Седмица сплошная. Глас 5.
В этот день совершается память:
Преподобного Авксентия (ок. 470). Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869).
Преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1090). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры (XI). Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Преподобного Марона, пустынника Сирийского (IV). Святителя Авраамия, епископа Каррийского (V). Преподобного Илариона Грузина, Святогорца (1864) (Груз.). Преподобного Шио Мгвимского (VI) (Груз.) (переходящее празднование в четверг сырной седмицы).
Священномученика Павла Дернова пресвитера и сыновей его мучеников Бориса, Григория и Симеона (1918); священномученика Онисима, епископа Тульского (1937); священномученика Трифона Родонежского диакона (1938).
Священномученик Павел Дернов — выпускник Казанской духовной академии (1894), елабужский священник и протоиерей (1894-1918). Убит в Елабуге в ночь с 26 на 27 февраля 1918 г., утром 27 февраля вслед за отцом были убиты и его сыновья — мученики Борис, Григорий и Симеон.
Память святителя Рафаила (Хававини), епископа Бруклинского, викария Северо-Американской епархии (1915). Преподаватель Казанской духовной академии (1894-1895). Скончался в Нью-Йорке (США) 14 февраля 1915 г. Причислен к лику святых Православной Церковью в Америке (в святцы Русской Православной Церкви его имя не включено).
Память архиепископа Ульяновского и Мелекесского Иоанна (Братолюбова). Уроженец г. Казани (1882), выпускник Казанских духовных училища, семинарии и академии (1906). Скончался на покое в Ульяновске 27 февраля 1968 г.
Престольные праздники
Придел мч. Феодора, болярина Черниговского, Сергиевского храма г. Казани (на ул. Япеева) (К)
Храм новомчч. Елабужских г. Елабуги (К)
Перенесение мощей благоверного князя Михаила Черниговского и болярина его мученика Феодора
В 1246 году, желая убить нелояльного князя Михаила Черниговского, завоеватели предложили ему в Орде ради «уважения» к хану выполнить языческие обряды, зная, что для христиан это недопустимо. Как и ожидалось, князь и его боярин Феодор отказались, исповедав верность Христу. После убийства тела святых были брошены псам, но псы не тронули их, а ночью над мощами мучеников появился огненный столп. Русские перенесли мощи святых в Чернигов, где мощи находились до XVI века. В 1578 году по желанию царя Иоанна IV мощи были перенесены в Москву. Царь при этом сам составил службу на перенесение мощей. Мощи вначале положили в храме, посвящённом этим святым. В XVIII веке мощи перенесли в Сретенский собор (1770 год), а затем в Архангельский собор Московского Кремля (1774 год), где они и доныне пребывают под спудом.
Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский
Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Вместе с братом он был послан в 857 году имп. Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар, а затем в 862 году — в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. По природе болезненный и слабый, св. Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался 42 лет от роду в 869 году. Погребен учитель славян в римской церкви Св. Климента.
Преподобный Авксентий Вифинский
Преподобный Авксентий Вифинский (около 420—470) родился в знатной семье и был хорошо образован. При императоре Феодосии II он служил в придворной гвардии. Когда ему было 22 года, святой ушёл в один из монастырей Вифинии. Там он принял постриг и был посвящён в пресвитера. Стремясь к совершенству в молитве, преподобный несколько лет провёл уединённо в пещере на острове Оксия, затем в пещере Скопа в Вифинии (позднее там возник монастырь во имя преподобного Авксентия). Преподобный почитается как гимнограф. Для приходивших к нему паломников он слагал короткие — в 2—3 фразы — тропари, простые и назидательные. Среди тропарей преподобного Авксентия есть такие: «Бедный и нищий, поем Тя, Господи: Слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, глаголавшему пророки»; «Воинства в небесех песнь возсылают, и мы на земли славословие: Свят, Свят, Свят Господь, исполнь небо и земля славы Твоея»; «Седяй на Херувимех и небеса отверзый, ущедри и спаси нас» (перевод диакона В. Василика).
Преподобный Шио Мгвимский
Преподобный Шио пришел в Грузию для проповеди Слова Божия в числе 12 учеников святого Иоанна Зедазнийского. По благословению католикоса Грузии Евлавия и своего учителя преподобный Шио поселился в пещере западнее города Мцхета. Святой подвизался в строгом посте и молитве и подобно святому пророку Илии питался небесным хлебом, который ему приносил голубь. Вскоре к этому месту устремились жаждущие пустыннической жизни. Святой Шио основал в Саркине обитель, в которой подвизались 2000 монахов. После совершения многих чудес святой Шио выкопал возле монастыря пещеру и провел в затворе 15 лет. Мощи угодника Божия были погребены в основанной им Мгвимской обители, и на его святой могиле поныне совершаются чудеса.
