
Седмица третья Великого поста.
В этот день совершается память:
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Илия, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия (ок. 320).
Мученика Урпасиана (ок. 295). Святого Кесария, брата святителя Григория Богослова (ок. 369). Праведного Тарасия.
Перенесение во Владимир мощей мч. Авраамия Болгарского (1230) (местн.).
Священномученика Михаила Маслова, Алексия Смирнова, Димитрия Гливенко, Сергия Лебедева, Сергия Цветкова пресвитеров и Николая Горюнова диакона, прмч. Иоасафа Шахова и прмцц. Наталии Ульяновой и Александры Самойловой (1938).
Албазинской иконы Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть» (1666).
Мученик Авраамий Болгарский пострадал за Христа в столице Волжской Булгарии Великом Болгаре 1 апреля 1229 г. Его святые мощи в 1230 г. перенесены из Болгара в Успенский собор Княгинина монастыря г. Владимира св. блгв. вел. кн. Георгием Владимирским. В настоящее время частицы его мощей пребывают в храме мч. Авраамия (г. Болгар) и в Успенском Княгинином монастыре. Из-за совпадения с великопостным периодом память перенесения мощей мч. Авраамия празднуется в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (по случаю второго перенесения мощей этого святого в 1711 г.).
Престольные праздники
Никольский собор (приставной престол в честь 40 мчч. Севастийских) г. Казани (К)
Храм 40 мчч. Севастийских с. Ютаза Ютазинского района (А)
Храм мч. Авраамия Болгарского г. Болгара Спасского района (Ч)
Сорок мучеников Севастийских
22 марта Церковь празднует память сорока мучеников, погибших за веру в Христа в римской провинции Севастия (нынешняя Армения). Являясь христианами, они открыто исповедовали свою веру, что не понравилось их начальнику, который был язычником. Уговоры и приказы не могли сломить их дух, и тогда мучеников загнали в ледяное озеро, устроив рядом баню, и поставили перед ними условие: тот, кто отречется от Христа, сможет зайти и согреться, а остальные замерзнут в холодной воде. 39 человек самоотверженно свидетельствовали о своей вере, и лишь один смалодушничал и сбежал. Но его место занял стражник, глядя на искреннюю веру своих пленников, он уверовал в Христа и вошел в озеро, став мучеником. Образ сорока севастийских воинов стал примером для стойких в своих убеждениях людей, которые не боятся лишений и готовы на смерть ради веры.
Албазинская икона Божией Матери, именуемой «Слово плоть бысть»
Сия благодатная икона была принесена из Москвы в г. Албазин, а из Албазина, после первых нападений на этот город китайцев, икона была казаками перенесена в с. Торг, в 30 верстах от Нерчинска. По Камчатской епархии с нею бывают крестные ходы. Торгинская, бывшая Албазинская, икона славится многими чудотворениями. Эту икону называют также “Слово плоть бысть”, по сходству изображений.
Священное Писание
То, что кажется безнадёжным людям, для Бога таковым не является. Так звучит, пожалуй, один из главных тезисов, на которых строится евангельское повествование. И мы с вами в этом сможем убедиться, если вникнем в содержание отрывка из второй главы Евангелия от Марка. Этот текст читается сегодня в православных храмах во время Литургии.
Глава 2.
14Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним.
15И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним.
16Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
17Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Православное христианство в отличие от некоторых других религиозных течений и гуманистических концепций призывает нас не просто быть хорошими людьми, а стать похожими на Бога — нашего Творца. Это означает, что ориентироваться нам нужно не на человеческое миропонимание, а на те принципы, которые даны нам Самим Богом. А Он завещал нам полюбить ближнего, как самого себя. Это означает, что любовь наша должна быть адресована не только тем, кто нам нравится, но и тем, кто оказался в плену грехов и пороков, чья жизнь ассоциируется у нас с чем-то скверным.
На бумаге всё выглядит красиво, а вот на практике дело обстоит значительно сложнее. Как проявить любовь к ближнему, который живёт против заповедей Божиих? Есть ли способ отделить человека от его ошибок? Посмотрим, что в данной ситуации предпринимал Господь Иисус. Благодаря прозвучавшему чтению мы узнали, как состоялось призвание в число апостолов Левия Матфея. Кем же был этот человек? До встречи со Христом он работал мытарем, то есть сборщиком налогов.
Профессия эта во времена Христа имела отвратительную репутацию. Ведь мытари, во-первых, служили оккупационным властям — Римской империи, а потому считались предателями родины. А во-вторых, мытари не получали зарплаты, но прибавляли к налогам свою премию. То есть дополнительно обирали сограждан. На месте Спасителя мы бы, наверное, с презрением прошли мимо Левия Матфея. А может быть и позволили себе слова осуждения в его адрес.
