
Седмица 35-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100).
Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Святителя Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (288—300). Мученика Иулиана (312). Мученицы Фавсты и мучеников Евиласия и Максима (305—311). Мученицы Марфы, Марии и брата их преподобномучеников Ликариона отрока.
Священномученика Димитрия Рождественского пресвитера и мученика Анатолия Рождественского (1921); священномученика Василия Надеждина пресвитера (1930); священномученика Александра Телемакова пресвитера (1938).
Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский
В юности будущий святитель Фотий получил блестящее образование и, находясь в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Он обучал наукам наследника цареградского престола Михаила и будущего просветителя славян равноапостольного Кирилла. Вместе с тем, он всей душой стремился к иночеству. Главные исторические заслуги Фотия в пору его Патриаршества — это обращение в христианство болгарского народа, благословение равноапостольных Кирилла и Мефодия нести Благую Весть на языках славян и успешное противостояние римскому папству, имевшему большое влияние на Востоке. Святитель обличал императора Василия, убившего Михаила и занявшего трон, за что был брошен в темницу. Позже он пострадал от ложных доносов и при преемнике Василия, окончив свои дни в изгнании.
Преподобный Варсонофий Великий
Преподобный Варсонофий подвизался в царствование императора Юстиниана I в монастыре аввы Серида в Палестине. Сначала он жил в келлии монастыря, а затем удалился в затвор, где «заключился живым как во гробе ради имени Иисусова». Он строго подвизался, никого не принимая, кроме аввы Серида.
Игумен раз в неделю приносил ему три небольших хлебца, немного воды, причащал, прочитывал вопросы посетителей и записывал ответы. Одному старцу из Египта, упрашивавшему принять его, преподобный написал: «Если для тебя отворю, то и для всех; а если не отворю тебе, то и никому». Когда Патриарх Иерусалимский Евстохий услышал о подвижнике, он решил тайно проникнуть в келлию преподобного. Но тех, кто пытался сделать подкоп в пещеру, опалило вырвавшимся пламенем. Когда многие усомнились в самом существовании преподобного, он принял несколько монахов и умыл им ноги. После смерти аввы Серида по просьбе нового игумена Елиана преподобный прожил ещё две недели, чтобы научить отца Елиана уставу и управлению монастырём.
Мученики Дорофея и Феофил
Святые мученики Дорофея и Феофил пострадали в Кесарии Каппадокийской в конце III века. Когда христианку Дорофею по приказу игемона вели на казнь, его советник учёный Феофил с насмешкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне яблок и роз из рая, от Жениха твоего ». Мученица обещала исполнить его просьбу. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал в чистом платке три яблока и три красных розы. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. В то время была зима, февраль, вся Каппадокия была покрыта снегом и льдом. Поэтому, получив благодатные дары, Феофил был поражён, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, он был усечён мечом.
Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громко: «Истинный Бог — Христос, и нет в Нём никакой неправды ». Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошёл с ума, или смеёшься». Феофил отвечал им: «Я не сошёл с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтоб я веровал, что Иисус Христос есть Истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты внезапно переменился? » Феофил отвечал: «Скажите мне, какой ныне месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил сказал: «Теперь — зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же, думаете вы, эти цветы и яблоки с своими сучками и листьями?» Говоря это, он показывал им яблоки и розаны. Видя их, осязая, поражаясь благовонием их, они говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их». Так Феофил из гонителя превратился в проповедника веры христианской. Игемон подверг Феофила увещаниям, а потом мукам, и Феофил запечатлел кровью свою веру во Христа.
Евангелие дня
Как оставаться спокойным и невозмутимым в любой жизненной ситуации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й и 15-й глав Евангелия от Марка, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 14.
43И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.
49Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.
50Тогда, оставив Его, все бежали.
51Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.
52Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.
53И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.
54Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.
55Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.
66Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
67и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
68Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
69Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
70Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
71Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
72Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
Глава 15.
01Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.
Первосвященник — это фигура очень значимая и значительная. Это человек, в руках которого были жизнь и смерть других людей. Но посмотрите, какую внутреннюю свободу и независимость являет Христос. Он так же прост и непосредственен, как в общении с обыкновенными людьми в бытовых ситуациях. На все обвинения Он молчит и не оправдывается. Он говорит лишь то, что Сам считает нужным. Христос не обращает внимания на то, понравится это первосвященнику и окружающим или нет. Он ясно осознаёт зачем всё это происходит. Он чётко видит Свою цель — крест, страдания, смерть, ад. Именно Он хозяин ситуации.
