Церковный календарь

18 февраля. Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
18 февраля. Память святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

Cедмица о Закхее.
Поста нет. 5 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Мученицы Агафии (251). Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1696).

Мученицы Феодулии и мучеников Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Преподобномученика Николая Цикуры (1918); преподобномученицы Александры Каспаровой, мученика Михаила Амелюшкина (1942).

Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

Мученица Агафия Панормская

Святая Агафия, почитаемая как покровительница Катании, родилась в знатной христианской семье в городе Палермо. В юности святая Агафия решила посвятить себя Богу и сохранить девство. Но у римского сенатора Квинтиана, наместника города Катании, были другие планы относительно святой. Она отвергла его домогательства, и сенатор с целью отомстить за унижение представил её на суд как христианку. В тюрьме целомудренная Агафия подверглась пыткам. После того как ей искалечили грудь, она была чудесно исцелена явившимся к ней святым апостолом Петром. Наутро Квинтиан был изумлён, увидев тело девушки невредимым. Когда пытки продолжились, в городе произошло землетрясение. Народ в страхе требовал прекращения суда. Квинтиан прекратил пытки, Агафия была отправлена в темницу и там мирно почила (около 251 года).

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский

Святитель Феодосий Черниговский подвизался во 2‑й половине XVII века, когда духовная жизнь в Малороссии была пронизана борьбой Православия против униатства и католичества, особенно — иезуитов. В этой обстановке нужны были пастыри, сочетавшие подвижничество с высокой образованностью. Таким был Феодосий, выходец из древнего дворянского рода. Его духовная устремленность и таланты проявились уже в детстве. Приняв постриг в Киево-Печерской лавре, он стал быстро подниматься по ступеням церковной иерархии, но порой уходил в отдаленные обители, славившиеся аскетизмом. Управляя Черниговской епархией, святитель спас от униатского разорения немало храмов и обителей и завоевал такой авторитет, что к нему за помощью обращались не только православные, но и люди иных исповеданий.

Священное Писание

1 Пет., 62 зач., IV, 12 — V, 5

12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.

14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; 16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

17 Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?

18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

19 Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро.

Глава 5

1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Мк., 57 зач., XII, 38-44

38 И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах,- 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, 44ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

1 Пет. 4, 12-5, 5; Мк. 12, 38-44

Вдовица положила в сокровищное хранилище (в кружку церковную) две лепты (полушки, примерно); а Господь сказал, что она положила больше всех, хотя другие клали тогда рублями и десятками рублей. Что же дало перевес ее лепте? Расположение, с каким сделано приношение. Видишь, какая разность доброделания бездушного, по обычаю, и доброделания с душою и сердцем? Не внешняя постановка дела даст ему цену, а внутреннее расположение. Оттого бывает, что дело выдающееся по всем отношениям никакой цены перед Богом не имеет, а дело незначительное по виду высокою ценою оценивается. Что отсюда следует, само собою видно. Но не вздумай кто небречь о внешнем, замышляя ограничиться одним внутренним. Вдовица та не получила бы одобрения, если бы сказала себе: имею желание положить и я, да что делать? Только и есть у меня что две лепты. Отдай их, сама не при чем останусь. Но как поимела желание, так и сделала, предав жизнь свою в руки Божии. И если бы не положила ничего, никто бы ее не осудил, ни люди, ни Бог. Но тогда она не явила бы и такого расположения, которое выделило ее из ряда других и сделало славною во всем христианском мире.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Так называемая современная культура, которую я бы назвал антикультурой, псевдокультурой, навязывает идеи, которые идут вразрез с нравственным чувством человека, навязывает такую практику межличностных отношений, которые разрушают саму способность людей любить друг друга. Но ведь Бог есть Любовь, и любовь есть самое высокое, самое возвышенное и самое великое чувство. Более того, это даже не чувство, это особая реальность, особое состояние человеческой души. Если нет любви — нет жизни; нет любви — нет человеческих отношений; нет любви — нет продолжения рода человеческого. Любовь есть творческое начало человеческой жизни и особая сила, подвигающая людей к тому, чтобы становиться лучше.

Преподобный Серафим Саровский о стяжании Святого Духа

Смысл христианской жизни батюшка Серафим изложил Николаю Александровичу Мотовилову: «Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской… Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем, действительно, эта цель состоит. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего… Лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва — она как бы всегда в руках наших…»

Частный суд

Наша жизнь на земле — подготовка и экзамен перед вступлением в вечность. После кончины каждого человека происходит частный суд. А Страшный Суд наступит одновременно для всех в конце истории нашего мира (это уже апелляционная инстанция).

По результатам частного суда люди будут испытывать мучение или блаженство, но пока не в той мере, как после Страшного Суда.

Состояние усопших праведников до Страшного Суда не есть состояния праздного ожидания, это состояние деятельное. Оно предполагает молитву, личностное общение между собой и с Ангелами, а в некоторых случаях и участие в жизни земной Церкви.

Частный суд также именуют мытарствами (церковносл. таможенными постами) — осознанием душой итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями Своего правосудия. Если согласно определению Частного суда душа попадает в ад, это ещё не значит, что и после Страшного Суда её обладатель безусловно наследует ад: по молитвам Церкви грешник может быть прощён и на Страшном Суде поставлен одесную Спасителя, что означит, что он станет наследником Царства Славы. Это православное учение.

Учение о чистилище — католическое. У них это временное состояние, в котором пребывают души добрых христиан (!), которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни простительных не отпущенных грехов. Они очищаются молитвами и делами милосердия живых католиков.

Молитвословия

Тропарь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,/ был еси светило своему стаду,/ таже преставился еси в вечныя Обители./ Умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол/ и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

глас 4

Пастырей Начальнику Христу трудился еси,/ святителю Феодосие,/ на пажити духовней словесныя твоя овцы питая,/ и целебен дар от Христа Спаса приял еси,/ во еже немощи душевныя и телесныя целити всех,/ с верою к тебе приходящих./ Темже и ныне, святе, молися,/ всем, имя твое призывающим,/ от наветов вражиих спастися/ и помиловатися душам нашим.

Тропарь мученицы Агафии

глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Агафия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученицы Агафии

глас 4

Да украсится днесь Церковь порфирою славною, омоченою от чистых кровей Агафии мученицы:/ радуйся, вопиющи, Катанская похвало.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших

глас 7

Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ во объятиях Своих Предвечнаго Младенца и Бога носившая./ Проси Его дати миру умирение/ и душам нашим спасение./ Сын бо Тебе, Богомати, вещает,/ яко вся прошения Твоя во благое исполнит./ Сего ради и мы припадающе, молим Тя/ и надеющийся на Тя, да не погибнем,/ имя Твое именуем:/ Ты бо еси, Владычице,/ Взыскание погибших.

Тропарь Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших

глас 4

Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Кондак Божией Матери в честь иконы Ея Взыскание погибших

глас 6

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Теги:
Святитель Феодосий Черниговский
православный календарь

Все публикации