20 февраля. Память преподобного Парфения, епископа Лампсакийского

6123
Фото

Седмица мясопустная

В этот день совершается память:

Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV). Преподобного Луки Елладского (ок. 946).

Мучеников 1003 Никомидийских (303).

Священномученика Александра Талызина пресвитера (1938); священномученика Алексия Троицкого пресвитера (1942).

Память архиепископа Пермского Варлаама (Ряшенцева). Выпускник Казанской духовной академии (1900). Скончался в тюремном заключении в Вологде 20 февраля 1942 г.

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Святитель Парфений, хотя и был в юности простым рыбаком, но прославился тем, что уже с 18 лет именем Христовым безмездно врачевал многие недуги, изгонял бесов и творил иные чудеса. Позже, будучи поставлен во епископы, он отправился к императору Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать языческие капища и строить на их месте христианские храмы. Диавол ополчался на святого и однажды убил возницу, увозившего камни разрушенного капища. Святитель воскресил погибшего. Одно из исцелений явило особую силу святого. Когда он изгонял беса из человека, одержимого с детства, нечистый дух стал просить дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и рек: «Войди и обитай во мне». Бес, словно опаленный огнем, с криком: «Как я войду в дом Божий?» — бежал в пустынные места.

Преподобный Лука Елладский

Преподобный Лука Елладский, основатель монастыря Осиос Лукас. В 14 лет после смерти отца он ушел из дома в Афины, желая стать монахом в одном из афинских монастырей. Около 946 года Лука поселился на склонах Геликона. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство храма во имя святой Варвары, вокруг которого возник монастырь Осиос Лукас. Лука скончался в 953 году и был погребен в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь.

Священномученик Алексий (Троицкий), пресвитер

Священник Алексий Троицкий родился в 1875 году в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика. С 1902 года — диакон, служил, в частности, в храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Волынское Московского уезда. С 1920 года — иерей, с 1921 года — настоятель того же храма. Через 7 лет арестован, обвинен в поджоге храма, после трехдневного заключения освобожден за недоказанностью обвинения. С 1935 года служил в храме Покрова в Филях. В 1937 году арестован, обвинен в недовольстве существующим строем, в организации молебнов в домах и панихид на кладбищах без разрешения властей и так далее. Следствие использовало лжесвидетелей. Отец Алексий признал служение панихид без разрешения властей, но обвинения в контрреволюционной деятельности отверг. Приговорен к 10 годам лагерей. Работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1941 году переведен в Кулойлаг Архангельской области. Там умер и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Александр (Талызин), пресвитер

Протоиерей Александр Талызин родился в 1870 году в селе Типня Тверской губернии в семье священника. После окончания духовной семинарии служил священником в храмах Тверской епархии. В 1928 году арестован, обвинен в антисоветской агитации, приговорен к 2 годам ссылки. Вернувшись, вновь служил в Тверской епархии. В 1938 году арестован, помещен в тюрьму в райцентре Красный Холм, обвинен в антисоветской и контрреволюционной работе. Желая услышать имена людей из окружения отца Александра, следователь требовал назвать его связи в районе. «Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю», — отвечал священник. Вызванные лжесвидетели подписали необходимые показания. «Тройкой» НКВД отец Александр приговорен к расстрелу и погребен в безвестной общей могиле.

Евангелие дня

Как перестать бояться, стать смелым и решительным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 15.

01Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

02Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.

03И первосвященники обвиняли Его во многом.

04Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

05Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

06На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

07Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

08И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.

09Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.

12Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

13Они опять закричали: распни Его.

14Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Понтий Пилат — наместник Рима в Иерусалиме. Он солдат. Человек, который привык к железной дисциплине. Он беспрекословно подчиняется приказам и требует того же от подчинённых. Пилат — человек, который не терпит возражений. Человек жёсткий, властный. У него в руках реальная сила. Однако посмотрите, как он себя ведёт.

Евангелие говорит, что Пилат знает о заговоре против Иисуса. Он видит, что иудеи клевещут на Спасителя и предали Его из зависти. Он проникается глубоким уважением ко Христу. А потому даже предпринимает попытки помочь Ему. Прибегает к древнему обычаю миловать одного узника, да и просто увещевает народ, прямо говорит, что Этот Человек не сделал никакого зла. Однако в итоге он принимает решение уступить иудеям и предать Господа на смерть.

