22 февраля. Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

7458
Фото

Вселенская родительская суббота

В этот день совершается память:

Мученика Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805). Обретение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея России (1992).

Преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Преподобных Никифора (1557) и Геннадия (ок. 1516), Важеозерских. Священномучеников Маркелла, епископа Сикелийского, Филагрия, епископа Кипрского, и Панкратия, епископа Тавроменийского (I).

Священномученика Василия Измайлова пресвитера (1930); священномученика Иоанна Фрязинова пресвитера (1938).

Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси (в 1917-1925 гг.). Ректор Казанской духовной семинарии с 25 июня по 18 июля 1892 г. (в Казань прибыть не успел и к исполнению ректорских обязанностей здесь не приступал). Скончался в Москве 7 апреля 1925 г. В этот день в 1992 г. в Московском Донском монастыре были обретены его святые мощи.

Престольные праздники

Храм свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси, прихода Рождества Христова г. Казани (К)

Храм свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси, г. Набережные Челны (Н)

Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского

Святитель Иннокентий — первый Иркутский епископ. Он чуть более четырёх лет возглавлял Иркутскую кафедру (с 1727 года), но непрестанными трудами смог заложить основу для успешного развития епархии. Святитель почил в 1731 году и был погребён в Тихвинском храме Вознесенского монастыря Иркутска. Паства почитала его святым, и уже с 1755 года зафиксированы случаи чудесной помощи по молитвам к святителю. Через 19 лет во время ремонта обнаружили, что мощи святого, несмотря на сырость склепа, нетленны. Во время пожара 1783 года в обители сгорели все келлии и храмы, кроме Тихвинского, где пребывали мощи святого. В 1800 году жители Иркутска ходатайствовали об открытии мощей. В 1805 году состоялось торжественное открытие мощей, а дни памяти святителя Иннокентия внесены в календарь Русской Православной Церкви.

Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России

Когда в Донском монастыре начала возрождаться монашеская жизнь, братия обратилась к Патриарху Алексию II с прошением о поисках мощей святителя Тихона, похороненного в 1925 году в Малом соборе монастыря. До этого ходило много слухов о том, что мощи могли уничтожить. В 1992 году во время ремонта Малого собора гробницу вскрыли. На достаточно большой глубине обнаружили гроб. Поразил аромат весенней свежести, исходящий из усыпальницы. В присутствии Патриарха Алексия гроб подняли, в нем пребывали почти нетленные мощи святителя Тихона. По древнему чину мощи омыли, облачили в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. День обретения мощей святителя как особый праздник внесен в литургический календарь.

Мученик Никифор Антиохийский

Мученик Никифор был очень дружен с антиохийским пресвитером Саприкием. Но враг рода человеческого рассорил их до ненависти друг к другу. Вскоре Никифор, придя в себя, раскаялся и неоднократно просил у Саприкия простить его, но — тщетно. Во время гонений на христиан Саприкий проявил твердость духа и был осужден на казнь, но даже ведомый на смерть отказался простить друга. И вот благодать покинула его — он, в самый последний момент устрашившись смерти, согласился принести жертву идолам. Никифор стал уговаривать Саприкия не губить себя отречением, но вновь — напрасно. Тогда святой сказал палачам, что он верует в Христа, от Которого отрекся Саприкий, и просил казнить его вместо бывшего друга. Саприкия отпустили, и усекли мечом Никифора, который так показал пример истинного христианского прощения недругов.

Священное Писание

Как избавиться от бед и страданий в этой жизни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 21-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 21.

08Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

09Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

25И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;

26люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

27и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

33небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

34Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

35ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

36итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.

В только что прозвучавшем отрывке Господь пророчествует о тех событиях, которые произойдут перед Его Вторым Пришествием. Войны и смута среди людей, появление лжепророков, природные катаклизмы, страх и ужас от надвигающихся бедствий — со всем этим придётся столкнуться Его ученикам. В христианской традиции эти предсказания толкуют по-разному. Кто-то связывает их с падением Иерусалима в 70 г., кто-то — с событиями конца всемирной истории, кто-то говорит, что всё это так или иначе переживает каждое поколение людей и всякий отдельный человек в своей собственной жизни. Отличия лишь в масштабе и степени интенсивности. Суть остаётся та же — потрясения и страдания. Именно это является содержанием нашей истории. Как всеобщей, так и частной. А потому и Второе Пришествие, о котором говорит Христос, можно понимать в самом широком смысле. С одной стороны, это событие мирового масштаба. С другой — личная встреча с Богом каждого из нас.

