Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 7-й. Заговенье на мясо.
В этот день совершается память:
Святителя Порфирия, архиепископа Газского (420).
Преподобного Севастиана Пошехонского (ок. 1500). Мученика Севастиана (ок. 66).
Священномученика Михаила Лисицына пресвитера (1918); священномученика Петра Варламова пресвитера (1930); священномученика Сергия Воскресенского пресвитера (1933); священномучеников Иоанна, епископа Рыльского, и Иоанна Дунаева пресвитера, преподобномучницы Анны Благовещенской (1938).
Неделя о Страшном Суде
В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: «человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, мне будет легко всё исправить». Определили же здесь (вспоминать) этот страшный день, чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он — Праведный Судия и воздаёт каждому по делам его. Кроме того, после отшествия душе подобает прийти и Судии, некоторым образом этого служит и настоящий праздник. Поскольку же теперь полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, то к предстоящей неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней — конец всех дней и самого мира. Пост же на мясо установили в эту неделю ради страха Судного Дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним.
Неделя мясопустная — заговение на мясо
В Неделю мясопустная, так как в этот день происходит заговенье на мясо. На Литургии в Неделю мясопустную читается Первое послание к Коринфянам (1 Кор. 8:8—9:2): «Брашно же нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся…», то есть: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Это апостольское чтение говорит не о посте — иначе возникло бы недоумение, зачем поститься, и святитель Феофан Затворник прямо предупреждает от такого вывода, говоря, что «неосновательно прилагать слово апостола к постам!» (Толкование на 1 Кор. 8:8). Это пища сама по себе не является ни добром, ни злом — но подвигом может быть отказ от пищи, если это совершается по любви к брату или послушанию Церкви. Апостол далее говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» (1 Кор. 8:13). В стихирах «на хвалитех» Недели мясопустной пост назван «царицей добродетели», которая приблизилась, чтобы подать верным «множество благ»: успокоить «страстей смятение» и согрешивших «примирить с Владыкой».
О Сырной седмице
Последняя подготовительная к Великому посту седмица — сырная (в просторечии её называют масляной, или Масленицей), так как на этой неделе из скоромного устав дозволяет лишь молочную (сырную) пищу и рыбу. По сути, с понедельника Сырной седмицы уже начинается пост — это «предпразднство воздержания»: устав не разрешает вкушение мяса, а в среду и пятницу на Сырной седмице дозволено вкушение пищи только один раз в день — вечером. Таким образом, Сырная седмица является подготовкой к посту, изменением порядка жизни в сторону большего воздержания. Пост проявляется и в главной составляющей церковной жизни — совершении Божественной литургии: на Сырной седмице по средам и пятницам литургия не совершается, за исключением случая, когда на эти дни приходится праздник Сретения.
Синаксарь субботы Сырной седмицы («Память преподобных отцев, в подвиге просиявших») не только поясняет цель совершения памяти преподобных в канун Великого поста, но и приводит историю появления в церковном календаре самой Сырной седмицы: «О сырной же некоторые говорят, что её установил император Ираклий, а раньше она была мясоястной, ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую [седмицу], по уставу среднюю между мясоедом и постом, что и исполнил».
Богослужебный устав Сырной седмицы отличен от других недель церковного года: здесь в единственный раз Триодь, Минея и Октоих соединяются в полном объёме; можно сказать, что эти три богослужебные книги здесь равноправны (Великим постом, то есть в период пения Триоди, она будет главенствовать). Среда и пятница Сырной седмицы совершаются по великопостному чину, но с уставной пометкой, что тексты читаются быстро («поскору»), то есть службы не отличаются великопостной размеренностью и продолжительностью.
Святителя Порфирия, архиепископа Газского
Святитель Порфирий, архиепископ Газский, происходил из Македонии. Имея склонность к иноческой жизни, он ещё юношей оставил родину и отправился в Египет, где подвизался на Нитрийской горе под руководством преподобного Макария Великого, а затем поселился в Иорданской пустыне. Там святой Порфирий впал в тяжкий недуг. Для исцеления он решил идти на поклонение ко святым местам Иерусалима. Однажды, когда святой Порфирий в полном расслаблении лежал у подножия Голгофы, он увидел в тонком сне Господа Иисуса Христа, сошедшего с Креста и обратившегося к нему со словами: «Приими это Древо и храни его». Проснувшись, он почувствовал себя здоровым. Слова Спасителя вскоре исполнились: Патриарх Иерусалимский посвятил святого Порфирия в пресвитерский сан и поставил хранителем Честнаго Древа Креста Господня.
