В этот день совершается память:
Отдание праздника Сретения Господня. Великомученика Феодора Стратилата (319). Пророка Захарии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.).
Святителя Саввы II, архиепископа Сербского (1271).
Священномученика Симеона Кульгавца, Андрея Добрынина, Сергия Любомудрова и Петра Маркова пресвитеров (1938); священномученика Александра Абиссова пресвитера (1942).
Великомученик Феодор Стратилат
Великомученик Феодор был храбрым воином. Назначенный военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, он сочетал службу с проповедью среди своих солдат-язычников. Пример христианской жизни был главным его аргументом. Когда император Ликиний начал гонения на христиан, святой пообещал ему принести жертву идолам, но, когда по разрешению правителя собрал дома все золотые изваяния, то разбил их и раздал золото нищим. За это Феодор был подвергнут страшным пыткам и распят. Но Господь исцелил его раны и свел с креста. Народ, видя чудо, едва не восстал, но святой остановил его словами: «Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Он предал себя в руки правителя и был обезглавлен. Многие исцелялись, прикасаясь к святому, когда он шел на казнь.
Пророк Захария Серповидец
Пророк Захария Серповидец — один из 12 малых пророков. Своим прозванием Серповидец Захария обязан одному из бывших ему откровений, в котором он видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие угрожающего серпа (Зах. 5, 1—2). В его книге содержатся подробности о пришествии Мессии (6, 12), о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (Зах. 9, 9), о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (Зах. 11, 12, 13), о прободении ребра Спасителя (Зах. 12, 10) и др.
О Сырной седмице
Последняя подготовительная к Великому посту седмица — сырная (в просторечии её называют масляной, или Масленицей), так как на этой неделе из скоромного устав дозволяет лишь молочную (сырную) пищу и рыбу. По сути, с понедельника Сырной седмицы уже начинается пост — это «предпразднство воздержания»: устав не разрешает вкушение мяса, а в среду и пятницу на Сырной седмице дозволено вкушение пищи только один раз в день — вечером. Таким образом, Сырная седмица является подготовкой к посту, изменением порядка жизни в сторону большего воздержания. Пост проявляется и в главной составляющей церковной жизни — совершении Божественной литургии: на Сырной седмице по средам и пятницам литургия не совершается, за исключением случая, когда на эти дни приходится праздник Сретения.
Синаксарь субботы Сырной седмицы («Память преподобных отцев, в подвиге просиявших») не только поясняет цель совершения памяти преподобных в канун Великого поста, но и приводит историю появления в церковном календаре самой Сырной седмицы: «О сырной же некоторые говорят, что её установил император Ираклий, а раньше она была мясоястной, ибо он, шесть лет воюя с Хозроем и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую [седмицу], по уставу среднюю между мясоедом и постом, что и исполнил».
Богослужебный устав Сырной седмицы отличен от других недель церковного года: здесь в единственный раз Триодь, Минея и Октоих соединяются в полном объёме; можно сказать, что эти три богослужебные книги здесь равноправны (Великим постом, то есть в период пения Триоди, она будет главенствовать). Среда и пятница Сырной седмицы совершаются по великопостному чину, но с уставной пометкой, что тексты читаются быстро («поскору»), то есть службы не отличаются великопостной размеренностью и продолжительностью.
Евангелие дня
Человеческое сердце, к сожалению, по природе своей непостоянно. Сегодня нам нравится одно, завтра другое. И к первому объекту восхищения мы уже испытываем или равнодушие, или даже вражду. Нечто подобное случилось в отношении Самого Иисуса Христа. О чём и повествует отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня во время богослужения в православных храмах.
Глава 12.
28Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
29Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
30и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!
31Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.
32Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;
33и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.
34Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.
35Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?
36Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
37Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.
Обратим внимание на завершающий отрезок прозвучавшего текста — народ слушал Христа с услаждением. Чем же была обусловлена такая реакция? Причина состояла вовсе не в том, что евангельское учение Господа Иисуса согревало сердца слушателей. К сожалению, нет. Услаждение, о котором пишет евангелист Марк, имело в основании злорадство, адресованное фарисеям и прочим законникам. Народ радовался, что наконец-то нашёлся тот, кто оказался умнее этих гордецов, поставил их на место. Таким образом, речь в Писании идёт не о покаянии или духовном преображении, а просто о суетном наблюдении за дискуссией. Чем-то это всё сильно напоминает поведение публики на каком-нибудь ток-шоу.
