
Попразднство Сретения Господня
В этот день совершается память:
Мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696).
Мученицы Феодулии и мучеников Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).
Преподобномученика Николая Цикуры (1918); преподобномученицы Александры Каспаровой, мученика Михаила Амелюшкина (1942).
Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.
Память митрополита Серафима (Лукьянова), патриаршего экзарха в Западной Европе. Выпускник Казанской духовной академии (1904). Монашество и священный сан принял в Казани. Скончался на покое в Гербовецком монастыре (Молдавия) 18 февраля 1959 г.
Престольные праздники
Молитвенная комната прихода в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» г. Казани (К)
Молитвенная комната в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» при ИК-4 г. Нижнекамска (Ч)
Храм иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» пгт. Уруссу Ютазинского района (А)
Мученица Агафия Панормская
Святая Агафия, почитаемая как покровительница Катании, родилась в знатной христианской семье в городе Палермо. В юности святая Агафия решила посвятить себя Богу и сохранить девство. Но у римского сенатора Квинтиана, наместника города Катании, были другие планы относительно святой. Она отвергла его домогательства, и сенатор с целью отомстить за унижение представил её на суд как христианку. В тюрьме целомудренная Агафия подверглась пыткам. После того как ей искалечили грудь, она была чудесно исцелена явившимся к ней святым апостолом Петром. Наутро Квинтиан был изумлён, увидев тело девушки невредимым. Когда пытки продолжились, в городе произошло землетрясение. Народ в страхе требовал прекращения суда. Квинтиан прекратил пытки, Агафия была отправлена в темницу и там мирно почила (около 251 года).
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский
Святитель Феодосий Черниговский подвизался во 2‑й половине XVII века, когда духовная жизнь в Малороссии была пронизана борьбой Православия против униатства и католичества, особенно — иезуитов. В этой обстановке нужны были пастыри, сочетавшие подвижничество с высокой образованностью. Таким был Феодосий, выходец из древнего дворянского рода. Его духовная устремленность и таланты проявились уже в детстве. Приняв постриг в Киево-Печерской лавре, он стал быстро подниматься по ступеням церковной иерархии, но порой уходил в отдаленные обители, славившиеся аскетизмом. Управляя Черниговской епархией, святитель спас от униатского разорения немало храмов и обителей и завоевал такой авторитет, что к нему за помощью обращались не только православные, но и люди иных исповеданий.
Евангелие дня
Что необходимо сделать для того, чтобы не совершать в своей жизни тяжкие грехи? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 14.
10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
11Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.
12В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца,говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
13И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним
14и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
15И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
17Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.
18И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.
19Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?
20Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.
21Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.
22И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
27И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.
28По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.
29Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.
30И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
31Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.
32Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.
33И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.
34И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
35И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей;
36и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
37Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?
38Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
39И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
40И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.
41И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.
42Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.
Предательство Иуды — это не спонтанное действие. Коварный план вызревал в его уме долгое время. Следуя за Христом, Иуда постепенно осознаёт, что Спаситель идёт на смерть. Сребролюбец не видит в этом своей выгоды. Недовольство копится, и, наконец, приходит решение: «И Ты получишь, что желаешь, но и я не потеряю». Иуда открывается греху. Добровольно с ним сотрудничает. Именно взвесив все «за» и «против», он идёт к первосвященникам.
В этом смысле отречение от Учителя остальных апостолов — действие иного рода. Они отрекаются спонтанно, не из-за подлости и низости, но в приступе страха и малодушия. Это неосознанный импульсивный поступок. Скорее что-то подобное защитной животной реакции во время опасности. А потому участь Иуды отличается от участи апостолов. Он сам помог греху проникнуть в самые потаённые уголки своей души, и тот проел её, как ржавчина. В ней не осталось никакой надежды. Одно уныние и отчаяние. Чтобы прекратить эти мучения, Иуда накладывает на себя руки. В сердце учеников грех проник не так глубоко. Поэтому оно оттаяло, и апостолы вернулись к Учителю.
И всё же у двух этих предательств есть нечто общее. Всё это действие плоти. Она побуждает нас думать в этой жизни только о комфорте и безопасности, не учитывая при этом интересы других людей. Если мы не сопротивляемся этим позывам, они превращаются в навык. С его помощью мы эффективно добиваемся своих корыстных целей. Но такое сотрудничество не оканчивается в итоге ничем хорошим. Душа промерзает до своего основания.
