Седмица 38-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV). Преподобного Луки Елладского (ок. 946).
Мучеников 1003 Никомидийских (303).
Священномученика Александра Талызина пресвитера (1938); священномученика Алексия Троицкого пресвитера (1942).
Память архиепископа Пермского Варлаама (Ряшенцева). Выпускник Казанской духовной академии (1900). Скончался в тюремном заключении в Вологде 20 февраля 1942 г.
Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский
Святитель Парфений, хотя и был в юности простым рыбаком, но прославился тем, что уже с 18 лет именем Христовым безмездно врачевал многие недуги, изгонял бесов и творил иные чудеса. Позже, будучи поставлен во епископы, он отправился к императору Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать языческие капища и строить на их месте христианские храмы. Диавол ополчался на святого и однажды убил возницу, увозившего камни разрушенного капища. Святитель воскресил погибшего. Одно из исцелений явило особую силу святого. Когда он изгонял беса из человека, одержимого с детства, нечистый дух стал просить дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и рек: «Войди и обитай во мне». Бес, словно опаленный огнем, с криком: «Как я войду в дом Божий?» — бежал в пустынные места.
Преподобный Лука Елладский
Преподобный Лука Елладский, основатель монастыря Осиос Лукас. В 14 лет после смерти отца он ушел из дома в Афины, желая стать монахом в одном из афинских монастырей. Около 946 года Лука поселился на склонах Геликона. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство храма во имя святой Варвары, вокруг которого возник монастырь Осиос Лукас. Лука скончался в 953 году и был погребен в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь.
Священномученик Алексий (Троицкий), пресвитер
Священник Алексий Троицкий родился в 1875 году в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика. С 1902 года — диакон, служил, в частности, в храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Волынское Московского уезда. С 1920 года — иерей, с 1921 года — настоятель того же храма. Через 7 лет арестован, обвинен в поджоге храма, после трехдневного заключения освобожден за недоказанностью обвинения. С 1935 года служил в храме Покрова в Филях. В 1937 году арестован, обвинен в недовольстве существующим строем, в организации молебнов в домах и панихид на кладбищах без разрешения властей и так далее. Следствие использовало лжесвидетелей. Отец Алексий признал служение панихид без разрешения властей, но обвинения в контрреволюционной деятельности отверг. Приговорен к 10 годам лагерей. Работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1941 году переведен в Кулойлаг Архангельской области. Там умер и был погребен в безвестной могиле.
Священномученик Александр (Талызин), пресвитер
Протоиерей Александр Талызин родился в 1870 году в селе Типня Тверской губернии в семье священника. После окончания духовной семинарии служил священником в храмах Тверской епархии. В 1928 году арестован, обвинен в антисоветской агитации, приговорен к 2 годам ссылки. Вернувшись, вновь служил в Тверской епархии. В 1938 году арестован, помещен в тюрьму в райцентре Красный Холм, обвинен в антисоветской и контрреволюционной работе. Желая услышать имена людей из окружения отца Александра, следователь требовал назвать его связи в районе. «Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю», — отвечал священник. Вызванные лжесвидетели подписали необходимые показания. «Тройкой» НКВД отец Александр приговорен к расстрелу и погребен в безвестной общей могиле.
Евангелие дня
Религиозная элита Израиля времен Христа не была единой, она делилась на различные течения, по большому счёту — секты. Одна из них именовалась саддукеями. В честь основателя движения — Садока. Саддукеи желали гибели Христа и стремились Его дискредитировать. Об этом говорится в отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 12.
18Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.
24Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Мы оказываемся свидетелями одной из последних попыток противников Христа уличить Его в ереси. К Спасителю подходят саддукеи. Наиболее яркой чертой этой секты было то, что её члены не верили в бессмертие души и воскресение мёртвых. В учении саддукеев причудливо соединились иудейские и античные представления о природе человека. В том числе, что тело — гробница для души.