Но Спаситель-то смотрел на людей (и на Матфея в том числе) глазами не человека, а Бога. И Сын Божий увидел в сердце мытаря, презираемого всеми и самим собой, огромное желание изменить жизнь, вернуть утраченную чистоту совести. Господь Иисус, не сомневаясь, призывает Матфея в число апостолов. И тот с радостью и благодарностью откликается на этот призыв. В ином Евангелии — от Луки — говорится, что Левий Матфей накрыл богатый стол у себя дома для Христа и Его спутников.
Трапезу со Спасителем приходят разделить другие мытари и прочие грешники, то есть люди с очень плохой репутацией. Застолье происходит на глазах у довольных фарисеев и прочих представителей религиозной элиты. Они наконец-то получили доказательство того, что Иисус из Назарета — грешник и лицемер. Законники укоряют Христа за то, что Он общается с порочными людьми. Значит — и Он Сам такой!
Но вот как звучит ответ Сына Божьего: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию». В Евангелии от Матфея у слов Спасителя есть ещё одна составляющая: «пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы?» Это цитата из книги пророка Осии. Но звучит тут не случайно. Спаситель подобно ветхозаветным пророкам возвещает правду и милость Божию. И идёт Он к тем, кто нуждается в наставлении — как изменить свою жизнь к лучшему?
Законники в таком совете не нуждались. Они себя считали совершенными и спасёнными. А вот мытари и прочие грешники стремились узнать правду Божию и выпутаться из сетей греха. Сын Божий, общаясь с жертвами пороков и страстей, конечно же, не одобрял их образа жизни. Но Он возвращал людям их утраченное достоинство. Человек, встретившись со Христом, вспоминал, что по-прежнему любим Богом, что образ Божий в нём ещё жив. Многие грешники покаялись благодаря любви Христовой. Мы призваны быть похожими на Спасителя — видеть в людях лучшее, светлое. И быть проводниками исцеляющей благодати Христовой!
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Зависть не только имеет тяжелые последствия для человека завистливого, не только причиняет ему боль и реальные страдания. Зависть — это социально опасный порок, потому что очень часто именно зависть является причиной интриг, конфликтов, скрытых и открытых войн, революций. Известно, что историческая наука, объясняя те или иные страшные события в человеческой истории, обычно отталкивается от так называемых объективных обстоятельств: мол, стечение политических, экономических, еще каких-то иных факторов и привело к тому или иному трагическому развитию событий. Наука не учитывает такой фактор, как действия завистников. А ведь на самом деле сколько несчастий и сколько горя было в истории, сколько несчастий и сколько горя происходит и в наше время оттого, что один завидует другому, одна группа людей — другим, одни народы — другим! Именно зависть явилась причиной первого пролития крови: завистник Каин был первым, кто поднял руку на другого человека, на брата своего, движимый чувством зависти.
Святитель Василий Великий о сорока мучениках Севастийских
Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая добрым из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей доблестных не преминет и сам подражать им в подобных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтоб и тебе соделаться мучеником в произволении и без гонения оказаться удостоенным одинаковых с ним наград. А нам открывается случай подвизаться не одному мученику, и не двум только мученикам, даже не десятью ограничивается число ублажаемых: но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали одинаковое терпение в мучениях. Все подобны один другому, все равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы.
Ефрем Филофейский о Великом посте
Святой Великий Пост — это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. Наша Церковь, как заботливая мать, опекающая своих детей-христиан, установила период Великой Четыредесятницы как время особенно интенсивной духовной борьбы, стараясь помочь нам освободиться от пороков, очиститься и приблизиться к Богу, дабы удостоиться встретить великий и светлый праздник Воскресения Христова. Издавна христиане, а особенно монахи, уделяли большое внимание этому духовному этапу и считали его священным, ибо этот период предполагает как духовную, так и телесную борьбу. Это борьба воздержания в пище, борьба всенощного бдения, борьба очищения и борьба духовных обязанностей, которых намного больше, чем в остальное время. Происходит духовное перестроение человека, который внимательнее прислушивается к голосу совести, чтобы исправить то, чему, возможно, он ранее не уделял должного внимания, и взрасти духовно.
Святитель Тихон Задонский о духовном посте
Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда тело постится от пищи и пития; душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Многие постятся телом, но не постятся душой; многие воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от того польза? Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают, и какая им от этого польза? Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно. Как налагаешь пост телу своему, наложи пост также и злям приходям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопамятства; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от злого видения, — отврати очи твои, еже не видети суеты. Уклонися от зла и сотвори благо. Сей есть христианский пост, какого Бог от нас требует! Покайся и, воздерживая себя от всякого злого слова, дела, помышления, поучайся всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.
Молитвословия
Тропарь 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/ умолен буди, Господи,/ и вся наша болезни исцели,/ Человеколюбие, молимся.
Кондак 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, глас 6
Все воинство мира оставльше,/ на Небесех Владыце прилепистеся,/ страстотерпцы Господни четыредесять,/ сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/ достойно восприясте славу с Небес/ и венцев множество.
Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.