18 февраля. Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

5611
Фото

Неделя 37-я по Пятидесятнице. Глас 4.

В этот день совершается память:

Мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696).

Мученицы Феодулии и мучеников Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Преподобномученика Николая Цикуры (1918); преподобномученицы Александры Каспаровой, мученика Михаила Амелюшкина (1942).

Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

Память митрополита Серафима (Лукьянова), патриаршего экзарха в Западной Европе. Выпускник Казанской духовной академии (1904). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался на покое в Гербовецком монастыре (Молдавия) 18 февраля 1959 г.

Престольные праздники

Молитвенная комната прихода иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» г. Казани (К)

Молитвенная комната в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» при ИК-4 г. Нижнекамска (Ч)

Храм иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» пгт. Уруссу Ютазинского района (А)

Неделя о Закхее

Неделя перед Неделей о мытаре и фарисее в богослужебном уставе не имеет особого обозначения, но часто именуется Неделей о Закхее — на ней заканчивается период пения Октоиха. Евангельское чтение выделяет символичность этой недели ввиду близости Великого поста. Закхей явил пример деятельного покаяния, решив, что половину имения отдаст нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо (Лк. 19:8). Спаситель говорит Закхею, залезшему на дерево: «Закхее, потщався слези (то есть сойди скорее): днесь бо в дому твоем подобает Ми внити» (Лк. 19:5). По слову святителя Николая Сербского, схождение Закхея ко Христу — образ духовной работы: «когда ум человеческий сойдёт в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком».

Название Недели о Закхее, как и последующих недель, уже являющихся подготовительными к Великому посту, связано с библейскими чтениями в эти дни (в Неделю о Закхее — зачало Евангелия от Луки 19:1—10). В Древней Церкви, когда гимнография церковного года ещё не была создана, основу христианского богослужения составляли Библия и корпус молитв, которые затем вошли в Служебник и Требник. Праздники — памяти новозаветных событий — отмечались определёнными библейскими чтениями. Впоследствии развилась гимнография — тропари, каноны и так далее. Триодный цикл включает в себя жёстко фиксированную систему чтений: начиная от чтения о мытаре и фарисее в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивая чтением в Неделю всех святых. За пределами триодного цикла находится круг рядовых чтений на церковный год. Эта оставшаяся часть года — от Недели всех святых до недели о Закхее — имеет разную продолжительность, так как зависит от дат празднования Пасхи, но Неделя о Закхее всегда является завершением периода Октоиха.

Мученица Агафия Панормская

Святая Агафия, почитаемая как покровительница Катании, родилась в знатной христианской семье в городе Палермо. В юности святая Агафия решила посвятить себя Богу и сохранить девство. Но у римского сенатора Квинтиана, наместника города Катании, были другие планы относительно святой. Она отвергла его домогательства, и сенатор с целью отомстить за унижение представил её на суд как христианку. В тюрьме целомудренная Агафия подверглась пыткам. После того как ей искалечили грудь, она была чудесно исцелена явившимся к ней святым апостолом Петром. Наутро Квинтиан был изумлён, увидев тело девушки невредимым. Когда пытки продолжились, в городе произошло землетрясение. Народ в страхе требовал прекращения суда. Квинтиан прекратил пытки, Агафия была отправлена в темницу и там мирно почила (около 251 года).

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский

Святитель Феодосий Черниговский подвизался во 2‑й половине XVII века, когда духовная жизнь в Малороссии была пронизана борьбой Православия против униатства и католичества, особенно — иезуитов. В этой обстановке нужны были пастыри, сочетавшие подвижничество с высокой образованностью. Таким был Феодосий, выходец из древнего дворянского рода. Его духовная устремленность и таланты проявились уже в детстве. Приняв постриг в Киево-Печерской лавре, он стал быстро подниматься по ступеням церковной иерархии, но порой уходил в отдаленные обители, славившиеся аскетизмом. Управляя Черниговской епархией, святитель спас от униатского разорения немало храмов и обителей и завоевал такой авторитет, что к нему за помощью обращались не только православные, но и люди иных исповеданий.

Евангелие дня

Православное богослужение содержит множество дерзновенных просьб к Богу. Например, во время литургии Василия Великого мы молимся о светских властях и просим — «добрых сохрани, Господи, по благости Твоей, лукавых соделай добрыми». Основанием для такого дерзновения является, в том числе, отрывок из девятнадцатой главы Евангелия от Луки, который читается сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 19.

01Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

02И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

03искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

04и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

05Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

06И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

07И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

08Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

09Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Мы становимся свидетелями встречи Спасителя с влиятельным представителем светской власти — старшим сборщиком налогов по имени Закхей. Немаловажным обстоятельством становится место, где происходит данное событие. Спаситель приходит в Иерихон — город, проклятый Богом за свою гордость. Стены Иерихона пали под воздействием благодати Господней. На месте развалин Творец запретил строить что-то новое. Но евреи проигнорировали указание Бога.