Саддукеи, желая дискредитировать Христа, спрашивают Его о жизни вечной, в которую сами они не верили. Искусительный вопрос звучит так — каким образом специфический закон левирата, установленный Моисеем, будет действовать за порогом земного бытия? Левират — от «левир», то есть — деверь, брат мужа — предполагал, что младший брат умершего старшего брата должен был жениться на его вдове. И дети от этого брака считались детьми покойного мужчины, а не их настоящего отца. Саддукеи иллюстрируют вопрошание при помощи такой ситуации. Некая иудейка поочередно была женой семи братьев — чьей же женой она будет в итоге в Царстве Божием после воскресения? Первого мужа, второго, седьмого? Она ведь жила как жена с каждым из них. Саддукеи желали показать абсурдность, с их точки зрения, идеи о возможном воскресении мёртвых. И тем самым выставить Христа каким-то ретроградом. Или же, если Спаситель бы сказал нечто против вечной жизни, Его обвинили бы в отвержении иудейского предания.
Христос не поддаётся уловке противников и не ввязывается в пустую дискуссию. Он выводит её на новый уровень, начав разговор о бытии человека в Царстве Небесном. Спаситель развенчивает наивное представление о том, что после воскресения продолжится земная жизнь в её улучшенном варианте. Так сказать, в формате 2.0. Христос указывает, что это будет принципиально новая реальность, в которой не останется места для смерти. Таким образом, брак и деторождение утратят своё значение — уже не нужно будет продлевать бытие родителей через их наследников.
Спаситель не принижает брак, но даёт абсолютное иное понимание жизни будущего века. Его Он подкрепляет примерами из Пятикнижия, то есть пяти первых книг Библии, которые так уважали саддукеи. Христос ссылается на слова пророка Моисея, именовавшего Бога — Богом Авраама, Исаака и Иакова. Эти патриархи Израиля умерли в земном отношении, но для Господа остались живы.
Спаситель произносит удивительные для уха саддукеев слова: «Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы». И это наиболее важная часть рассуждений Христа. Чтобы понять её точно, следует обратиться к греческому оригиналу. В нём окончание фразы звучит не так, как мы читаем («ибо у Него все живы»), а чуть иначе — «ибо все (живые) для Него живут». Такое изложение позволяет сделать следующий вывод — вечную жизнь, как полноценное и радостное бытие, наследуют лишь те, кто поверил в Бога и сохранил эту веру вплоть до смерти.
Вера, соединённая с добрыми делами, станет залогом воскресения и наследования Царства Божия. И правителем этой новой реальности будет, конечно же, Христос. А Его Царство окажется выше всех человеческих представлений о золотом веке. Ведь, как пишет апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В преддверии Великого поста Церковь предлагает верующим особый подготовительный период. Он длится более трех недель, и богослужебные тексты, общий строй церковной жизни помогают православному человеку таким образом настроить свою душу, чтобы войти в Великий пост с правильным пониманием того, что надлежит в течение Великого поста совершить и к каким целям подойти. <…> Подготовительные недели наполнены замечательными богослужебными текстами, вдумываясь в которые человек поневоле настраивается на соответствующую волну. Он готовит свою душу, свой разум, свои чувства к вхождению в поприще святой Четыредесятницы.
Святитель Иоанн (Максимович) о частной молитве
Важно присутствовать на общественном богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг. Частную молитву может совершать всякий. И в его воле, будет ли он читать определённые молитвы или будет молиться так, как ему душевное настроение указывает. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы не только совместной, но и отдельной.
Чем страшен Страшный Суд?
Страшен Страшный Суд тем, что он будет всеобщим и окончательным. Для христианина страшна не смерть, а неподготовленность к вечности. Когда попал в воду, поздно учиться плавать.
Сейчас у нас нередко внешнее заслоняет внутреннее. Суд обнажит наше истинное духовное состояние. Одними из образов Бога является Свет или Огонь (Бог наш есть огонь поядающий — Евр.12:29). Преподобный Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние.
Сергей Аверинцев выразил это в поэзии: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад. Как на солнце черный предмет может раскалиться, и такой же предмет рядом с ним — только светлый — останется прохладным, так и душа чёрная рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.
Можно представить образом Страшного Суда и солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце — родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, его кожа сгорела, и он испытывает нестерпимые муки. Для одного солнце приносит тепло и радость, для другого — пытку.
Молитвословия
Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Луки
глас 8
Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.
Кондак преподобного Парфения
глас 3
Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.