28 февраля. Память апостола от 70-ти Онисима (ок. 109)

4266
Фото

Седмица сплошная. Глас 5.

В этот день совершается память:

Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109 г.). Преподобного Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Преподобного Евсевия, пустынника Сирийского (V). Преподобного Анфима Хиосского (1960).

Священномучеников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова пресвитеров (1930); священномучеников Николая Морковина, Алексия Никитского, Алексия Смирнова пресвитеров, Симеона Кулямина диакона, преподобномученика Павла Козлова и преподобномученицы Софии Селиверстовой (1938).

Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.

***

На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть).

Апостол от 70-ти Онисим

В молодости апостол от 70-ти Онисим жил во Фригии и был рабом Филимона, знатного христианина. Провинившись в чем-то и боясь наказания, он бежал в Рим, где легко затеряться в толпе, но как беглый раб все-таки попал в тюрьму. В застенке Онисим встретился с апостолом Павлом и, приняв от него Крещение, стал ему служить. Павел, лично знавший Филимона, написал ему письмо, прося простить беглого раба и принять его как брата. С этим посланием он отправил святого Онисима к хозяину, лишив себя помощи, в которой очень нуждался. Филимон не только простил Онисима, но и отпустил раба на волю, послав обратно в Рим к апостолу. После кончины апостола ставший епископом Онисим проповедовал во многих местах — от Греции до Испании. В правление императора Траяна святой уже глубоким старцем принял мученический венец: он был побит камнями и обезглавлен.

Евангелие дня

У каждого из нас есть друзья, мы собираемся в компании, объединённые по самым разным интересам. Нас не смущает при этом, что мы выбираем в компанию одних людей и не выбираем других. Так уж вышло, что мы объединяемся на основе каких-то вкусов, идей, предпочтений. Но может ли Бог иметь предпочтения? Существуют ли люди, которых Он воспринимает как Своих Друзей? Ответ на этот вопрос, как кажется, явно дан в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 13.

24Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,

25и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

26Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

27И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

28От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

29Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

30Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.

31Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

В русском языке довольно много пословиц и крылатых выражений, суть которых сводится к очень простой мысли: от поведения человека зависит состояние, к которому в итоге он приходит. Человек, который пренебрегал работой, не должен удивляться тому, что деньги кончились и ему нечего есть, а тот, кто не выстраивал глубоких и искренних отношений с детьми, не должен обижаться тому, что с возрастом он стал им совершенно неинтересен. Причём, в последнем случае, как вообще со всякими отношениями, взаимодействие с детьми должно быть глубоким, искренним, входящим в саму ткань жизни. Речь идёт не о контроле, не о том, чтобы просто обеспечить едой, вещами и средствами. Речь об общении личностей, в котором есть именно общие интересы, общие переживания и общие радости. И в этой общей жизни дети призваны принимать участие. Сначала не вполне сознательное, но со временем всё более и более осознанное, творческое и ответственное. В итоге отношения сохраняются теми, кто этого сам захотел и приложил к этому труд.

В сегодняшнем чтении, описывая события конца мира, Спаситель говорит, что Он пошлёт ангелов, которые соберут Его избранников «от четырёх ветров, от края земли и до края». Это слово может нас зацепить. Избранников — это кого? Любимчиков? А разве у Бога могут быть любимчики? Разве это справедливо? В чём же тут загвоздка? Почему мы сами выбираем себе друзей по общности жизни, взглядов и интересов, но, когда речь идёт о Боге, смущаемся и уверены, что Он так вести Себя не должен? Чтобы дать ответ на этот вопрос, вспомним, в каких ещё сферах дружба и избирательный подход нас смущает? Ответ прост. В общественной и государственной сфере. Говоря об общественной и политической жизни, мы понимаем, что все люди равны и тот или иной пост человек должен занимать не потому, что он просто нравится вышестоящему начальнику, не потому что он его сват, брат или крестник, а потому что он профессионал и знает своё дело. Когда мы в этой сфере слышим о предвзятости и ориентации на вкусы, мы возмущаемся и говорим, что это несправедливо. Именно поэтому нас может возмутить намёк на нечто подобное, когда мы говорим о Боге. Мы слышим слово «избранный» и нам сразу кажется, что всё это необъективно... Мы хотели бы, чтобы система была прозрачной и предельно объективной. Личные предпочтения здесь как будто бы всё портят.

Но зададим себе вопрос: на что больше должно быть похоже общение с Богом? На общение родителей с детьми или на отношения в государственной машине? Если мы попробуем ответить на основании Писания, ответ будет очевиден. Бог не машина, Он существо личное, и общение с Ним значительно больше походит на отношения родителей и детей. Он готов выстраивать личные отношения с каждым из нас, входя в самую глубину нашей жизни. Если мы, как дети, Ему отвечаем, наши отношения становятся подлинно плодотворными. Мы выбираем жизнь с Ним и становимся теми, кого Он может назвать избранными, теми, кто ответил дружбой на Его дружбу.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Все предстоящее нам великопостное поприще посвящено теме преодоления греха в человеке. И если мы в течение поста не меняемся к лучшему, то напрасно трудились, напрасно молились, напрасно постились, потому что и пост, и молитва обретают смысл только тогда, когда есть результат. Это не означает, что мы должны прекратить поститься и молиться, если не чувствуем результата. Совсем не так! Это означает, что если мы не чувствуем результата, то должны осознать: в нашей жизни происходит что-то неправильное, хотя мы совершаем молитву и ограничиваем себя в пище.

Православные шутят

Когда я одному брату сказал, что он довольно-таки потолстел, брат мне ответил:

— Не читал ли ты, что ничто ХУДОЕ не войдет в Царствие Небесное?

Молитвословия

Тропарь апостола Онисима

глас 3

Апостоле святый Онисиме,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Кондак апостола Онисима

глас 4

Яко луча, возсиял еси вселенней,/ зарями сияя солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла, мир просветившаго:/ темже тя почитаем,// Онисиме славне.

Новости по теме

Апостол от 70-ти Онисим (ок. 109 г.)
Жития святых 28 февраля 2017
Апостол от 70-ти Онисим (ок. 109 г.)

Во фригийском городе Колоссах во времена апостольские жил христианин знатного рода, по имени Филимон. У него был раб Онисим. Провинившись перед своим господином и боясь наказания, этот раб бежал от него в Рим, где тогда жил св. апостол Павел.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.