Неделя о мытаре и фарисее
В этот день совершается память:Иверской иконы Божией Матери. Святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского (381). Святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378). Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского (1840).
Преподобной Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения (VI). Святителя Антония, патриарха Константинопольского (895). Преподобного Мелетия Ипсенийского (XIX).
Святитель Алексий, митрополит Московский
Выходец из боярского рода и крестник Ивана Калиты, основателя Московской Руси, святитель Алексий продолжил его дело. Бог судил ему быть не только предстоятелем Церкви, но и мудрым дипломатом: он боролся против Литвы, чьи князья претендовали на московский престол, и успешно налаживал отношения с ханами Орды, притом создавая фундамент борьбы с нею. В течение почти десяти лет, в малолетство князя Димитрия Донского, Алексий был фактическим правителем Руси. Как глава Русской Церкви, он основал ряд монастырей, ввел Иерусалимский богослужебный устав. Он посоветовал своему другу преподобному Сергию Радонежскому ввести у себя в обители и распространять общежительное монашество, ставшее столпом русской соборности. Почивший за два года до Куликовской битвы святитель был одним из творцов победы и расцвета Русского государства.
Святитель Мелетий Антиохийский
Святитель Мелетий Антиохийский начал своё служение на Севастийской кафедре в Армении. Во время борьбы против ариан он был переведён в Антиохию (Сирия). Ариане трижды добивались изгнания святого с кафедры. Святителя отличала необыкновенная кротость и в то же время ревность о чистоте жизни паствы. Святитель Мелетий был уверен, что, если верующие будут жить богоугодно, это поможет им устоять против ложных вероучений. Мелетий жил в эпоху великих святых и сам представлял эту эпоху. Так, он совершил диаконскую хиротонию над святителем Василием Великим и крестил святителя Иоанна Златоуста, позднее посвятившего своему архипастырю похвальное слово. Святитель Мелетий председательствовал на II Вселенском Соборе (381 год) и почил во время проведения собора.
Иверская икона Божией Матери
Иверская икона, называемая также Вратарница, — одна из главных святынь Христианского Востока. Пребывающий на Афоне в Иверском монастыре образ исследователи датируют первой половиной XI века. В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золочёным окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. Первоначальное грузинское «Сказание об обретении иконы» и его греческий перевод утрачены. Сохранившиеся «Сказания» не старше XVI века, но есть сведения об иконе в житиях преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, основателей Иверского монастыря. Согласно афонскому преданию, незадолго до Второго пришествия Иверская икона покинет Святую Гору. Об этом возвестил преподобный Нил Мироточивый, неоднократно являвшийся в 1813—1819 годах монаху Феофану.
Евангелие дня
В истории известны многочисленные попытки разделить людей на типы, классы, разряды... Есть они, конечно, и в религиозной сфере. И речь не столько про формальное разделение на верующих и неверующих или разделение на конфессии, которое, конечно, вполне обоснованно и очевидно. Сам характер взаимоотношений с Богом может быт различным, что определит путь всей духовной жизни человека. Пример подобного разделения мы можем увидеть в притче, которая звучит в отрывке из 18-й главы Евангелия от Луки. Этот отрывок звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 18.
10два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Каждый из нас рождается в своё время, в своей стране, в своей культурной или национальной традиции. Никто подобных вещей не выбирает и выбрать не может. Обстоятельства просто даны нам. При этом может показаться, что мировоззрение тоже нам просто дано, ведь его вкладывают в нас родители, школа и общество в целом. Конечно, во многом это верно, но всё же есть сферы, в которых мы решаем сами. Отношения с Богом — одна из них. И речь не столько о религиозности, ведь её могут привить нам родители. Речь в первую очередь о восприятии Бога и понимании своего места в общении с Ним. Кажется, вариантов бесконечно много, но на самом деле их всего два: либо Бог в центре, либо я сам. Из этих позиций рождается всё остальное — вся праведность и все пороки.
На первый взгляд сегодняшнее чтение рассказывает про превозношение одного человека над другим. Фарисей выглядит вполне благочестивым, хотя и несколько наивным, так самоуверенно сверху вниз рассуждая о мытаре. Мытарь только молится и просит о милости. Но что стоит за этими просьбами? Какое отношение к Богу? Главное, что отличает фарисея, — он относится к себе всерьёз и воспринимает Бога как помощника в благочестивой жизни. Да, он благодарит Творца за свои достижения, но воспринимает их как свои. Он может быть сколько угодно почтителен в словах, обращённых к Богу, но в реальности сам для себя является центром жизни, всё остальное для него вторично. Именно поэтому он считает для себя возможным так относится к грешникам и даже к мытарю, которого видит в храме. Мытарь, напротив, осознал, что без Бога он не способен ни к чему, он даже не пытается себя выгородить, не вспоминает ничего из того, что сделал... Не говорит о своих заслугах, но только просит Бога о милости. Он знает, что не справился, что ему нечем хвалиться и видит своё единственное спасение в Боге.
