
Седмица мясопустная
В этот день совершается память:
Отдание праздника Сретения Господня. Великомученика Феодора Стратилата (319). Пророка Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.).
Святителя Саввы II, архиепископа Сербского (1271).
Священномученика Симеона Кульгавца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова и Петра Маркова пресвитеров (1938); священномученика Александра Абиссова пресвитера (1942).
Великомученик Феодор Стратилат
Великомученик Феодор был храбрым воином. Назначенный военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, он сочетал службу с проповедью среди своих солдат-язычников. Пример христианской жизни был главным его аргументом. Когда император Ликиний начал гонения на христиан, святой пообещал ему принести жертву идолам, но, когда по разрешению правителя собрал дома все золотые изваяния, то разбил их и раздал золото нищим. За это Феодор был подвергнут страшным пыткам и распят. Но Господь исцелил его раны и свел с креста. Народ, видя чудо, едва не восстал, но святой остановил его словами: «Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Он предал себя в руки правителя и был обезглавлен. Многие исцелялись, прикасаясь к святому, когда он шел на казнь.
Пророк Захария Серповидец
Пророк Захария Серповидец — один из 12 малых пророков. Своим прозванием Серповидец Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (Зах. 5, 1—2). В его книге содержатся подробности о пришествии Мессии (6, 12), о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (Зах. 9, 9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (Зах. 11, 12, 13), о прободении ребра Спасителя (Зах. 12, 10) и др.
Евангелие дня
«Где Бог, когда мне так плохо?» — порой восклицаем мы. Ответ на этот вопрос найдём в отрывке из 15-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 15.
22И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.
25Был час третий, и распяли Его.
33В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.
34В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? - что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
35Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.
36А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.
37Иисус же, возгласив громко, испустил дух.
38И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.
39Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.
40Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия,
41которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.
Христос умирает в одиночестве. Евангелист Марк подчёркивает это разными способами. Он упоминает о тьме, которая покрывала землю до самой смерти Спасителя. Он упоминает о том, что родные и близкие Иисуса стояли вдалеке и не могли подойти к месту казни. Одиночество Господа подчёркивается тем, что распинающие не понимают смысла слов, которые Он произносит. Спаситель обращается к Богу, а людям кажется, что Он зовёт Илию. Наконец, самые ценные свидетельства состояния Христа — Его собственные слова: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты меня оставил?»
Перед нами глубокая тайна. Бог стал человеком, пошёл на крест и пережил ту полноту страдания и скорби, какую испытывало человечество, потерявшее связь с Творцом. Как человек Христос страдает не только телом, но и душой. Переживает те ужасные состояния, которые переживаем мы, когда перестаём ощущать присутствие Бога в своей жизни. Это предельная точка унижения и умаления Божества. В этот момент исполнились предсказания пророка Исаии о Мессии: «нет в Нём ни вида, ни величия... Он был презрен и умалён пред людьми... и мы отвращали от Него лицо своё».
Но что мы видим? Именно в тот момент, когда Иисус похож на Бога меньше всего, когда от Него отвернулись многие, кто раньше шёл за Ним и восхищался Его словами и делами, когда Он Сам тяжко страдает, в одном из участников этих событий просыпается вера. Что-то произошло в сердце римского сотника, который командовал распятием. Дух Божий открыл ему, что перед ним не просто человек. В мучительной смерти Христа есть глубочайший смысл. Созерцая муки Иисуса, легионер прикоснулся к тайне Воскресения.
В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» есть эпизод, в котором князь Мышкин рассматривает полотно немецкого художника под названием «Мёртвый Христос». «От этой картины у иного ещё вера может пропасть», — говорит потрясённый князь. Настолько натуралистично автор изобразил смерть. Действительно, многие готовы верить в Бога-царя, Бога-вседержителя, Бога-победителя. В Бога, который улучшит качество моей жизни. И какое глубокое разочарование бывает тогда, когда нам кажется, что Тот, на Кого мы надеялись бессилен. Ему самому нужна помощь. «Если Бог бездействует, какой же Он Бог»?
Нас это касается напрямую. Когда всё валится из рук, доверие Творцу пропадает. Это не означает, что мы перестаём признавать Его существование. Мы даже не перестаём ходить в храм и принимать участие в таинствах. Но внутри себя мы дистанцируемся, закрываемся от Бога. У нас к Нему копятся претензии и обиды. Сегодня Евангелие напоминает нам, что смерть — это начало воскресения. Если в моменты одиночества, боли и скорби мы из глубины взываем к Богу, все наши страдания становятся предвестниками обновления. А потому не будем унывать. Но будем просить Бога, чтобы дал нам Духа Своего умом и сердцем познать и принять эту простую, но важную истину.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Осуждая других, мы, порой сами того даже не подозревая и не отдавая себе в том отчета, превозносим тем самым самих себя. Ведь модель осуждения нами другого человека и доныне такова, какой она была явлена нам в притче Спасителя о мытаре и фарисее: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Логика осуждения в явной или скрытой форме всегда подразумевает самовосхваление и самоутверждение за счет поставления себя выше того человека, которого осуждают. И нет никакой разницы между книжниками и фарисеями, готовыми побить камнями блудницу, и нами, которые побивают ближних своими словами.
Порфирий Кавсокаливит о житейских переживаниях
Старец Порфирий нередко говорил своим духовным чадам о пользе будничных испытаний: «Ты должен знать, что ничего случайного не бывает. Все имеет какую-то цель. Без причины ничего не происходит. Без воли Божией не упадет ни одна иголка с сосны. Поэтому ты не должен волноваться из-за того, что с тобой происходит. Так мы достигаем святости. Да… Ты расстраиваешься из-за своих домашних и страдаешь иной раз из-за своей жены, иной раз из-за своих детей. Но в результате этого ты растешь духовно. Если бы ты был один, то у тебя не было бы и никакого преуспеяния. Бог дал эту жену и детей именно тебе. Ты меня спросишь: что же хорошего в том, что мы терпим от самых любимых людей? Но этого хочет Бог… И быть чрезмерно чувствительным — это плохо. Своими переживаниями ты провоцируешь у себя развитие различных телесных заболеваний. А ты не знаешь, что все душевные заболевания — это демоны?» Так старец убеждал переносить будничные тяготы в спокойном терпении, а не в переживаниях.
Молитвословия
Тропарь святителя Саввы II, архиепископа Сербского
глас 4
Исправление веры и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/ лобызаем их и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/ святителю отче Савво пребогате, молимся,/ Христу Богу молися/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Саввы II, архиепископа Сербского
глас 8
Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво,/ сохраняли отечество, обитель, град же и люди, почитающия тя верою/ и честным твоим мощем покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Савво Богомудре.
Кондак великомученика Феодора
глас 2
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.