Поэтому и говорит сегодня Христос: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». То есть не давайте эгоистическим мыслям и чувствам завладеть вашим сердцем. Ставьте во главу угла во всех своих делах волю Божию и Евангельские заповеди. Каждый день проводите ревизию своей души. Анализируйте, советуйтесь, обращайтесь в молитве к Богу. Лишь в этом случае в вашем сердце будет жить Дух Божий, и греховные мысли и чувства не смогут пустить в нём свои корни.
священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Так называемая современная культура, которую я бы назвал антикультурой, псевдокультурой, навязывает идеи, которые идут вразрез с нравственным чувством человека, навязывает такую практику межличностных отношений, которые разрушают саму способность людей любить друг друга. Но ведь Бог есть Любовь, и любовь есть самое высокое, самое возвышенное и самое великое чувство. Более того, это даже не чувство, это особая реальность, особое состояние человеческой души. Если нет любви — нет жизни; нет любви — нет человеческих отношений; нет любви — нет продолжения рода человеческого. Любовь есть творческое начало человеческой жизни и особая сила, подвигающая людей к тому, чтобы становиться лучше.
Преподобный Серафим Саровский о стяжании Святого Духа
Смысл христианской жизни батюшка Серафим изложил Николаю Александровичу Мотовилову: «Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской… Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего… Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва — она как бы всегда в руках наших…»
Частный суд
Наша жизнь на земле — подготовка и экзамен перед вступлением в вечность. После кончины каждого человека происходит частный суд. А Страшный Суд наступит одновременно для всех в конце истории нашего мира (это уже апелляционная инстанция).
По результатам частного суда люди будут испытывать мучение или блаженство, но пока не в той мере, как после Страшного Суда.
Состояние усопших праведников до Страшного Суда не есть состояния праздного ожидания, это состояние деятельное. Оно предполагает молитву, личностное общение между собой и с Ангелами, а в некоторых случаях и участие в жизни земной Церкви.
Частный суд также именуют мытарствами (церковносл. таможенными постами) — осознанием душой итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями Своего правосудия. Если согласно определению Частного суда душа попадает в ад, это ещё не значит, что и после Страшного Суда её обладатель безусловно наследует ад: по молитвам Церкви грешник может быть прощён и на Страшном Суде поставлен одесную Спасителя, что означит, что он станет наследником Царства Славы. Это православное учение.
Учение о чистилище — католическое. У них это временное состояние, в котором пребывают души добрых христиан (!), которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни простительных не отпущенных грехов. Они очищаются молитвами и делами милосердия живых католиков.
Молитвословия
Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.
Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского
глас 4
Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.
Тропарь мученицы Агафии
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Агафия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак мученицы Агафии
глас 4
Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.
Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 7
Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.
Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 4
Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.
Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших
глас 6
Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
***
Неделя о Закхее
Неделя перед Неделей о мытаре и фарисее в богослужебном уставе не имеет особого обозначения, но часто именуется Неделей о Закхее — на ней заканчивается период пения Октоиха. Евангельское чтение выделяет символичность этой недели ввиду близости Великого поста. Закхей явил пример деятельного покаяния, решив, что половину имения отдаст нищим, а всем, кого обидел, воздаст вчетверо (Лк. 19:8). Спаситель говорит Закхею, залезшему на дерево: «Закхее, потщався слези (то есть сойди скорее): днесь бо в дому твоем подобает Ми внити» (Лк. 19:5). По слову святителя Николая Сербского, схождение Закхея ко Христу — образ духовной работы: «когда ум человеческий сойдёт в сердце и, в сердце омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком».
Название Недели о Закхее, как и последующих недель, уже являющихся подготовительными к Великому посту, связано с библейскими чтениями в эти дни (в Неделю о Закхее — зачало Евангелия от Луки 19:1—10). В Древней Церкви, когда гимнография церковного года ещё не была создана, основу христианского богослужения составляли Библия и корпус молитв, которые затем вошли в Служебник и Требник. Праздники — памяти новозаветных событий — отмечались определёнными библейскими чтениями. Впоследствии развилась гимнография — тропари, каноны и так далее. Триодный цикл включает в себя жёстко фиксированную систему чтений: начиная от чтения о мытаре и фарисее в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивая чтением в Неделю всех святых. За пределами триодного цикла находится круг рядовых чтений на церковный год. Эта оставшаяся часть года — от Недели всех святых до недели о Закхее — имеет разную продолжительность, так как зависит от дат празднования Пасхи, но Неделя о Закхее всегда является завершением периода Октоиха.