Евангелие дня
На вопрос о том, чего они больше всего боятся, люди в своём большинстве ответили бы просто: смерти. Но могут ли так отвечать христиане? И может ли что-то быть страшнее смерти? Прикровенно Христос даёт ответ на этот вопрос в отрывке из 13-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 13.
14Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
21Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там,- не верьте.
22Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
В сегодняшнем чтении Спаситель предупреждает учеников о грядущих последних временах. Он описывает осквернение храма или даже самой жизни, которое наступает так стремительно, что тем, кто находится в поле, нельзя даже обернуться забрать одежду. Возможно, это только образ, но так или иначе эти слова говорят о том, что в какой-то момент нормы, которыми наполнена жизнь общества, начнут буквально рассыпаться на глазах. Скорбь тех дней будет такой страшной, что, по словам Христа, подобной ей не было от создания мира. Мы несколько привыкли к этим словам, но разве они не вызывают недоумения? Ведь если вспомнить историю всемирного потопа, может показаться, что страшнее не было просто ничего. Ведь речь не о скорби, но о смерти. Смерти массовой и неотвратимой практически для всех. Но что делать? Между своим восприятием и словами Спасителя мы, естественно, выбираем Его свидетельство и нам остаётся только понять, почему это так? Чем скорбь последних дней может быть страшнее того же потопа или огненного дождя, погубившего Содом и Гоморру?
Ответ, очевидно, кроется в том, что Христос не считает смерть чем-то окончательным для людей, ведь таковыми он считает Воскресение и последний Суд. И если скорбь будет связана с запустением и осквернением святыни, значит, христиане будут поставлены перед мучительным выбором между верностью Учителю и гонениями, с одной стороны, и предательством веры и выживанием, с другой. Последняя перспектива страшнее смерти именно потому, что она повлияет не на временное бытие человека, но на вечное. Нам бывает страшно не то что умереть, но даже пострадать, однако на самом деле страшнее выбрать зло и осквернить святыню образа Божьего, которая и делает нас по-настоящему людьми.
С чем же будет связана скорбь последних дней нашего мира? Задумываясь над этим, верующие делают акцент на физических страданиях. Мы часто можем услышать разговоры о притеснениях и гонениях на христиан, которые постепенно усиливаются и будто бы к концу света станут практически невыносимыми. Всё это так и очень похоже, что притеснения христиан действительно будут очень серьёзными. При этом важно помнить, что не менее, а, может быть, и более опасными оказываются страдания и притеснения нравственного и духовного характера. Когда человек знает, как должен поступить, ему бывает легче перенести даже страдание, потому что он по совести уверен, что его дело осмысленно и оправданно, и по-другому поступить он не может. Но в тот момент, когда он потеряет нравственные ориентиры, когда самые разные проповедники будут говорить о том, что знают пути спасения, и люди не будут знать, кому верить, — наступит скорбь духовная, от которой невозможно будет укрыться во тишине собственной души — потому что эта скорбь и так будет внутри.
Но что же делать? Что может защитить от того, о чём говорит Спаситель? Если мы будем внимательны к Его словам, ответ станет очевидным: победа над этой скорбью кроется в надежде на Бога и в памяти о Его любви к нам. Скорби предстоит быть, но ради тех, кто будет верен, — Господь сократит эти дни. И даже в этой скорби Он будет помнить о нас и заботиться о нашем спасении.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Важно понимать, что церковнославянский язык — это не далекое прошлое, а наше настоящее. Язык богослужения, несомненно, может претерпевать и претерпевает изменения. Церковнославянский язык, как и всякий язык, тоже развивается. Это хорошо видно, когда совершаешь богослужение, используя богослужебные книги разного времени. Даже славянский Евангельский текст, хорошо известный на слух любому воцерковленному православному человеку, предстает совершенно иным, если вы читаете Евангелия по тексту XVII века. <…> Изучение церковнославянского языка и обучение этому языку — важная общецерковная задача.
Не будет ли скучно в раю?
В будущем веке райское существование будет качественно другим, чем нынешнее земное. На качественно ином уровне радости. Принципиальным отличием состояния его обитателей от состояния наших современников, живущих земной жизнью, будет блаженство. Блаженство райских жителей будет не кратковременным, а постоянным, не прерываемым ни изнутри, ни извне.
