Церковный календарь

19 февраля. Память святителя Фотия, Патриарха Константинопольского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
19 февраля. Память святителя Фотия, Патриарха Константинопольского

Седмица о мытаре и фарисее. Сплошная.
Поста нет. 6 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100).

Преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (VI). Святителя Фотия, патриарха Константинопольского (891). Мучениц Дорофеи, Христины, Каллисты и мученика Феофила (288–300). Мученика Иулиана (312). Мученицы Фавсты и мучеников Евиласия и Максима (305–311). Мученицы Марфы, Марии и брата их преподобномучеников Ликариона отрока.

Священномученика Димитрия Рождественского пресвитера и мученика Анатолия Рождественского (1921); священномученика Василия Надеждина пресвитера (1930); священномученика Александра Телемакова пресвитера (1938).

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

В юности будущий святитель Фотий получил блестящее образование и, находясь в родственных отношениях с императорским домом, занимал должность первого государственного секретаря в сенате. Он обучал наукам наследника цареградского престола Михаила и будущего просветителя славян равноапостольного Кирилла. Вместе с тем, он всей душой стремился к иночеству. Главные исторические заслуги Фотия в пору его Патриаршества — это обращение в христианство болгарского народа, благословение равноапостольных Кирилла и Мефодия нести Благую Весть на языках славян и успешное противостояние римскому папству, имевшему большое влияние на Востоке. Святитель обличал императора Василия, убившего Михаила и занявшего трон, за что был брошен в темницу. Позже он пострадал от ложных доносов и при преемнике Василия, окончив свои дни в изгнании.

Мученики Дорофея и Феофил

Святые мученики Дорофея и Феофил пострадали в Кесарии Каппадокийской в конце III века. Когда христианку Дорофею по приказу игемона вели на казнь, его советник учёный Феофил с насмешкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне яблок и роз из рая, от Жениха твоего ». Мученица обещала исполнить его просьбу. Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал Ангел в виде прекрасного юноши и подал в чистом платке три яблока и три красных розы. Святая попросила передать всё это Феофилу, после чего была усечена мечом. В то время была зима, февраль, вся Каппадокия была покрыта снегом и льдом. Поэтому, получив благодатные дары, Феофил был поражён, уверовал в Спасителя и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, он был усечён мечом.

Феофил, увидев яблоки и цветы и взяв их в руки, воскликнул громко: «Истинный Бог — Христос, и нет в Нём никакой неправды ». Друзья его сказали ему: «Феофил! Ты или сошёл с ума, или смеёшься». Феофил отвечал им: «Я не сошёл с ума и не смеюсь, но здравый разум требует от меня, чтоб я веровал, что Иисус Христос есть Истинный Бог». Они спросили его: «Отчего ты внезапно переменился? » Феофил отвечал: «Скажите мне, какой ныне месяц?» Они сказали: «Февраль». Феофил сказал: «Теперь — зима. Вся Каппадокия покрыта снегом и льдом, и нет ни одного дерева или растения, которое бы украшалось своими листьями; откуда же, думаете вы, эти цветы и яблоки с своими сучками и листьями?» Говоря это, он показывал им яблоки и розаны. Видя их, осязая, поражаясь благовонием их, они говорили: «Мы не видали таких плодов и цветов и в обыкновенное время их». Так Феофил из гонителя превратился в проповедника веры христианской. Игемон подверг Феофила увещаниям, а потом мукам, и Феофил запечатлел кровью свою веру во Христа.

Священное Писание

2 Тим., 295 зач., III, 1-9

1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Лк., 103 зач., XX, 45 — XXI, 4

45 И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: 46 остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, 47 которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Глава 21

1 Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; 2 увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, 3 и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; 4 ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 3, 1-9