Как же оградить себя от всех этих напастей? И как приготовиться к пришествию Бога? Господь даёт важную рекомендацию. Не позволяйте своему сердцу отяготиться объедением, пьянством, заботами житейскими. Что это означает? Когда в нашей жизни происходит какое-то тяжёлое событие, например, потеря близкого человека, мы можем испытывать сильную душевную боль. И первая реакция — убежать и спрятаться от этой боли. Самый простой способ — найти источник сильных эмоций и погрузиться в них с головой. Как иногда говорят, переключиться, отвлечься. Возможно, порой это действительно помогает и необходимо. Однако проблема в том, что мы начинаем злоупотреблять этим. Как говорится, начинаем запивать и заедать свой повседневный стресс и внутренний дискомфорт. В результате формируются различные пристрастия и одержимости. Наше сердце становится тяжёлым и неповоротливым. Оно перестаёт ощущать благодать Божию. И чем дальше, тем больше. Ведь внутренний стресс растёт, духовное ожирение прогрессирует. Вот он источник пьянства, переедания, шопоголизма, игромании, трудоголизма, зависимости от людей и вещей и других видов одержимости. Изначально всё это попытки уйти от внутренней боли. И уйти без помощи Бога, своими силами. В таком состоянии мы не можем адекватно воспринимать действительность. У нас пропадает трезвенность, бодрость духа, внутренняя бдительность. А потому и к приходу Бога мы не готовы.

Поэтому Господь и говорит: бодрствуйте и молитесь. То есть не бегайте потрясений, не бегайте боли. От них не убежишь. Так устроен наш мир. Всё равно настигнет. Наша задача научиться переживать все эти внешние и внутренние потрясения с доверием и молитвой Творцу. Сам Господь показал нам пример. Когда Он страдал на кресте, Ему предлагали пить вино со смирною, чтобы притупить боль. Однако Он отказался. Но принял губку, пропитанную водой и уксусом. Напиток легионеров, который проясняет сознание. Для нас это также важно. Какие-то операции делают без анестезии. На живую. И самые важные из них — душевные. Так мы приобретаем духовный опыт. Мы учимся справляться с болью с помощью Бога. Растёт наша вера и доверие к Нему. Мы сосредоточены, мы бодрствуем, мы каждый момент готовы к Его пришествию.

священник Димитрий Барицкий

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Человеческая неправда, человеческий грех как бы ограничивают Божественную свободу, потому что Бог не ломает человеческую свободу, Он Свою свободу ограничил нашей свободой. Вот почему никогда не следует говорить: «А где же Бог? Почему Он это допускает?» Он допускает все то, что происходит от действия законов, на которых основан мир, и от действий человека, которому дана свободная воля. Бог ограничивает Себя нашей свободой, и это свидетельствует о великой Божественной любви. Ведь Господь мог создать нас запрограммированными на добро. Я много раз об этом говорил: как мы будильник ставим на утро, программируя время своего пробуждения, так и Он мог запрограммировать весь мир. Однако Он этого не сделал. Он оставил каждого человека свободным, но эта свобода сопряжена с ответственностью человека за свои деяния. И вот здесь, может быть, самое важное: видя зло, которое существует в мире, видя несправедливость в человеческом обществе, мы должны не возлагать ответственность за все это на Бога и не снимать ответственность с себя.

Cуд совершается уже сейчас

Ранее мы говорили, что созданы по образу Бога и должны возрастать в уподоблении Ему. Уподобившиеся Богу и обретают Его Царство.

Суд — это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами уже и каждую секунду нашей земной жизни. Страшный Суд — это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Определение Страшного Суда будет связано с тем, в каком духовно-нравственном состоянии мы предстанем перед Судьей, насколько мы будем годны для жизни в Царстве святых.

Каждый из нас в течение жизни духовно определяется по отношению к Богу:

— неправедный гнев, уныние, зависть, злоба, гордость, сквернословие — это состояния отпадения от Бога, т.е. преисподней;
— деятельная любовь, внутренний мир, отсутствие страстей — это состояние, достигнув которого, христианин уже в преддверии Царства Небесного.

Молитвословия

Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского

глас 3

Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского

глас 4

Непорочности соименнаго пастыря,/ проповедника веры в языцех Монгольских,/ славу и украшение Иркутския паствы/ любовию восхвалим, вси вернии:/ той бо есть хранитель страны Сибирския/ и молитвенник о душах наших.

