Седмица сплошная. Глас 5.
В этот день совершается память:
Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109 г.). Преподобного Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобного Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Преподобного Евсевия, пустынника Сирийского (V). Преподобного Анфима Хиосского (1960).
Священномучеников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова пресвитеров (1930); священномучеников Николая Морковина, Алексия Никитского, Алексия Смирнова пресвитеров, Симеона Кулямина диакона, преподобномученика Павла Козлова и преподобномученицы Софии Селиверстовой (1938).
Виленской (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.
***
На великом повечерии читается Великий канон Андрея Критского (Вторая часть).
Апостол от 70-ти Онисим
В молодости апостол от 70-ти Онисим жил во Фригии и был рабом Филимона, знатного христианина. Провинившись в чем-то и боясь наказания, он бежал в Рим, где легко затеряться в толпе, но как беглый раб все-таки попал в тюрьму. В застенке Онисим встретился с апостолом Павлом и, приняв от него Крещение, стал ему служить. Павел, лично знавший Филимона, написал ему письмо, прося простить беглого раба и принять его как брата. С этим посланием он отправил святого Онисима к хозяину, лишив себя помощи, в которой очень нуждался. Филимон не только простил Онисима, но и отпустил раба на волю, послав обратно в Рим к апостолу. После кончины апостола ставший епископом Онисим проповедовал во многих местах — от Греции до Испании. В правление императора Траяна святой уже глубоким старцем принял мученический венец: он был побит камнями и обезглавлен.
Евангелие дня
У каждого из нас есть друзья, мы собираемся в компании, объединённые по самым разным интересам. Нас не смущает при этом, что мы выбираем в компанию одних людей и не выбираем других. Так уж вышло, что мы объединяемся на основе каких-то вкусов, идей, предпочтений. Но может ли Бог иметь предпочтения? Существуют ли люди, которых Он воспринимает как Своих Друзей? Ответ на этот вопрос, как кажется, явно дан в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 13.
24Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего,
25и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.
26Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.
В русском языке довольно много пословиц и крылатых выражений, суть которых сводится к очень простой мысли: от поведения человека зависит состояние, к которому в итоге он приходит. Человек, который пренебрегал работой, не должен удивляться тому, что деньги кончились и ему нечего есть, а тот, кто не выстраивал глубоких и искренних отношений с детьми, не должен обижаться тому, что с возрастом он стал им совершенно неинтересен. Причём, в последнем случае, как вообще со всякими отношениями, взаимодействие с детьми должно быть глубоким, искренним, входящим в саму ткань жизни. Речь идёт не о контроле, не о том, чтобы просто обеспечить едой, вещами и средствами. Речь об общении личностей, в котором есть именно общие интересы, общие переживания и общие радости. И в этой общей жизни дети призваны принимать участие. Сначала не вполне сознательное, но со временем всё более и более осознанное, творческое и ответственное. В итоге отношения сохраняются теми, кто этого сам захотел и приложил к этому труд.
В сегодняшнем чтении, описывая события конца мира, Спаситель говорит, что Он пошлёт ангелов, которые соберут Его избранников «от четырёх ветров, от края земли и до края». Это слово может нас зацепить. Избранников — это кого? Любимчиков? А разве у Бога могут быть любимчики? Разве это справедливо? В чём же тут загвоздка? Почему мы сами выбираем себе друзей по общности жизни, взглядов и интересов, но, когда речь идёт о Боге, смущаемся и уверены, что Он так вести Себя не должен? Чтобы дать ответ на этот вопрос, вспомним, в каких ещё сферах дружба и избирательный подход нас смущает? Ответ прост. В общественной и государственной сфере. Говоря об общественной и политической жизни, мы понимаем, что все люди равны и тот или иной пост человек должен занимать не потому, что он просто нравится вышестоящему начальнику, не потому что он его сват, брат или крестник, а потому что он профессионал и знает своё дело. Когда мы в этой сфере слышим о предвзятости и ориентации на вкусы, мы возмущаемся и говорим, что это несправедливо. Именно поэтому нас может возмутить намёк на нечто подобное, когда мы говорим о Боге. Мы слышим слово «избранный» и нам сразу кажется, что всё это необъективно... Мы хотели бы, чтобы система была прозрачной и предельно объективной. Личные предпочтения здесь как будто бы всё портят.
Но зададим себе вопрос: на что больше должно быть похоже общение с Богом? На общение родителей с детьми или на отношения в государственной машине? Если мы попробуем ответить на основании Писания, ответ будет очевиден. Бог не машина, Он существо личное, и общение с Ним значительно больше походит на отношения родителей и детей. Он готов выстраивать личные отношения с каждым из нас, входя в самую глубину нашей жизни. Если мы, как дети, Ему отвечаем, наши отношения становятся подлинно плодотворными. Мы выбираем жизнь с Ним и становимся теми, кого Он может назвать избранными, теми, кто ответил дружбой на Его дружбу.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Все предстоящее нам великопостное поприще посвящено теме преодоления греха в человеке. И если мы в течение поста не меняемся к лучшему, то напрасно трудились, напрасно молились, напрасно постились, потому что и пост, и молитва обретают смысл только тогда, когда есть результат. Это не означает, что мы должны прекратить поститься и молиться, если не чувствуем результата. Совсем не так! Это означает, что если мы не чувствуем результата, то должны осознать: в нашей жизни происходит что-то неправильное, хотя мы совершаем молитву и ограничиваем себя в пище.
Православные шутят
Когда я одному брату сказал, что он довольно-таки потолстел, брат мне ответил:
— Не читал ли ты, что ничто ХУДОЕ не войдет в Царствие Небесное?
Молитвословия
Тропарь апостола Онисима
глас 3
Апостоле святый Онисиме,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.
Кондак апостола Онисима
глас 4
Яко луча, возсиял еси вселенней,/ зарями сияя солнца, блаженне,/ всесветлаго Павла, мир просветившаго:/ темже тя почитаем,// Онисиме славне.