Кто такие "имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся"? И кто другие "всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины"? Первые те, которые держат все внешние порядки, в которых выражается благочестная жизнь; но не имеют столько крепкой воли, чтоб и внутренние свои расположения держать так, как требует истинное благочестие. Идут в храм охотно, и там стоят охотно. Но не делают напряжения, чтоб и умом своим стоять перед Богом неотходно и благоговейно припадать к Нему, а помолившись немного, выпускают бразды правления ума, и он парит, обтекая весь мир. И выходит, что тогда как по внешнему их положению они в храме, по внутреннему состоянию их нет там: остался у них один образ благочестия, а силы его нет. Так и о всем другом разумевай. Вторые это те, которые, вступив в область веры, только и делают, что вопросы изобретают, — что то, что это, почему так, почему этак. Люди, страждущие пустой пытливостью. За истиною не гонятся, а лишь бы пытать и пытать. И решение нашедши вопросам, недолго останавливаются на нем, а скоро чувствуют нужду приискивать другое решение. И так кружатся день и ночь, пытая и пытая, и никогда вполне не удовлетворяясь допытанным. Иной за удовольствиями гоняется, а они за удовлетворением пытливости своей.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Если повнимательнее посмотреть на то, что сегодня происходит с родом человеческим, то придется с печалью свидетельствовать о том, что пространство праздности катастрофически расширяется. С одной стороны, достижения в науке, технике, технологиях высвобождают для человека дополнительное время, но оно очень часто поглощается праздностью, пустотой. Опаснее же всего праздность для духовной жизни человека. О какой борьбе с пороками, со страстями может идти речь, если человек пуст, если он пребывает в праздности, если праздность становится его нормальным состоянием? Ни о какой духовной борьбе и даже о духовной жизни и речи быть не может. И вот что удивительно: спроси у праздного человека, как он живет, и он наверняка не скажет о себе ничего плохого, потому что он не видит в праздности никакого греха, никакого порока и вообще ничего для себя опасного. Но преподобный Ефрем Сирин очень ясно говорит нам об этой опасности. Верующий человек не может предаваться праздности. Она противоположна христианским убеждениям и христианскому образу жизни. Если мы хотим жить по Евангелию, то мы не можем пребывать в праздности. Если есть свободное время, его нужно применить с пользой для себя и для ближних, ведь свободное время — это дар Божий, который нужно наполнять полезным содержанием.

«Вознесуся!»

Смешные истории из жизни священников и мирян

Был такой случай. Новорукоположенный диакон готовился к первому в жизни всенощному бдению. Судорожно, трясущимися руками, листал новенький служебник. Наступает волнующий момент начала богослужения, диакон принимает из рук пономаря дьяконскую свечу, просит предстоятеля благословить кадило, совершает каждение алтаря и находящихся в нем. Затем ватными ногами выходит на амвон и... о, ужас, вместо положенного «Востаните!» во всё горло почти кричит: «Вознесуся!» Немая сцена. И вдруг невозмутимый предстоятель спокойно так говорит: «Только свечу оставь». Служба началась минут через пятнадцать, когда клирики и певчие пришли в себя от смеха.

Страшный Суд

Страшный Суд не позволит злу торжествовать вечно. Он будет состоять в разделении грешников и праведников, это знают практически все. Многие считают достойными ада лишь страшных преступников. Но правильно исходить из того, что в грехопадении потенциально погибло всё человечество, и лишь осознавшие своё несовершенство и желающие воспринять спасение получат его. В принципе, все мы на борту тонущего Титаника, но большинство продолжает жить так, будто впереди нет смерти и Суда. Можно сказать, что существуют духовная эволюция и духовный естественный отбор — обретают высшую блаженную жизнь только те, кто научился любить Бога и ближнего (Мф.22:37-40).

Предметом суда будут: дела, слова и сердечные намерения. Святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Пасху» говорит, что Господь и «намерения целует» (то есть приветствует), а не только дела человека.

Суд будет справедливым, т.е. будет учитывать силы и дарования каждого, а также внешние условия его жизни. Поэтому не будем унывать, сравнивая себя с великими подвижниками, каждого Бог спросит за его жизнь: «Он не спросит, почему ты не был Иоанном, Он спросит, был ли ты Иваном». Лампочки в 2 ватта и 200 ватт дают свет разной мощности, но обе светят на полную силу. Так и для нас важно светить на полную силу именно своих возможностей.

Молитвословия

Тропарь преподобного Вукола, епископа Смирнского

глас 4

Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина,/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая./ Отче Вуколе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Теги:
преподобный Вукол Смирнский
православный календарь

Все публикации