К сожалению, многие представляют себе рай совершенно по-мусульмански. Ведь что такое рай для мусульманина? Это место, где правоверным дадут то, в чём они испытывали недостаток на земле. В христианском же понимании праведники будут вечно блаженствовать и радоваться, главным образом, не просто от комфорта, а от того, что будут созерцать и познавать Бога во всей Его славе.
Бог бесконечен во всех аспектах. Это такой Собеседник, который всегда интересен. Он способен вечно удивлять нас.
Согрешить в раю человек не сможет, все праведники окончательно утвердятся в добре.
Молитвословия
Тропарь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского
глас 4
От пелен прилежно Премудрость сестру себе сотворив, Богогласе,/ пресветлую видев, яко девицу чисту,/ юже приемь, приведе,/ яко монисты златыми, сею украсив свою душу и ум,/ и обретеся яко другий Кирилл, блаженне,/ разумом и именем мудре.
Кондак равноапостольного Кирилла, учителя Словенского
глас 2
Твердым и Богодохновенным учением/ просвещая мир пресветлыми зарями,/ обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,/ разсевая пресветлое Божие слово,/ на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.
Молитва святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
О преславнии просветителие словенских язык, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле, ваших письмен и учений светом просветившеся и в вере Христовой наставльшеся, яко чада ко отцем, усердно ныне прибегаем и сокрушением сердечным молимся: аще и завет ваших не соблюдохом, о угождении бо Богу небрегохом и от братняго единомыслия в вере отпадохом, обаче якоже древле в земном житии вашем, сице и ныне грешных и недостойных не отвратите тщи, но, яко имуще велие ко Господу дерзновение, прилежно Того молите, да обратит нас в путь спасения, да умирит раздоры единоверных, да приведет к единомыслию отпавших и всех нас духом любве да соединит Единей Святей, Соборней и Апостольстей Церкви! Вемы бо, яко много может молитва праведных по благосердию Владыки. Не оставите убо нас, унылых и недостойных, чад ваших, ихже ради грехов паства ваша, враждою разделяема и соблазнами инославных прельщаема, умалися, овцы же словесныя, разрываемы, восхищаются волки губительными. Подаждьте убо нам молитвами вашими ревность Православия, яко да отеческая предания добре сохраним, каноны церковные верно соблюдем, всяких лжеучений странных отбежим и, тако в житии богоугодном преспевающе, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже купно с вами прославим в Троице Единаго Бога во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Авксентия
глас 1
Пустынный житель, и в телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Авксентие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцелявши недужныя и души верою притекающих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Авксентия
глас 2
Насладився, богомудре, воздержания/ и желания плоти твоея обуздав,/ явился еси, верою сияя,/ якоже сад посреди рая, процвел еси,// Авксентие отче священне.
Тропарь преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах
глас 2
Светлости святых насладитися вожделев,/ в темную вселился еси пещеру, прехвальне,/ и добре подвизался еси, Исаакие,/ прельщен же быв от врага,/ паки крепко попрал еси того вся коварства./ И ныне, яко победитель,/ в веселии предстоя Христу Богу,/ проси нам мира и велия милости.
Кондак преподобного Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах
глас 5
Вражию прелесть низложивша и в постничестве светло просиявша,/ приидите, вернии, восхвалим Исаакия победоноснаго,/ иже, яко злато, во искушениих просил/ и просвещает сердца верно к нему притекающих,/ моляся Господеви непрестанно о душах наших.
Тропарь преподобного Марона, пустынника Сирийского
глас 8
Яко незаходимое солнце возсия нам днесь/ светозарными твоими молитвами, преподобне отче наш Мароне,/ иже некия горы достигл/ и тамо на ней живущими нечестивыми чтом бысть,/ за превосходящую твою к Богу добродетель,/ и тамо обрет требище идольское. Богу освятив, в нем пребывал еси,/ и видев Человеколюбец Бог твой подвиг и труды,/ дарова тебе дар Свой,/ имже пронесеся имя твое в человецех,/ целити скорби, огневицу и трясавицу прибегающим к тебе с верою./ Темже и зовем ти:/ радуйся, целителю наш скорый;/ радуйся, заступниче наш теплый,/ предстоиши бо у Пресвятыя Троицы,/ молися Той о призывающих имя твое святое,/ да избавит от сих тяжких скорбей и спасет души наша.