Церковный календарь

16 февраля. Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
16 февраля. Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Cедмица о матыре и фарисее.
Поста нет. 3 февраля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Попразднство Сретения Господня. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912).

Благоверного князя Романа Угличского (1285). Святителя Симеона, епископа Полоцкого, епископа Тверского (1289). Святителя Игнатия Мариупольского (1786). Пророка Азарии (X в. до Р. Х.). Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мучеников Адриана и Еввула (ок. 308–309). Мученика Власия Кесарийского (III). Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января).

Священномучеников Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского пресвитеров, преподобномученика Владимира Загребы и мученика Михаила Агаева (1938).

Праведный Симеон Богоприимец

Преподобный Никодим Святогорец (XVIII век) собрал предания древних авторов о Симеоне Богоприимце. Некоторые святые отцы называют Симеона священником. Другие добавляют, что он был из 70 (72) иудеев, работавших над греческим переводом Ветхого Завета (Септуагинта, или перевод Семидесяти) для египетского царя Птолемея. Праведный Симеон при переводе слов Книги пророка Исаии «Се дева во чреве приимет…» усомнился в их значении и получил обетование от Ангела, что доживёт до исполнения пророчества и примет на руки рождённого Девой Мессию. Приняв на руки Христа, праведный Симеон сказал Ему: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк. 2:29–31). Эта молитва была воспринята Церковью и вошла в чинопоследование вечерни. Кроме этого, она помещена среди благодарственных молитв по принятии Святых Христовых Таин. Святитель Афанасий Великий говорит, что Симеон, едва увидев Христа, просит отпущения, так как стремится скорее спуститься в ад, чтобы сообщить праведникам о приходе Избавителя.

Праведная Анна Пророчица

Помимо праведного Симеона Богоприимца в храме во время Сретения находилась пророчица Анна. Праведной Анне было 84 года. Как отмечает евангелист Лука, она была вдовой, «проживши с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2:36–40). Святитель Григорий Палама говорит, что в образе Симеона и Анны Господь показал, какими должны быть желающие встретить Христа — вне зависимости от того, семейные они или безбрачные. Отличительной чертой Анны было постоянное пребывание в храме — днём и ночью. Евангелие называет Анну пророчицей, так как она Духом Святым узнала приход Мессии. Она же и одна из первых благовестниц. Анна всему Иерусалиму исповедала свою веру в то, что настало время исполнения мессианских пророчеств: она «славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)

Святитель Николай Японский был родом со Смоленщины, сыном диакона. Он успешно учился, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и принял постриг. Господь возжег в нем желание стать настоятелем консульского храма в Японии. Поначалу проповедь Евангелия показалась немыслимой. Настроения в Стране восходящего солнца не менялись с XVI–XVII веков — эпохи жестоких гонений и казней христиан-католиков. По словам святителя, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на изучение народа, языка — и, наконец, православная проповедь возымела успех. Богослужение и преподавание на японском языке, уважение к обычаям позволили святителю найти путь к сердцам жителей островов и привести ко Христу более 30 тысяч человек.

Священномученик Адриан (Троицкий)

Протоиерей Адриан Троицкий родился в 1872 году в селе Билярском Казанской губернии в семье диакона. С 1890 года — псаломщик, через 3 года — учитель в Соляновской церковно-приходской школе. В  1903 году рукоположен во диаконы, через 7 лет — во иереи, служил настоятелем Троицкого храма в селе Михайловском Царевококшайского уезда Казанской губернии. С 1913 года — протоиерей. После прихода к власти большевиков в 1918 году был арестован по подозрению в участии в антибольшевистском крестьянском Княжнинском восстании в Марийском крае. Обвинение не подтвердилось, священника освободили. Вновь арестован в 1937 году, содержался в тюрьме города Йошкар-Олы, обвинен среди прочего в создании контрреволюционной группы и обложении прихожан непомерным налогом. Вины не признал, сказав: «Никакой контрреволюционной работы я не проводил. Хлебными налогами верующих я не обкладывал. Хлеб собирался по решению общины верующих». По приговору «тройки» НКВД расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Священное Писание

2 Пет., 68 зач., III, 1-18

1 Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, 2 чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими.

3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям 4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же.

5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: 6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.

7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.

8 Одно то́ не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.

9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?

13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.

14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; 15 и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, 16 как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания.

17 Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, 18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.

Мк., 61 зач., XIII, 24-31

24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

29 Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.

31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Конец человеческой истории – пришествие в мир антихриста – связан с торжеством зла и исчезновением добра. Еще совсем недавно было трудно себе представить, как люди смогут принять антихриста, несущего в мир зло, проповедующего это зло, как вообще можно согласиться со злом, неправдой, ложью. Однако если характерные для нашей современности опасные заблуждения, вытесняющие понятие греха из жизни и стирающие грань между добром и злом, будут нарастать, то в какой-то момент люди действительно начнут принимать зло за добро. Пока еще это трудно себе представить, особенно людям церковным, но то, о чем мы сейчас говорим, уже становится достоянием жизни современного человека. Понятие греха исчезает.

Второе Пришествие Христово

История этого мира закончится тогда, когда зло достигнет определённого предела, наступит время беззакония. Во второй раз Спаситель придёт во славе в сонме Ангелов, знамением его пришествия явится воссиявший на небе Крест.

Признаки приближения Второго Пришествия Господня: распространение Евангелия во всём мире (Мк.13:10); усиление зла (массовое вероотступничество, появление лжепророков, ложных учений, падение нравственности); общественные бедствия и войны, природные бедствия; гонения на христиан; обращение иудеев ко Христу.

Второе Пришествие будет внезапным и неожиданным и застанет врасплох тех, кто не готовился к нему. Отсюда призыв Спасителя к постоянному духовному бодрствованию.

Время Второго Пришествия Спасителя нам неизвестно. Некоторые пытаются прогнозировать точную дату, но для нас важно не знание даты, когда оно произойдёт, а в каком духовном состоянии мы встретим Спасителя. Нерелигиозный человек мечтает о внезапной смерти, а для христианина такая смерть воспринимается как наказание.

Когда митрополита Вениамина (Федченкова) спросили о сроках конца света, он ответил, что вычислять это было бы так же странно, как если бы больной забросил заботу о своем лечении и стал бы изучать: когда он умрет?

Молитвословия

Тропарь равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.

Кондак равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Тропарь благоверного князя Романа Угличского

глас 4

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

Кондак благоверного князя Романа Угличского

глас 8

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

Тропарь праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия: видеста очи мои// спасение Твое мирови.

Кондак праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Старец днесь отрешитися/ от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,// Зиждителя и Господа.

Теги:
Праведный Симеон Богоприимец
праведная Анна Пророчица
святитель Николай Японский
православный календарь

Все публикации