
Седмица мясопустная
В этот день совершается память:
Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV). Преподобного Луки Елладского (ок. 946).
Мучеников 1003 Никомидийских (303).
Священномученика Александра Талызина пресвитера (1938); священномученика Алексия Троицкого пресвитера (1942).
Память архиепископа Пермского Варлаама (Ряшенцева). Выпускник Казанской духовной академии (1900). Скончался в тюремном заключении в Вологде 20 февраля 1942 г.
Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский
Святитель Парфений, хотя и был в юности простым рыбаком, но прославился тем, что уже с 18 лет именем Христовым безмездно врачевал многие недуги, изгонял бесов и творил иные чудеса. Позже, будучи поставлен во епископы, он отправился к императору Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать языческие капища и строить на их месте христианские храмы. Диавол ополчался на святого и однажды убил возницу, увозившего камни разрушенного капища. Святитель воскресил погибшего. Одно из исцелений явило особую силу святого. Когда он изгонял беса из человека, одержимого с детства, нечистый дух стал просить дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и рек: «Войди и обитай во мне». Бес, словно опаленный огнем, с криком: «Как я войду в дом Божий?» — бежал в пустынные места.
Преподобный Лука Елладский
Преподобный Лука Елладский, основатель монастыря Осиос Лукас. В 14 лет после смерти отца он ушел из дома в Афины, желая стать монахом в одном из афинских монастырей. Около 946 года Лука поселился на склонах Геликона. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство храма во имя святой Варвары, вокруг которого возник монастырь Осиос Лукас. Лука скончался в 953 году и был погребен в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь.
Священномученик Алексий (Троицкий), пресвитер
Священник Алексий Троицкий родился в 1875 году в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика. С 1902 года — диакон, служил, в частности, в храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Волынское Московского уезда. С 1920 года — иерей, с 1921 года — настоятель того же храма. Через 7 лет арестован, обвинен в поджоге храма, после трехдневного заключения освобожден за недоказанностью обвинения. С 1935 года служил в храме Покрова в Филях. В 1937 году арестован, обвинен в недовольстве существующим строем, в организации молебнов в домах и панихид на кладбищах без разрешения властей и так далее. Следствие использовало лжесвидетелей. Отец Алексий признал служение панихид без разрешения властей, но обвинения в контрреволюционной деятельности отверг. Приговорен к 10 годам лагерей. Работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1941 году переведен в Кулойлаг Архангельской области. Там умер и был погребен в безвестной могиле.
Священномученик Александр (Талызин), пресвитер
Протоиерей Александр Талызин родился в 1870 году в селе Типня Тверской губернии в семье священника. После окончания духовной семинарии служил священником в храмах Тверской епархии. В 1928 году арестован, обвинен в антисоветской агитации, приговорен к 2 годам ссылки. Вернувшись, вновь служил в Тверской епархии. В 1938 году арестован, помещен в тюрьму в райцентре Красный Холм, обвинен в антисоветской и контрреволюционной работе. Желая услышать имена людей из окружения отца Александра, следователь требовал назвать его связи в районе. «Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю», — отвечал священник. Вызванные лжесвидетели подписали необходимые показания. «Тройкой» НКВД отец Александр приговорен к расстрелу и погребен в безвестной общей могиле.
Евангелие дня
Как перестать бояться, стать смелым и решительным? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й главы Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 15.
01Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
02Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь.
03И первосвященники обвиняли Его во многом.
04Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.
05Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.
06На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.
07Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.
08И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них.
09Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?
10Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.
11Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву.
12Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?
13Они опять закричали: распни Его.
14Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.
15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.
Понтий Пилат — наместник Рима в Иерусалиме. Он солдат. Человек, который привык к железной дисциплине. Он беспрекословно подчиняется приказам и требует того же от подчинённых. Пилат — человек, который не терпит возражений. Человек жёсткий, властный. У него в руках реальная сила. Однако посмотрите, как он себя ведёт.
Евангелие говорит, что Пилат знает о заговоре против Иисуса. Он видит, что иудеи клевещут на Спасителя и предали Его из зависти. Он проникается глубоким уважением ко Христу. А потому даже предпринимает попытки помочь Ему. Прибегает к древнему обычаю миловать одного узника, да и просто увещевает народ, прямо говорит, что Этот Человек не сделал никакого зла. Однако в итоге он принимает решение уступить иудеям и предать Господа на смерть.
