подобных нечестивых мыслей, желая, однако, являть из себя исправные личности, решают так: буду правдив, честен и гуманен, не занимая себя тем, есть ли кто выше меня, назирающий, обязывающий и имеющий потребовать отчета. И что же? Не бывает на них благословения Божия, которого не взыскивают, и дело их не спеется. Совесть каждодневно напоминает им о делах или неправды, или нечестности, или негуманности. Только перед людьми успевают они являть себя праведными, в оправдание свое, где нужно отгрызаясь и кривотолкуя факты. Кто же добросовестен внутри, тому нечем себя оправдать. Невнимательные к себе пропускают мимо и этот внутренний разлад, внимательные же управляются с этим кое — как. О, когда бы кто либо из них добросовестно взглянул на этот разлад, и разобрал, откуда он и как его уладить! Он уладил бы потом и сам себя, и других позаботился бы направить на добрый лад.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа даровать нам смиренномудрие. Слово «смиренномудрие» составлено из двух слов — «смирение» и «мудрость», и это сочетание означает, что речь идет о мудрости, исполненной смирения. Что же такое смиренномудрие, или исполненная смирения мудрость, и чем она отличается от мудрости вообще, от знаний, от образованности? Отличается чем-то очень важным. Смиренномудрый человек способен объективно оценивать самого себя, свою внутреннюю жизнь и выносить пред лицом Божиим и пред своей совестью нелицеприятный о себе суд.

Об участи умерших некрещёных младенцев

Вопрос о посмертной участи некрещёных младенцев не имеет окончательного соборного разрешения. На этот счёт существуют полярные мнения, ведь Рай — это не просто место, в которое пускают или не пускают, это в первую очередь состояние, до которого дозревают или не дозревают. Серединным является мнение свт. Григория Богослова, по которому даже некрещёные младенцы «не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны». Это связано с тем, что они не проявляют свою свободную волю в нравственном отношении, а будучи некрещеными, — пребывают в узах первородного греха.

Представление о том, что дети до 7-ми лет безгрешны (ересь Пелагия) — безосновательно, первородный грех властвует над человеком с момента зачатия (Пс.50:7). До 7-ми лет дети обычно не могут регулярно сознательно исповедоваться, поэтому их допускают к Причастию без исповеди. К аллегориям можно отнести наименование усопших младенцев ангелами, так как ангелы в иерархии творения стоят ниже людей и являются бесплотными духами; не следует забывать, что ангелы бывают и падшими, потому данный образ не идеален.

Мать, истинно любящая своего младенца, приобщает его к Богу и блаженной вечности ещё в утробе, молясь, причащаясь Святых Христовых Тайн, очищаясь в Таинстве Покаяния.

Молитвословия

Тропарь Предтечи, глас 4:

От земли возсиявши, Предтечева глава/ лучи испущает нетления верным исцелений,/ свыше собирает множество Ангел,/ доле же созывает человеческий род// единогласную возсылати славу Христу Богу.

Кондак Предтечи, глас 2:

Пророче Божий и Предтече благодати,/ главу твою, яко шипок священнейший, от земли обретше,/ исцеления всегда приемлем,/ ибо паки, якоже прежде,// в мире проповедуеши покаяние.

Величание Предтечи:

Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// обретение.

Молитва Иоанну Предтечи

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю; пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился есй коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия: Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй грех, покаяние же проповедуяй во очищение коегождо дел скверных; очисти мя грехми оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Тропарь преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах

глас 1

Братолюбне тя живуща видев любве ненавистник,/ победил тя во гнев,/ но, ведый твоя прежния труды любве источник — Господь,/ преложи тя паки на братолюбие,/ в немже ты прочее пожив Богоугодне,/ молися о нас, яко да поживем братолюбне.

Кондак преподобного Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах

глас 7

Смирению Господню подобней,/ смирился еси, священник сый пред лицем гордаго диакона Евагрия,/ беззлобие Тите,/ за что приял еси не токмо временныя жизни неотпадение,/ Ангелу тя воздвигшу,/ но и вечныя наслаждение,/ в нейже ликуя, избавляй нас лютаго гнева и памятозлобия.

Теги:
Преподобный Тит Печерский
православный календарь
преподобный Прокопий Декаполит

Все публикации