Евангелие дня
Бог, как мы знаем, всемогущ и всесилен, Он благ и милосерден, Он способен помочь человеку бесконечным количеством способов, Он может воздействовать на стихию и спасать тогда, когда спасение невозможно в силу совокупности естественных природных причин, так Бог поступил во время бури на Галилейском озере, так Бог спас апостола Павла во время кораблекрушения, так Бог действовал и по отношению ко множеству других людей. Но означает ли всемогущество и благость Божии, что мы имеем право устраниться от того, чтобы стать проводниками силы Божией для других людей? Евангелие даёт однозначный ответ: нет, такого права у нас нет. Этот евангельский ответ мы можем услышать в том отрывке 25-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 25.
31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
В только что прозвучавшем евангельском отрывке нет даже намёка на какие-либо возвышенные богословские истины, этот отрывок предельно практичен: он связывает благополучную вечность не с теологическими рассуждениями, какими бы правильными и одухотворёнными они ни были, а с помощью другим людям. Само по себе появление этих слов Христа свидетельствует о наличии некоторого закона созданного Богом мира, того закона, о котором мы не сможем прочитать ни в учебниках физики, ни в сборнике законодательных актов какого-либо из существующих или же существовавших государств. Этот закон относится к области духовной жизни человека и говорит о том, что сделать свою душу способной войти в Христово Царство можно только на пути бескорыстного служения другим людям, причём тем из них, кто не способен как-либо нас отблагодарить, тем, кто неприятен, кто капризен и опасен. Как правило, мы с радостью готовы служить своим детям или же родителям, но Христос ставит ни во что такое служение, потому что оно по своей сути равно служению себе самому, и потому в таком служении нет никакого подвига и нет проявления той любви, к которой призывает нас Спаситель. Любовь — это когда человек выходит за пределы своей плотской ограниченности и начинает делать добрые дела тем, кто совершенно иной, с кем мы меньше всего хотели бы общаться, и на какого мы в своём обычном состоянии предпочитаем не обращать внимания.
Безусловно Бог способен помочь этим людям и без нас. Христос никогда не утверждал обратного, но Он утверждал другое: эти люди с их болью и отверженностью нужны нам, без них мы не сможем приблизиться ко Христу, не сумеем стать Христовыми, и совершенно не случайно Спаситель уподобил Себя Самого именно этим людям, а не тем, кто сыт, приятен, ароматен и благополучен. Христос, будучи Богом, никак не зависит от человека, не мы Ему, а Он нам даёт бытие, «мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Уподобление Спасителем Себя нуждающимся в помощи говорит, среди прочего, и о том, что мы в этих людях нуждаемся значительно больше, чем они в нас, и как невозможно спасение души без Бога, так невозможно оно и без голодных, бездомных, замерзающих, больных и находящихся под стражей. Дай нам всем Бог уловить эту мысль нашего Спасителя и через служение другим обрести своё место в Христовом Царстве!
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Суд Божий совершается над родом человеческим и над каждым из нас постоянно. Но что же тогда есть Второе Пришествие и Великий и Страшный суд? — Страшный суд есть окончательное явление Божией правды и низложение всякой неправды. Как мы ожидаем справедливого человеческого суда, как, обращаясь к людям за третейским судом, ждем от них правды, так же мы должны не бояться, а ждать Великого и последнего суда Божия, в котором и будет явлена правда и подлинность бытия, а все призрачное, неверное, сомнительное, соблазнительное — все, что от диавола, — будет низложено и уничтожено. Поэтому мысль о таком Суде не должна приводить нас в животный трепет — она должна усиливать в нас страх Божий, то есть желание и стремление творить добро и правду — и в личной жизни, и в семейной, и в общественной. Суд Божий является не только конечным и заключительным действием в человеческой истории, но, как и каждый кризис, началом новой, обновленной жизни всего рода человеческого, всего Божьего творения.
Схема Великого поста
Великий пост длится шесть недель. Страстная седмица — особый период, когда время аскетической подготовки к Пасхе закончилось и на первое место выходит Крестный подвиг Самого Христа. Строгий пост христиан на Страстной неделе — это исполнение просьбы Христа, обращённой в Гефсиманском саду к апостолам: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» (Мф. 26:38). У каждой из шести недель поста своя тема, отражённая в богослужении (в древности распределение тем было иным; следы прежнего порядка остались в текстах служб): 1) Неделя Торжества Православия, 2) память святителя Григория Паламы, 3) Крестопоклонная неделя, 4) память преподобного Иоанна Лествичника, 5) память преподобной Марии Египетской, 6) Вход Господень в Иерусалим. В пятницу 6-й седмицы на вечерне звучит стихира «Душеполезную совершивше Четыредесятницу».