Именно здесь — в проклятом городе — Христос встречает человека, который также сам себя сделал символом греха. Закхей работал на римлян, не просто собирая налоги в пользу оккупантов, но и прибавляя к податям свою премию. Евреи ненавидели чиновника. Римляне его презирали. Он же, понимая убогость своего положения, упорствовал в порочной жизни, всё глубже погружался в уныние, а также в жестокость.

У Закхея с мирской точки зрения было всё — богатство, а ещё пусть и сомнительное, но всё же влиятельное положение в обществе. А вот счастья не было. Мытарь мучился от нехватки радости, искал её. Потому он без раздумий залезает на дерево, чтобы увидеть Христа. Ведь в лице Спасителя он видит тот самый свет, который однажды потерял и уже давно ищет. Благость Христа тронула сердце жестокого и корыстного чиновника. И он начинает стремительно меняться. Греховное лукавство, в рабстве которого находился Закхей, вдруг ослабляет хватку.

Чтобы укрепить Закхея в его покаянии, Христос отправляется к мытарю в гости. Со всех сторон звучат упрёки — как может учитель Божьего закона зайти к этому жулику в дом? Но Спаситель знает и видит больше окружающих. Его желание посетить Закхея не просто дипломатия, а очередное сражение со злом за сердце человека. И мы становимся свидетелями победы. Растроганный любовью Христа чиновник обещает, что вернёт всё украденное, а половину своей собственности продаст и раздаст нищим.

Чему учит нас Евангелие? Тому, что в сердце, порабощённое страстями, можно пробиться только с помощью любви. Жестокость вызывает в ответ только жестокость. Искренняя любовь, которая выражается в желании увидеть в человеке создание Божие, способна найти и оживить в сердце лютого и бессовестного грешника остатки образа Божия. Как это произошло в случае с Закхеем.

С воскресного чтения о Закхее в православной Церкви начитается период подготовки к наступлению Великого поста. Этот евангельский эпизод напоминает нам, что мы призваны научиться способности видеть в каждом человеке, прежде всего, не недостатки, а его лучшие качества. Такой навык успокоит наши сердца, а сердца других людей согреет, освободив от уз порочного лукавства.

священник Антоний Борисов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Так называемая современная культура, которую я бы назвал антикультурой, псевдокультурой, навязывает идеи, которые идут вразрез с нравственным чувством человека, навязывает такую практику межличностных отношений, которые разрушают саму способность людей любить друг друга. Но ведь Бог есть Любовь, и любовь есть самое высокое, самое возвышенное и самое великое чувство. Более того, это даже не чувство, это особая реальность, особое состояние человеческой души. Если нет любви — нет жизни; нет любви — нет человеческих отношений; нет любви — нет продолжения рода человеческого. Любовь есть творческое начало человеческой жизни и особая сила, подвигающая людей к тому, чтобы становиться лучше.

Преподобный Серафим Саровский о стяжании Святого Духа

Смысл христианской жизни батюшка Серафим изложил Николаю Александровичу Мотовилову: «Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской… Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего… Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва — она как бы всегда в руках наших…»

Частный суд

Наша жизнь на земле — подготовка и экзамен перед вступлением в вечность. После кончины каждого человека происходит частный суд. А Страшный Суд наступит одновременно для всех в конце истории нашего мира (это уже апелляционная инстанция).

По результатам частного суда люди будут испытывать мучение или блаженство, но пока не в той мере, как после Страшного Суда.

Состояние усопших праведников до Страшного Суда не есть состояния праздного ожидания, это состояние деятельное. Оно предполагает молитву, личностное общение между собой и с Ангелами, а в некоторых случаях и участие в жизни земной Церкви.

Частный суд также именуют мытарствами (церковносл. таможенными постами) — осознанием душой итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями Своего правосудия. Если согласно определению Частного суда душа попадает в ад, это ещё не значит, что и после Страшного Суда её обладатель безусловно наследует ад: по молитвам Церкви грешник может быть прощён и на Страшном Суде поставлен одесную Спасителя, что означит, что он станет наследником Царства Славы. Это православное учение.

Учение о чистилище — католическое. У них это временное состояние, в котором пребывают души добрых христиан (!), которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни простительных не отпущенных грехов. Они очищаются молитвами и делами милосердия живых католиков.

Молитвословия

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Тропарь мученицы Агафии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Агафия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Агафии

глас 4

Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших

глас 7

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших

глас 4

Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших

глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Новости по теме

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец (1696 г.)
Жития святых 18 февраля 2017
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский и всея России чудотворец (1696 г.)

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.