Церковный календарь

17 февраля. Память преподобного Исидора Пелусиотского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
17 февраля. Память преподобного Исидора Пелусиотского

Cедмица о мытаре и фарисее.
Поста нет. 1 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Преподобного Исидора Пелусиотского (ок. 436–440). Благоверного великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского (1238). Преподобнеого Кирилла Новоезерского (1532).

Преподобных Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV). Мученика Иадора (III). Священномученика Аврамия, епископа Арвильского (ок. 344–347). Преподобного Николая исповедника, игумена Студийского (868).

Священномученика Мефодия, епископа Петропавловского (1921); священномучеников Евстафия Сокольского, Иоанна Артоболевского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Алешковского, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Княжеского, Николая Голышева, Алексия Шарова, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Поспелова, Алексия Лебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова пресвитеров, преподобномучеников Серафима Вавилова, Феодосия Бобкова, преподобномученниц Рафаилы Вишняковой, Анны Ефремовой, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной и мучеников Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Ильинского, Феодора Пальшкова и Димитрия Казамацкого (1938).

Преподобный Исидор Пелусиотский

Преподобный Исидор Пелусиот родился в Александрии. Одарённый блестящими способностями, он получил прекрасное образование, но отказался от светской карьеры и принял постриг в монастыре на Пелусиотской горе. По просьбе братии обители преподобного избрали настоятелем, и он принял священный сан.Услышав о служении Иоанна Златоуста, святой отлучился из монастыря и пришёл в Константинополь, чтобы послушать проповеди великого святителя. На письменное наследие преподобного Исидора проповеди Златоуста оказали заметное влияние. Когда святителя за обличение императрицы Евдоксии незаконно низложили с кафедры и отправили в ссылку, преподобный Исидор встал на его защиту. Он не раз в письмах увещал императора Аркадия и архиепископа Феофила прекратить гонение на святителя Иоанна, но безуспешно.

Священное Писание

1 Ин., 69 зач., I, 8 — II, 6

8 Если говорим, что не имеем греха,— обманываем самих себя, и истины нет в нас.

9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

10 Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ва Его нет в нас.

Глава 2

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.

4 Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.

6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

Мк., 62 зач., XIII, 31 — XIV, 2

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37 А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Глава 14

1Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Что же было нужно, чтобы снять со всех нас тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни — чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.

Иосиф Ватопедский о внимании к совести

Важнейшее условие духовного преуспеяния человека есть внимание к своей совести. Совесть — это естественный закон, это единственное, что осталось в человеке неповрежденным после падения и теперь помогает нам, чтобы мы отличали хорошее от плохого и таким образом могли исполнить свое предназначение. Это единственный безошибочный критерий правильности наших дел и мыслей. Совесть нельзя подкупить или заставить замолчать, можно лишь попрать ее и пренебречь ею. В одном месте Евангелия Господь называет ее солью: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк. 9:50). В другой раз — соперником: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним» (Мф. 5:25). Если человек внимателен к своей совести и не попирает ее, то она ему указывает на обязанности и помогает избежать ошибок. И когда он не согрешает делами, то пребывает с ним Божественный страх, благодать же укрепляет его в соблюдении Божественных заповедей, и он возрастает духовно «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).

Всеобщее воскресение мертвых

При Втором Пришествии произойдёт одновременное и всеобщее воскресение мертвых и преображение тел живущих в то время людей (1Кор.15:51 — Не все мы умрём, но все изменимся). Поэтому выражение спасение души не всегда корректно, спасение относится и к телу. Воскресшие будут иметь не чужие (новые) тела, а свои (Дан.12:2), преображённые по образу тела воскресшего Христа (Иов.19:25-27). Тела станут нетленными (неподвластными материальным законам в той мере, как сейчас), бессмертными (Фил.3:21).

Тела будут одухотворёнными: они будут явным для всех образом отражать внутреннее совершенство их обладателей: праведники воссияют как солнце (Мф.13:43), грешники будут нести печать своих пороков.

У людей будут восстановлены и все силы души. Будут восстановлены ум (человек осознает итоги своей земной жизни), память (вспомнит все неисповеданные грехи), совесть (пробудится; в этом будет состоять один из аспектов мучения грешников). При этом неизлеченные страсти продолжат своё влияние на человека.

В Ветхом Завете это учение было дано прикровенно. Например, в Книге Иова (Иов.1:2-3) повествуется: И родились у него 7 сыновей и 3 дочери. Имения у него было: 7 тысяч мелкого скота, 3 тысячи верблюдов, 500 пар волов и 500 ослиц… Далее (Иов.42:12-13): И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было 14 тысяч мелкого скота, 6 тысяч верблюдов, 1000 пар волов и 1000 ослиц. И было у него 7 сыновей и 3 дочери. Обратим внимание, Бог удвоил скот у Иова, а детей дал столько же, сколько и было. Почему? Потому что прежние дети не исчезли, как животные, а перешли в мир иной!

Молитвословия

Тропарь преподобного Исидора Пелусиотского

Глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо крест, последовал еси Христу/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо/ прилежати же о души, вещи безсмертней:/ темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой.

Кондак преподобного Исидора Пелусиотского

глас 4

Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/ твоих словес молниями освещаема,/ взывает ти:/ радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре.

 

Теги:
Преподобный Исидор Пелусиотский
православный календарь

Все публикации