В ином положении оказывается Пётр. Он хоть и пытается храбриться — с мечом в руке защищает Господа — мужество покидает его капля за каплей. В итоге перед нами просто напуганный человек. У него нет сил не то, что сохранять внутреннее величие и достоинство перед разгневанным начальником. Греческий текст говорит, что он пасует перед девочкой-подростком. В ответ на вопрос девчушки Пётр начинает лепетать что-то вроде: «Я тут вообще не при чём. Просто мимо проходил». Как во сне, он совершенно не контролирует происходящее.
Порой и мы оказываемся в похожих обстоятельствах. Попадая в сложную ситуацию, мы или внутренне цепенеем, начинаем что-то мямлить заплетающимся языком, оправдываться и даже отрекаться, как Пётр перед девочкой. Или ведём себя резко, дерзко, даже агрессивно, как тот же Пётр в Гефсимании. В обоих случаях мы плохо соображаем, что происходит. Мы словно теряем почву под ногами. Перестаём быть хозяевами своей судьбы. Всё это потому, что привыкли во всех своих делах полагаться лишь на себя.
Это и называется жизнь по закону плоти. Христос же говорит нам: «плоть немощна», она подведёт в тяжёлый момент. Силу быть спокойным нам может дать только Бог. А потому, если не хотим, чтобы нами управляли другие люди и обстоятельства, если хотим, чтобы даже в самом тяжёлом, конфликте у нас внутри была ясность и понимание того, что происходит — будем стараться строить свою жизнь не по закону плоти, а по закону Духа. То есть по закону Евангелия. Превратим свою жизнь не в поиск личной выгоды, но в служение. Лишь такому человеку Бог указывает на его предназначение. А вместе с этим даёт силы и вдохновение его выполнить. Выполнить несмотря ни на что.
священник Димитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Если повнимательнее посмотреть на то, что сегодня происходит с родом человеческим, то придется с печалью свидетельствовать о том, что пространство праздности катастрофически расширяется. С одной стороны, достижения в науке, технике, технологиях высвобождают для человека дополнительное время, но оно очень часто поглощается праздностью, пустотой. Опаснее же всего праздность для духовной жизни человека. О какой борьбе с пороками, со страстями может идти речь, если человек пуст, если он пребывает в праздности, если праздность становится его нормальным состоянием? Ни о какой духовной борьбе и даже о духовной жизни и речи быть не может. И вот что удивительно: спроси у праздного человека, как он живет, и он наверняка не скажет о себе ничего плохого, потому что он не видит в праздности никакого греха, никакого порока и вообще ничего для себя опасного. Но преподобный Ефрем Сирин очень ясно говорит нам об этой опасности. Верующий человек не может предаваться праздности. Она противоположна христианским убеждениям и христианскому образу жизни. Если мы хотим жить по Евангелию, то мы не можем пребывать в праздности. Если есть свободное время, его нужно применить с пользой для себя и для ближних, ведь свободное время — это дар Божий, который нужно наполнять полезным содержанием.
«Вознесуся!»
Смешные истории из жизни священников и мирян
Был такой случай. Новорукоположенный диакон готовился к первому в жизни всенощному бдению. Судорожно, трясущимися руками, листал новенький служебник. Наступает волнующий момент начала богослужения, диакон принимает из рук пономаря дьяконскую свечу, просит предстоятеля благословить кадило, совершает каждение алтаря и находящихся в нем. Затем ватными ногами выходит на амвон и... о, ужас, вместо положенного «Востаните!» во всё горло почти кричит: «Вознесуся!» Немая сцена. И вдруг невозмутимый предстоятель спокойно так говорит: «Только свечу оставь». Служба началась минут через пятнадцать, когда клирики и певчие пришли в себя от смеха.
Страшный Суд
Страшный Суд не позволит злу торжествовать вечно. Он будет состоять в разделении грешников и праведников, это знают практически все. Многие считают достойными ада лишь страшных преступников. Но правильно исходить из того, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество, и лишь осознавшие своё несовершенство и желающие воспринять спасение получат его. В принципе, все мы на борту тонущего Титаника, но большинство продолжает жить так, будто впереди нет смерти и Суда. Можно сказать, что существуют духовная эволюция и духовный естественный отбор — обретают высшую блаженную жизнь только те, кто научился любить Бога и ближнего (Мф.22:37-40).
Предметом суда будут: дела, слова и сердечные намерения. Святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Пасху» говорит, что Господь и «намерения целует» (то есть приветствует), а не только дела человека.
Суд будет справедливым, т.е. будет учитывать силы и дарования каждого, а также внешние условия его жизни. Поэтому не будем унывать, сравнивая себя с великими подвижниками, каждого Бог спросит за его жизнь: «Он не спросит, почему ты не был Иоанном, Он спросит, был ли ты Иваном». Лампочки в 2 ватта и 200 ватт дают свет разной мощности, но обе светят на полную силу. Так и для нас важно светить на полную силу именно своих возможностей.
Молитвословия
Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнского
глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.