Евангелист прямо указывает на мотив Пилата: «желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие». Пилат угодничает. Он заискивает перед иудеями. Зачем это было нужно такому высокому начальнику? Ответ прост — страх. Пилат боится, что если не уступит, то сотрудничество с религиозными лидерами евреев прекратится. Начнётся восстание. Император будет недоволен. В итоге Пилат может оказаться в опале и потерять всё. «Разве стоит моей жизни Этот Человек. Пусть Он вызывает сочувствие и уважение, но я не готов на такую жертву». Так рассуждает Пилат. Мысли перевешивают слабый голос сердце. Господь идёт на крест.
Когда нам встречаются угодливые люди, зачастую они вызывают неприязнь и раздражение. Весьма неприятно, когда кто-то чрезмерно суетится, болтает без умолку и прямо-таки кричит всем своим поведением: «как же я хочу вам нравиться». Да и мы сами, когда впадаем в такое состояние, бываем после очень собой недовольны. Поэтому мы стараемся так себя не вести. Однако угодничество — частое явление нашей жизни. Просто зачастую, как Пилат, мы стараемся не потерять лицо перед собой и перед окружающими. Ведь я становлюсь угодником не тогда, когда видимым образом выворачиваюсь наизнанку перед человеком. Не тогда, когда прыгаю вокруг него, как шакал Табаки вокруг тигра Шархана. Я становлюсь угодником тогда, когда из-за страха потерять своё, иду наперекор совести. Когда слушаю лишь голоса в своей голове, однако не прислушиваюсь к воздыханиям своего сердца. Я не умею распознавать голос Бога в нём. Я отмахиваюсь от него, как от незначительного и слабого. А потому и иду на поводу у людей. При этом я вполне могу создавать иллюзию самостоятельности и независимости.
Участь Пилата была печальна. Понравиться всем он так и не смог. Император отправил его в изгнание. Там Пилат и умер. И остался в нашей памяти как человек, ставший жертвой обстоятельств. И как напоминание о том, что стремиться угодить мы должны лишь одному Богу. Для этого важно вести духовную жизнь. Следовать во всём Евангелию Христову. Чтобы голос сердца звучал громче. Чтобы Бог сиял в нём ярче. Чтобы Его благодать наполняла нас смелостью, мужеством и отвагой. Ведь где Бог, там нет места никакому страху.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В преддверии Великого поста Церковь предлагает верующим особый подготовительный период. Он длится более трех недель, и богослужебные тексты, общий строй церковной жизни помогают православному человеку таким образом настроить свою душу, чтобы войти в Великий пост с правильным пониманием того, что надлежит в течение Великого поста совершить и к каким целям подойти. <…> Подготовительные недели наполнены замечательными богослужебными текстами, вдумываясь в которые человек поневоле настраивается на соответствующую волну. Он готовит свою душу, свой разум, свои чувства к вхождению в поприще святой Четыредесятницы.
Святитель Иоанн (Максимович) о частной молитве
Важно присутствовать на общественном богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг. Частную молитву может совершать всякий. И в его воле, будет ли он читать определённые молитвы или будет молиться так, как ему душевное настроение указывает. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы не только совместной, но и отдельной.
Чем страшен Страшный Суд?
Страшен Страшный Суд тем, что он будет всеобщим и окончательным. Для христианина страшна не смерть, а неподготовленность к вечности. Когда попал в воду, поздно учиться плавать.
Сейчас у нас нередко внешнее заслоняет внутреннее. Суд обнажит наше истинное духовное состояние. Одними из образов Бога является Свет или Огонь (Бог наш есть огонь поядающий — Евр.12:29). Преподобный Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, — оно есть раскаяние.
Сергей Аверинцев выразил это в поэзии: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад. Как на солнце черный предмет может раскалиться, и такой же предмет рядом с ним — только светлый — останется прохладным, так и душа чёрная рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.
Можно представить образом Страшного Суда и солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце — родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, его кожа сгорела, и он испытывает нестерпимые муки. Для одного солнце приносит тепло и радость, для другого — пытку.
Молитвословия
Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки
глас 4
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.
Кондак преподобного Луки
глас 8
Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.
Кондак преподобного Парфения
глас 3
Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.