Тропарь мученика Никифора, из Антиохии Сирской

глас 4

Мученик Твой, Господи, Никифор,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак мученика Никифора

глас 3

Вперився, славне, Господнею любовию/ и Сего славный Крест на рамо взем, посрамил еси диаволи козни,/ пострадал еси даже до смерти/ и истины явился еси победоносец,// оружник и таинник Божия благодати.

Кондак мученика Никифора, из Антиохии Сирской

глас 1

Любве союзом связався, Никифоре,/ разрушил еси яве злобу ненависти/ и мечем во главу твою усечен был еси,/ мученик Божественный воплощшагося Спаса,/ Егоже о нас моли, поющих славную память твою.

Тропарь преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

Панкратие Богомудре,/ священниче Господень изрядне,/ и чудес многих самодетелю,/ молися Господеви,/ во еже спасти души наша.

Кондак преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах

глас 2

В постницех явился еси велик,/ во иереех же нарочит/ и в чудотворениях даре показася славен,/ священне отче Панкратие,/ тем тя чтим и ублажаем.

Тропарь святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

глас 1

Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани / и мир Божий людем испроси.

Кондак святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

глас 2

Тихостию нрава украшен,/ кротость и милосердие кающимся являяй,/ во исповедании православныя веры и любве ко ГосподУ/ тверд и непреклонен пребыл еси,/ святителю Христов Тихоне./ Молися о нас, да не разлучимся от любве Божия,/ яже о Христе Иисусе, Господе нашем.

Молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси

О пастырю наш добрый, святый великий патриарше Тихоне, яко град горний ты явился еси — добрая дела твоя и доныне светятся пред человеки. Вемы, яко ты, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах пред Господем. Воззри и ныне на нас, грешных и недостойных чад твоих, к тебе бо, яко имущему велие дерзновение пред Творцем всяческих, ныне припадаем и усердно молимся: умоли Господа, да подаст нам решимость стяжать благочестие отцев наших, его же ты стяжал еси от юности твоея. Ты в житии своем ревностный защититель и хранитель истинныя веры был еси, помози и нам незыблемо соблюсти веру православную. Тихая бо душа твоя зело преуспела в Божественном смиренномудрии, научи и нас разум наш питати не многомятежной мудростию человеческой, но смиренным познанием воли Божией. Ты пред лицом лютых врагов Христовых Ис­тинного Бога дерзновенно исповедал еси, молитвою своею укрепи нас, малодушных, да и мы всегда и всюду противостанем духу безбожия и льсти. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, ибо не токмо от бед и скорбей избавление просим, но силы и твердости, великодушия и любви просим, дабы переносить оные напасти, восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение даже до конца жития нашего, мир с Господом и грехов отпущение. Отче святый! Укроти в стране нашей ветры неверия и смуты, да водворит Господь на земле Российстей тишину и благочестие и любовь нелицемерную. Молитвами твоими да сохранит ю от междуусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Право­славную, да не оскудеет она истинными пастырями, добрыми делателями, право правящими слово евангельской Истины. Упаси и за­блуд­шие овцы стада Христова. Наипаче же моли Господа сил, да возродится Русская земля святым покаянием и единым сердцем и едиными усты прославит Дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новости по теме

В Неделю 5-ю Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию в Тихоновском приходе Казани
В Неделю 5-ю Великого поста митрополит Кирилл совершил Литургию в Тихоновском приходе Казани

6 апреля, в Неделю 5-ю Великого поста, празднование 100-летия со дня преставления святителя Тихона Московского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова Тихоновского прихода города Казани.

На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких
Публикации 4 декабря 2024
На посещающих храмы Божии лежит особая ответственность — привлекать к вере Христовой своих близких

Проповедь профессора Московской духовной академии протоиерея Владислава Цыпина в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы за Божественной литургией в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре

В Неделю 21-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Христова города Казани
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице митрополит Кирилл совершил Литургию в храме Рождества Христова города Казани

17 ноября, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова города Казани.

Митрополит Кирилл посетил вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня кончины святителя Тихона Московского
Митрополит Кирилл посетил вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня кончины святителя Тихона Московского

15 ноября в молодёжном пространстве «Азбука» при Сергиевском храме Казани прошёл вечер памяти, посвящённый 100-летию со дня преставления святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.