7 марта. Обретение мощей мучеников, иже во Евгении

4537
Фото

В этот день совершается память:

Обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395—423).

Мучеников Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305). Преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V). Преподобного Афанасия исповедника (821).

Священномучеников Иосифа Смирнова и Владимира Ильинского пресвитеров, Иоанна Касторского диакона и мученика Иоанна Перебаскина (1918); священномучеников Михаила Горбунова, Иоанна Орлова, Виктора Моригеровского, Иоанна Парусникова, Сергия Белокурова, Андрея Ясенева, Павла Смирнова пресвитеров, прмчч. Сергия Букашкина и Антипы Кириллова, преподобномученицы Параскевы Макаровой, мучеников Стефана Франтова и Николая Некрасова, мучениц Елисаветы Тимохиной, Ирины Смирновой и Варвары Лосевой (1938); мученика Андрея Гневышева (1941); преподобномученика Филарета Пряхина (1942).

Апостол от 70-ти Андроник, святитель Афанасий, святая Иуния

Обретение мощей святых мучеников во Евгении. Во время гонений на христиан останки святых мучеников обычно погребались верующими в потаенных местах. Таким образом, в Царьграде близ ворот и башни, называемых Евгениевыми, оказались погребенными множество тел мучеников, имена которых оставались неизвестными Церкви. Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с великой честью перенесены в храм. Одному благочестивому клирику, Николаю Каллиграфу, было открыто, что среди мощей, обретенных в Евгении, находятся мощи святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его Иунии, о которых упоминает святой апостол Павел в Послании к римлянам (Рим. 16, 7). В ХII веке на месте обретения мощей святых мучеников был построен великолепный храм имп. Андроником (1183—1185 гг.), ангел которого был изображен в виде святого апостола Андроника.

Мученик Маврикий и 70 воинов

Святой Маврикий, военачальник из Апамеи Сирийской, пострадал при императоре Максимиане Галерии вместе с сыном Фотином и 70-тью воинами. Когда мучители пытками не смогли заставить мучеников отречься от Господа Иисуса Христа, они придумали для подвижников ещё более изощрённое истязание. Святых воинов отвели на болотистое место, где были целые тучи жалящих насекомых, и привязали к деревьям, обмазав их тела мёдом. Всякого рода мухи, комары, оводы, осы, шершни устремились на подвижников; густым облаком они окружили страстотерпцев, немилосердно уязвляя их. Десять дней святые воины претерпевали страшные муки, пока Бог не принял их в небесные обители. Тела мучеников было приказано бросить без погребения, но христиане тайно ночью похоронили честные останки святых на месте их ужасной казни.

Преподобный Афанасий Павлопетрийский, исповедник

Преподобный Афанасий Исповедник родился в Константинополе в семье благочестивых родителей. Достигнув совершеннолетия, он принял монашеский постриг в одной из Никомидийских обителей под названием Павлопетрия. О его высокой подвижнической жизни стало известно при дворе императора-иконоборца Льва Армянина. За поклонение иконам св. Афанасию пришлось вытерпеть изгнание, скорби и страдания. До конца жизни он остался верным исповедником веры Христовой и мирно отошел к Господу в 821 году.

Библейские чтения

Уникальность человеческого существа — в чём она заключается? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й и 3-й глав книги Бытия, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 2.

20И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Глава 3.

01Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

02И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

03только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

04И сказал змей жене: нет, не умрете,

05но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

06И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

07И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

08И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

09И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.

Согласно древневосточным представлениям, тот, кто знает имя, — тот знает сущность предмета. Тот владеет предметом и может его использовать по своему усмотрению. Поэтому Адам не просто раздаёт животным клички. Скорее, он производит масштабную каталогизацию мироздания. Устанавливает иерархические связи между его элементами. Определяет их функции. И каждый из этих элементов занимает своё место в той картине мира, которая формируется в сознании Адама. Таким образом первый человек вступает в права полноценного владыки и хозяина земли. Теперь Адам знает имена животных, он знает, что они из себя представляют и он может их использовать.

Примечательно то, что никакого имени не даётся женщине. И это логично. Ведь женщина — человек. А человек создан по образу Божию. А Бог для нас непостижим. Он Один в Своём роде. Поэтому, когда мы хотим Его объяснить, подобрать Ему имя, которое полностью бы Его описывало, чтобы использовать Эту Силу в своих целях, Он словно убегает от нашего ума. Не случайно греческое слово «Теос», Бог, восходит по мнению некоторых знатоков древних языков, к глаголам «бежать», «убегать». И в человеке тоже есть нечто, что делает его уникальным и неповторимым. То, для чего даже имени невозможно подобрать. Это наше глубинное Я, которое открывается лишь в особых обстоятельствах. Тогда, когда мы любим и нас любят. Когда нас не хотя использовать, но принимают такими, какие мы есть. В эти мгновения глубокого доверия и открытости мы наги перед взором друг друга, подобно первым людям в раю. А потому все имена уходят на второй план.

Ева получает своё имя сразу после грехопадения. Оно становится знаком того, что теперь Адам имеет над ней власть. Теперь между ними устанавливается иерархия. Теперь он может управлять ей как своей подданной. Так живёт падший мир. По животному закону сильного. Однако сегодня же мы слышим, как Бог даёт Еве обещание, что придёт тот, кто поразит змея и грех в самую голову. Это пророчество о Христе. Его воплощение радикально меняет ситуацию. Исполняя евангельские заповеди и участвуя в церковных таинствах, человек получает силы подниматься над своим полуживотным состоянием. От Господа мы имеем благодать, которая помогает нам не навешивать на окружающих ярлыки, не ставить им диагнозы, не выносить им приговоры своими сплетнями, пересудами и злословием. Мы получаем благодать просто служить им. И чем усердней мы двигаемся по этому пути, тем отчётливей видим в каждом человеке просто ещё одного ребёнка, который потерялся и очень хочет вернуться домой, к своему Небесному Отцу.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

У Церкви нет никаких иных способов воздействовать на сознание людей, как только словом, исполненным любви и правды. Но как важна эта миссия Церкви для всего рода человеческого, даже если слово это произносится наперекор общему мнению мира с его ложными и опасными ценностями! Как важно, чтобы это слово звучало, потому что, пока оно звучит, люди способны его слышать и вставать в ряды тех, кто идет против общего потока жизни. И чем больше таких людей, тем сильнее поток идущих к Царствию Божию. Церкви не дана окончательная победа в этом столкновении с миром, который ее не принимает. Из слова Божия мы знаем, что такая победа связана не с историческим служением Церкви, а с таинственным явлением Господа и Спасителя в день Его Страшного суда.

Молитвословия

Тропарь в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиях своих венцы пришла нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении

глас 4

От земли возсиявше яко светила правды,/ нечестия всю отразисте мглу/ и верных просвещаете,/ мученицы Божественнии,/ Троицы поборницы.

Кондак мучеников иже во Евгении

глас 8

Крепцыи веры столпи, добропобеднии мученицы,/ за Христа подъемше различныя муки,/ и на лета многа сокровени бысте,/ и ныне явистеся яко многоценное богатство,/ и в Церковь Божию честно носими архиерея Божия дланьми,/ просящим раздаваете, еже на пользу.// Тем молитеся о душах наших.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года