Церковный календарь

2 марта. Понедельник первой седмицы Великого поста

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
2 марта. Понедельник первой седмицы Великого поста

1-я седмица Великого поста
Начало Великого поста. 18 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Льва, папы Римского (461).

Преподобного Космы Яхромского (1492). Святителя Агапита исповедника, епископа Синадского (IV). Святителя Флавиана исповедника, патриарха Цареградского (449–450).

Преподобного Владимира Терентьева исповедника (1933).

В понедельник, вторник, среду и четверг 1-й седмицы на великом повечерии поется Великий канон преподобного Андрея Критского.

Святитель Лев I, папа Римский

Святитель Лев, папа Римский, боролся с ересями, искажающими православное учение о соединении двух природ в ипостаси Господа Иисуса Христа. Для утверждения истинной веры он написал догматическое послание, которое послужило основой ороса IV Вселенского Собора. По свидетельству святителя Софрония Иерусалимского, «святой Лев положил сие послание на гробе первоверховного апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил сего апостола: «Если я, как человек, в чём-либо ошибся, или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь сие». Спустя сорок дней ему во время молитвы явился апостол и сказал: “Прочитал и исправил”. Взяв своё послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашёл его исправленным рукою апостола».

Священное Писание

Бытие. Глава I, стих 1–13

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

Притчи. Глава I, стих 1–20

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,

2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;

3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;

4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;

5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;

6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

7 Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,

9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;

11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,

12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;

13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;

14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", -

15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,

16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,

18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Прииде пост, мати целомудрия». А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, — и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут — благие помышления, и не сила только воротится — крепость воли, но и очи откроются — ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Жизнь наша сегодня чрезвычайно сложна, настолько быстро все вокруг нас меняется — как в плане внешних материальных факторов, так и в сфере культуры и духовной жизни. То, что еще вчера касалось незыблемым, совершенным, то, что являлось примером, сегодня перестает быть таковым. И в этой круговерти жизни современной цивилизации невероятно трудно сохранить свой внутренний мир от соблазнов, искушений и даже разрушения. И для тех, кто желает идти путем, предлагаемым Церковью, первая седмица Великого поста дает возможность посмотреть на себя, на своих близких, родных, на свою работу, на то, что происходит в стране и в обществе, с некоторой дистанции. И эта дистанция вызвана не безразличием, но, напротив, помогает увидеть то, что реально происходит. Первая седмица Великого поста должна быть для нас временем отстранения от суеты мира для того, чтобы обострилось наше зрение, и для того, чтобы мы научились не только видеть, но и понимать суть происходящих событий, в первую очередь, чтобы мы могли понимать, что происходит с нами самими.

Первая седмица Великого поста

Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а богослужения недели — продолжительностью.

Первая седмица Великого поста — это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения первой седмицы. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз — в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров. В дни первой седмицы Великого поста предписывается сухоядение, то есть пища без масла (отварной картофель, крупы, овощи, фрукты). Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются.

В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста.

О Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского

В первые четыре дня Великого пос та совершается повечерие, где звучит Великий покаянный канон преподобного Андрея (VII–VIII века). Особенность современного русского богослужения в том, что этот канон читается с самого начала службы. По уставу же канон должен читаться на третьей части повечерия (на Афоне этот порядок сохранён). На первой седмице он разбит на четыре части, а полностью читается на утрене четверга 5-й седмицы поста (Мариино стояние). Изначально — в Х–XIII веках — канон был привязан именно к 5-й седмице, но необязательно к четвергу. Название канона «Великим» и «покаянным» отражает главную тему и объём текста: в современной Триоди в каноне более 200 тропарей, не считая ирмосов, троичных и богородичных, причём канон имеет и редкую для канонов вторую песнь.

Великий канон — одно из лучших произведений византийской церковной поэзии. Он насыщен примерами и призывами к покаянию — большей частью через сравнение молящегося с библейскими праведниками и грешниками. В первых восьми песнях рассматриваются ветхозаветные образы от Адама до пророка Даниила согласно библейской хронологии. Приводя библейские примеры, преподобный Андрей раскрывает их исторический, прообразовательный и морально-аллегорический смыслы с одной целью — показать грешнику, в каком бедственном положении он находится, и обратить его к Богу. Для этого используются и новозаветные образы, они приведены, в основном, во второй половине 8-й и в 9-й песнях. Позже к канону добавили кондак «Душе моя, душе моя, восстани…» (автор — преподобный Роман Сладкопевец, VI век). После XI века в канон вставили тропари, посвящённые его составителю — преподобному Андрею Критскому — и преподобной Марии Египетской.

О покаянии

Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи? Как мы можем считать на правом пути того, кто не сознает себя (сознает, а не словами называет только) грешнейшим паче всех?

Все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а в следствие этого — необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.

Забыв все свои добрые дела, мы должны, как мытарь, взывать от всего сердца: «Боже, будь милостив нам, грешным!» И если мытарь только за такую молитву был оправдан от всех грехов, то ясно, что Господь и нас помилует, если от всего сердца будем молиться и надеяться на милосердие Божие.

Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров — видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все.

Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, откройте себя Богу и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчаться и хоть иногда, но отзовется сокрушением, а может быть и слезами.

Выдержки из писем игумена Никона (Воробьева)

Молитвословия

Тропарь святителя Льва, папы Римского

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение,/ Льве премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная./ Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Льва

глас 3

На престоле, славне, священства сед/ и львов уста словесных заградив,/ догматы богодухновенными Честныя Троицы/ озарил еси свет богоразумия твоему стаду./ Сего ради прославился еси// яко Божественный таинник Божия благодати.

Теги:
Святитель Лев Римский
православный календарь

Все публикации