Двери ада заперты изнутри
Ад для грешников является местом, где они получают справедливое воздаяние. С другой стороны, ад — это и такое место, где Бог проявляет к ним милосердие. Свет божественной благодати не будет жечь их там нестерпимо, но под действием этого света они не смогут далее грешить, увеличивая этим свои страдания. Для закоренелой во зле грешной души видение святых в союзе любви в Царствии Божьем лишь усиливало бы её ожесточение.
Зачем Бог создал тех, кто выберет ад? Мало кто скажет, что деторождение — зло, хотя мы все прекрасно понимаем, что ребенок будет жить в мире, в котором он будет болеть, страдать и, наконец, когда-нибудь умрет. Тем не менее, мы рожаем детей, становимся сотворцами Богу, давая возможность им и их потомкам избрать верный путь.
Паисий Святогорец о познании себя
Человек должен познать себя таким, какой он есть в действительности, а не таким, каким его представляет в его собственных глазах враг — диавол. Ведь диавола заботит одно: как бы сделать нам зло. Человек никогда не должен отчаиваться — только бы у него было покаяние, потому что и грехи его меньше, чем грехи диавола, и смягчающие вину обстоятельства у него есть — ведь он создан из земли, но, будучи невнимательным, поскользнулся и испачкался грязью. Для того чтобы духовная борьба была правильной, мы должны вращать колесо (нашей духовной машины) в сторону, противоположную той, куда его крутит диавол. Диавол внушает нам, что мы якобы что-то собой представляем? Нам надо возделывать в себе самоукорение. Внушает, что мы ничего собой не представляем? Будем говорить: «Бог меня помилует». Если человек ведет себя таким образом — с простотой, доверием к Богу и упованием на Него, то в его жизнь входят покаяние, смирение, и он восходит на духовные высоты.
Если вдруг один из наших близких окажется не в раю, то не получится ли, что и жизнь там для нас будет не райская?
Мы не мучаем себя бесплодными вопросами об участи тех или иных людей, мы делаем всё от нас зависящее, чтобы и мы сами, и как можно больше людей обрели связь и примирились с Богом. Что касается Бога, то Он точно милосерднее любого из нас, просто доверимся Ему и в этом.
Встречаются и такие мнения:
— Изумление от созерцания Бога будет столь велико, что мы просто забудем о близких в земной жизни. Преподобный Силуан Афонский рассказывал: «Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?». Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, в пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит — икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».
— Видение близких в реальном облике, отражающем их духовное содержание, обнаружит многие наши чувства к ним как иллюзорные, обманчивые. Как иногда люди клянутся друг другу в любви, а потом становятся равнодушны или даже ненавистны.
Пятница первой седмицы Великого поста
В пятницу первой седмицы Великого поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебен с каноном святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо — рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.
В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую седмицу Великого Поста. Но великомученик Феодор Тирон, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
В конце первой седмицы Великого поста все члены Церкви Христовой исповедуются и причащаются святых Христовых Таин. Приступающий к Таинству покаяния приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, и кается в своих грехах. На аналое лежат Крест и Евангелие, символизируя невидимое присутствие Самого Бога, Которому исповедуется человек, тогда как священник является лишь свидетелем при этом Таинстве. Священник, видя чистосердечное раскаяние человека, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа, и осеняет его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся принимает благословение от священника на причащение Святых Христовых Таин.
Молитвословия
Тропарь святителя Порфирия, архиепископа Газского
глас 4
Труды и болезни твоя, яже по благочестию,/ кто исповесть, отче?/ день бо и ночь не престал еси трудяся,/ дондеже от нечестия Газу очистив, благочестие насадил еси,/ тем яко всегда еси предстатель о стаде твоем,/ тако, святе Порфирие,/ моли Христа Бога да спасет души наша.
Кондак святителя Порфирия, архиепископа Газского
глас 2
Священнейшими твоими нравы украшаемь,/ священства одеждею озарился еси,/ всеблаженне Богомудре Порфирие,/ и исцелений удобряеши возвышеньми,/ моляся непрестанно о всех нас.