Церковный календарь

20 февраля. Память преподобного Парфения, епископа Лампсакийского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
20 февраля. Память преподобного Парфения, епископа Лампсакийского

Cедмица о Закхее.
Поста нет. 7 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского (IV). Преподобного Луки Елладского (ок. 946).

Мучеников 1003 Никомидийских (303).

Священномученика Александра Талызина пресвитера (1938); священномученика Алексия Троицкого пресвитера (1942).

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Святитель Парфений, хотя и был в юности простым рыбаком, но прославился тем, что уже с 18 лет именем Христовым безмездно врачевал многие недуги, изгонял бесов и творил иные чудеса. Позже, будучи поставлен во епископы, он отправился к императору Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать языческие капища и строить на их месте христианские храмы. Диавол ополчался на святого и однажды убил возницу, увозившего камни разрушенного капища. Святитель воскресил погибшего. Одно из исцелений явило особую силу святого. Когда он изгонял беса из человека, одержимого с детства, нечистый дух стал просить дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и рек: «Войди и обитай во мне». Бес, словно опаленный огнем, с криком: «Как я войду в дом Божий?» — бежал в пустынные места.

Преподобный Лука Елладский 

Преподобный Лука Елладский, основатель монастыря Осиос Лукас. В 14 лет после смерти отца он ушел из дома в Афины, желая стать монахом в одном из афинских монастырей. Около 946 года Лука поселился на склонах Геликона. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство храма во имя святой Варвары, вокруг которого возник монастырь Осиос Лукас. Лука скончался в 953 году и был погребен в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь.

Священномученик Алексий (Троицкий), пресвитер

Священник Алексий Троицкий родился в 1875 году в городе Коломне Московской губернии в семье псаломщика. С 1902 года — диакон, служил, в частности, в храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Волынское Московского уезда. С 1920 года — иерей, с 1921 года — настоятель того же храма. Через 7 лет арестован, обвинен в поджоге храма, после трехдневного заключения освобожден за недоказанностью обвинения. С 1935 года служил в храме Покрова в Филях. В 1937 году арестован, обвинен в недовольстве существующим строем, в организации молебнов в домах и панихид на кладбищах без разрешения властей и так далее. Следствие использовало лжесвидетелей. Отец Алексий признал служение панихид без разрешения властей, но обвинения в контрреволюционной деятельности отверг. Приговорен к 10 годам лагерей. Работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в 1941 году переведен в Кулойлаг Архангельской области. Там умер и был погребен в безвестной могиле.

Священномученик Александр (Талызин), пресвитер

Протоиерей Александр Талызин родился в 1870 году в селе Типня Тверской губернии в семье священника. После окончания духовной семинарии служил священником в храмах Тверской епархии. В 1928 году арестован, обвинен в антисоветской агитации, приговорен к 2 годам ссылки. Вернувшись, вновь служил в Тверской епархии. В 1938 году арестован, помещен в тюрьму в райцентре Красный Холм, обвинен в антисоветской и контрреволюционной работе. Желая услышать имена людей из окружения отца Александра, следователь требовал назвать его связи в районе. «Я какой-либо антисоветской агитации не вел и не веду и виновным себя в этом не признаю», — отвечал священник. Вызванные лжесвидетели подписали необходимые показания. «Тройкой» НКВД отец Александр приговорен к расстрелу и погребен в безвестной общей могиле.

Священное Писание

2 Тим., 293 зач., II, 11-19

11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.

19 Но твердое основание Божие стои́т, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа".

Лк., 88 зач., XVIII, 2-8

3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.

4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, 5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.

6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?

7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 2, 11-19; Лк. 18, 2-8

Чтобы сделать более впечатленною ту истину, "что должно всегда молиться и не унывать", если не скоро услышится молитва, но все продолжать молиться, Господь сказал притчу, как судья, Бога не боявшийся и людей не стыдившийся, удовлетворил наконец прошение вдовицы, не потому, чтоб Бога убоялся и людей постыдился, а потому одному, что вдова та не давала ему покоя. Так если такой человек загрубелый не устоял против неотступности прошения, Бог ли человеколюбивый и многомилостивый не исполнит прошения, неотступно со слезами и сокрушением к Нему возносимого?! И вот ответ на то, почему молитвы наши часто не слышатся. Потому что воссылаем прошения наши к Богу не усердно, будто мимоходом, и притом так, что помолившись однажды ныне, завтра ждем исполнения своей молитвы, не думая попотеть и переутрудить себя в молитве. Вот и не слышится и не исполняется молитва наша, потому что сами не исполняем, как следует, положенного для молитвы закона уповательной и усердной неотступности.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В преддверии Великого поста Церковь предлагает верующим особый подготовительный период. Он длится более трех недель, и богослужебные тексты, общий строй церковной жизни помогают православному человеку таким образом настроить свою душу, чтобы войти в Великий пост с правильным пониманием того, что надлежит в течение Великого поста совершить и к каким целям подойти. <…> Подготовительные недели наполнены замечательными богослужебными текстами, вдумываясь в которые человек поневоле настраивается на соответствующую волну. Он готовит свою душу, свой разум, свои чувства к вхождению в поприще святой Четыредесятницы.

Святитель Иоанн (Максимович) о частной молитве

Важно присутствовать на общественном богослужении, но не смеют из-за этого опускаться частные молитвы. Эти два вида молитв дополняют друг друга. Частная молитва есть моление одного или нескольких людей без посредства Божиих слуг. Частную молитву может совершать всякий. И в его воле, будет ли он читать определённые молитвы или будет молиться так, как ему душевное настроение указывает. Отдельная молитва необходимо надобна, потому что часто, а особенно при сокращённом богослужении, человек не может удовлетвориться только молитвой в храме. Кроме того, отдельная молитва имеет некоторые добрые особенности, которых не имеет молитва общая. Уединённый человек может лучше углубиться в молитву. Поэтому угодники Божии значительную часть времени определили для молитвы не только совместной, но и отдельной.

Чем страшен Страшный Суд?

Страшен Страшный Суд тем, что он будет всеобщим и окончательным. Для христианина страшна не смерть, а неподготовленность к вечности. Когда попал в воду, поздно учиться плавать.

Сейчас у нас нередко внешнее заслоняет внутреннее. Суд обнажит наше истинное духовное состояние. Одними из образов Бога является Свет или Огонь (Бог наш есть огонь поядающий – Евр.12:29). Преподобный Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, таково гееннское мучение, —  оно есть раскаяние.

Сергей Аверинцев выразил это в поэзии: Не может Бог не быть, И всё в огне Его любви, и огнь Один для всех; но аду Бог есть ад. Как на солнце черный предмет может раскалиться, и такой же предмет рядом с ним — только светлый — останется прохладным, так и душа чёрная рядом со Светом — Богом — будет нестерпимо обжигаться тем же самым Светом Божества, который для души чистой будет источником блаженства.

Можно представить образом Страшного Суда и солнечный пляж. Два человека под открытым солнцем. Один загорелый, для него солнце — родное, он получает блаженство от его лучей. Другой человек всю жизнь прятался от солнца и, оказавшись под прямыми солнечными лучами, его кожа сгорела, и он испытывает нестерпимые муки. Для одного солнце приносит тепло и радость, для другого — пытку.

Молитвословия

Тропарь святителя Парфения и преподобного Луки

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Луки

глас 8

Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.

Кондак преподобного Парфения

глас 3

Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.

Теги:
Преподобный Парфений Лампсакийский
православный календарь

Все публикации