Евангелист прямо указывает на мотив Пилата: «желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Пилат угодничает. Он заискивает перед иудеями. Зачем это было нужно такому высокому начальнику? Ответ прост — страх. Пилат боится, что если не уступит, то сотрудничество с религиозными лидерами евреев прекратится. Начнётся восстание. Император будет недоволен. В итоге Пилат может оказаться в опале и потерять всё. «Разве стоит моей жизни Этот Человек. Пусть Он вызывает сочувствие и уважение, но я не готов на такую жертву». Так рассуждает Пилат. Мысли перевешивают слабый голос сердце. Господь идёт на крест.

Когда нам встречаются угодливые люди, зачастую они вызывают неприязнь и раздражение. Весьма неприятно, когда кто-то чрезмерно суетится, болтает без умолку и прямо-таки кричит всем своим поведением: «как же я хочу вам нравиться». Да и мы сами, когда впадаем в такое состояние, бываем после очень собой недовольны. Поэтому мы стараемся так себя не вести. Однако угодничество — частое явление нашей жизни. Просто зачастую, как Пилат, мы стараемся не потерять лицо перед собой и перед окружающими. Ведь я становлюсь угодником не тогда, когда видимым образом выворачиваюсь наизнанку перед человеком. Не тогда, когда прыгаю вокруг него, как шакал Табаки вокруг тигра Шархана. Я становлюсь угодником тогда, когда из-за страха потерять своё, иду наперекор совести. Когда слушаю лишь голоса в своей голове, однако не прислушиваюсь к воздыханиям своего сердца. Я не умею распознавать голос Бога в нём. Я отмахиваюсь от него, как от незначительного и слабого. А потому и иду на поводу у людей. При этом я вполне могу создавать иллюзию самостоятельности и независимости.

Участь Пилата была печальна. Понравиться всем он так и не смог. Император отправил его в изгнание. Там Пилат и умер. И остался в нашей памяти как человек, ставший жертвой обстоятельств. И как напоминание о том, что стремиться угодить мы должны лишь одному Богу. Для этого важно вести духовную жизнь. Следовать во всём Евангелию Христову. Чтобы голос сердца звучал громче. Чтобы Бог сиял в нём ярче. Чтобы Его благодать наполняла нас смелостью, мужеством и отвагой. Ведь где Бог, там нет места никакому страху.

священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В преддверии Великого поста Церковь предлагает верующим особый подготовительный период. Он длится более трех недель, и богослужебные тексты, общий строй церковной жизни помогают православному человеку таким образом настроить свою душу, чтобы войти в Великий пост с правильным пониманием того, что надлежит в течение Великого поста совершить и к каким целям подойти. <…> Подготовительные недели наполнены замечательными богослужебными текстами, вдумываясь в которые человек поневоле настраивается на соответствующую волну. Он готовит свою душу, свой разум, свои чувства к вхождению в поприще святой Четыредесятницы.

Святитель Иоанн (Максимович) о частной молитве

Важно присутствовать на общественном богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг. Частную молитву может совершать всякий. И в его воле, будет ли он читать определённые молитвы или будет молиться так, как ему душевное настроение указывает. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы не только совместной, но и отдельной.

Чем страшен Страшный Суд?

Страшен Страшный Суд тем, что он будет всеобщим и окончательным. Для христианина страшна не смерть, а неподготовленность к вечности. Когда попал в воду, поздно учиться плавать.

Сейчас у нас нередко внешнее заслоняет внутреннее. Суд обнажит наше истинное духовное состояние. Одними из образов Бога является Свет или Огонь (Бог наш есть огонь поядающий — Евр.12:29). Преподобный Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние.

Сергей Аверинцев выразил это в поэзии: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад. Как на солнце черный предмет может раскалиться, и такой же предмет рядом с ним — только светлый — останется прохладным, так и душа чёрная рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.

Можно представить образом Страшного Суда и солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце — родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, его кожа сгорела, и он испытывает нестерпимые муки. Для одного солнце приносит тепло и радость, для другого — пытку.

Молитвословия

Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Луки

глас 8

Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.

Кондак преподобного Парфения

глас 3

Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.

Новости по теме

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский (4 век)
Жития святых 20 февраля 2017
Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский (4 век)

Он был родом из Мелитополя, где отец его служил диаконом. Славился сей муж добродетельным житием и даром чудес, почему и был поставлен сперва во пресвитеры, а затем в епископы г. Лампсака.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.