К счастью, далеко не все слушатели Спасителя показали себя с данной стороны. Нашлись среди них и те, кого проповедь Христова действительно подвигла к покаянному изменению. Таковым, как кажется, становится один из законников. Ответ Спасителя о главной заповеди не просто рационально удовлетворяет этого человека, но заставляет его пересмотреть отношение и к закону Моисея, и к Христову толкованию Ветхого Завета. Законник, по слову Спасителя, духовно приблизился к Царству Небесному. Христос призывает и всю религиозную элиту Иерусалима пересмотреть имеющиеся у неё установки.
Он просит законников задуматься над смыслом содержания пророчества царя Давида: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Эти слова из 109-го псалма традиционно считались указанием на особенности служения грядущего Мессии. Спаситель спрашивает у фарисеев — как же так получается, что Мессия одновременно и сын Давида, и его Господь? Никто из собравшихся ничего ответить не смог. Иудеи ожидали Мессию как потомка Давида, монарха-триумфатора, земного царя, с приходом которого наступит золотой век, а Израиль станет самым могущественным народом мира. Но Иисус считал такие ожидания наивными и просто ложными. Мессия будет не просто Сыном Давидовым, земным наследником великого правителя прошлого, но кем-то неизмеримо большим, а именно сидящим одесную Бога-Отца Сыном Божьим, прославленным Господом всех людей, в том числе и Господом царя Давида.
Фарисеи видели чудеса Христа, а потому в глубине души понимали, что перед ними Сын Божий. Но переступить через гордость и властолюбие не могли. Потому и говорили, что Иисус обманщик, ведь Он отказывался от политической власти. Из-за этого и удалось фарисеям перетащить людей на свою сторону. Ведь то злорадное услаждение толпы, о котором мы говорили в начале, потребовало нового источника. И таковым стало стремление расправиться уже над самим Христом, не оправдавшим возложенных на Него надежд. Не будем же обманываться, не станем выдавать суетную правду этого мира за правду Божию. И тогда Господь убережёт нас от ошибок, исправить которые будет крайне тяжело. Или даже невозможно.
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Осуждая других, мы, порой сами того даже не подозревая и не отдавая себе в том отчета, превозносим тем самым самих себя. Ведь модель осуждения нами другого человека и доныне такова, какой она была явлена нам в притче Спасителя о мытаре и фарисее: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Логика осуждения в явной или скрытой форме всегда подразумевает самовосхваление и самоутверждение за счет поставления себя выше того человека, которого осуждают. И нет никакой разницы между книжниками и фарисеями, готовыми побить камнями блудницу, и нами, которые побивают ближних своими словами.
Порфирий Кавсокаливит о житейских переживаниях
Старец Порфирий нередко говорил своим духовным чадам о пользе будничных испытаний: «Ты должен знать, что ничего случайного не бывает. Все имеет какую-то цель. Без причины ничего не происходит. Без воли Божией не упадет ни одна иголка с сосны. Поэтому ты не должен волноваться из-за того, что с тобой происходит. Так мы достигаем святости. Да… Ты расстраиваешься из-за своих домашних и страдаешь иной раз из-за своей жены, иной раз из-за своих детей. Но в результате этого ты растешь духовно. Если бы ты был один, то у тебя не было бы и никакого преуспеяния. Бог дал эту жену и детей именно тебе. Ты меня спросишь: что же хорошего в том, что мы терпим от самых любимых людей? Но этого хочет Бог… И быть чрезмерно чувствительным — это плохо. Своими переживаниями ты провоцируешь у себя развитие различных телесных заболеваний. А ты не знаешь, что все душевные заболевания — это демоны?» Так старец убеждал переносить будничные тяготы в спокойном терпении, а не в переживаниях.
Молитвословия
Тропарь святителя Саввы II, архиепископа Сербского
глас 4
Исправление веры и образ кротости,/ и якоже сад посреде рая,/ преподобными делы твоими мир просвещаеши,/ сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/ лобызаем их и верно вопием:/ предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/ святителю отче Савво пребогате, молимся,/ Христу Богу молися/ спастися душам нашим.
Кондак святителя Саввы II, архиепископа Сербского
глас 8
Яко архиереем сопрестольник/ и святителем изрядный поборник был еси, святителю Савво,/ сохраняли отечество, обитель, град же и люди, почитающия тя верою/ и честным твоим мощем покланяющияся,/ да велегласно тебе вопием:/ радуйся, Савво Богомудре.
Кондак великомученика Феодора
глас 2
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем,/ врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,// с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.