Казалось бы, какое это имеет отношение к превозношению? Однако в том-то и дело, что правильные отношения с Богом позволяют нам правильно посмотреть на человека. И, напротив, если я воспринимаю себя в качестве центра, все остальные — Бог и любой ближний оказываются менее значимы, они существуют для меня только в той мере, в которой нужны мне. В глубине своей самости я всё равно оказываюсь одинок.
Спаситель говорит, что мытарь пошёл домой более оправданным, чем фарисей. Под оправданием в данном случае можно понимать духовное здоровье или восстановление связи с Богом. Мы не знаем, насколько мытарь сумел изменить свою жизнь, но одно ясно точно: он сумел начать этот путь, потому что не стал думать о себе много, но обратился к Господу. В преддверии поста каждому из нас стоит поступить так же.
священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Куда ставить свечи в тех или иных случаях?
В Церкви есть традиция ставить на канун свечи об упокоении (да и то, если кто-то перепутает, то это ни к чему не приведёт; это некая человеческая условность, чтобы разделить: где за живых, а где за мертвых; у Бога же нет мертвых — у Него все живы Лк.20:38). Все остальные свечи можно расставлять по собственному усмотрению. Очевидно, что, если Вы затепляете несколько свечей, то благочестиво будет одну поставить перед иконами Святой Троицы или Спасителя. Свеча в храме лишь сопутствует молитве, а к кому обращаться — решает сам молящийся.
Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим?
Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают недогоревшими. Не стоит придавать огарку большого значения, какого бы размера он ни был. Важен сам факт поставленной свечи, ведь отданные нами деньги — это не просто покупка, это жертва на храм Божий, а жертва Богу уже принесена в тот момент, когда мы передали пожертвование.
Кто первым вошёл в Рай?
Существует мнение, что первым вошёл в Рай благоразумный разбойник (в частности оно отражается на некоторых типах православных икон). Евангелист Лука свидетельствует: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Один из них «злословил Иисуса», говоря, «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:39-43).
Подвиг благоразумного разбойника состоял в том, что он сумел узнать Бога в распятом после бичевания Мученике и в смирении покаяться Ему. Он явил деятельные веру, смирение и покаяние, а для большинства людей и целой жизни на это не хватает. При этом второй разбойник не раскаялся, он отверг спасение.
Молитвословия
Тропарь святителя Московского Алексия
глас 8
Яко апостолом сопрестольна,/ и врача предобра, и служителя благоприятна,/ к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/ сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/ в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/ таковую благодать тебе даровавшаго исцелений// и граду твоему великое утверждение.
Кондак святителя Московского Алексия
глас 8
Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/ новаго чудотворца Алексия,/ верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/ служителя же и учителя премудра земли Российстей./ Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/ яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти:// радуйся, утверждение граду нашему.
Молитва святителю Алексию, митрополиту Московскому
О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся Света Единосущный Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь Трисвятую, велико и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владьще, молися паствы твоей спасти люди, единородный ти язык, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующих к подвигом добраго течения укрепи: град сей (или: весь сию: аще во обители: святую обитель сию) и вся грады и страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли: мир весь умири, от глада и пагубы избави ны и от нападения иноплеменных сохрани нас: старыя утеши, юныя накажи,* безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, усердно припадающих и молящих ти ся, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о Богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенныи цвете райский, всезлатая уста Слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да в день страшнаго Пришествия Его шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит, со всеми святыми во веки. Аминь.
Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Мелетие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Мелетия, архиепископа Антиохийского
глас 6
Духовнаго твоего дерзновения убоявся,/ отступник бегает Македонии,/ молитвенное же служение совершающе, твои раби,/ любовию притекаем,/ Ангелом собеседниче, Мелетие,/ огненный мечу Христа Бога нашего,/ вся безбожныя закалаяй:/ воспеваем тя, светильника, просветившаго вся.
Тропарь святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского
глас 4
Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси,/ от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне,/ иерархов славо и преподобных похвале,/ Предвечнаго Слова усердный благовестниче,/ сирых и неимущих крове и прибежище./ Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси/ и, Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси,/ отче наш, святителю Мелетие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского
глас 4
Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси/ и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие,/ и Егоже ради к иноческому подвигу потекл еси/ и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси,/ яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси./ Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне.
Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Иверская
глас 1
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Иверская
глас 4
Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоей,/ обоя весело торжествующе вопием:/ сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.
Молитва о здравии перед Иверской иконой Божией Матери
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.
Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.