16 февраля. Память праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

7396
Фото

В этот день совершается память:

Попразднство Сретения Господня. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Равноапостольного Николая, архиепископа Японского (1912).

Благоверного князя Романа Угличского (1285). Святителя Симеона, епископа Полоцкого, епископа Тверского (1289). Святителя Игнатия Мариупольского (1786). Пророка Азарии (X в. до Р. Х.). Мучеников Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мучеников Адриана и Еввула (ок. 308—309). Мученика Власия Кесарийского (III). Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 января).

Священномучеников Иоанна Томилова, Тимофея Изотова, Адриана Троицкого, Василия Залесского пресвитеров, преподобномученика Владимира Загребы и мученика Михаила Агаева (1938).

Память архиерейской хиротонии первого архиепископа Казанского и Свияжского свт. Гурия, состоявшейся в Успенском соборе Московского кремля 3 февраля 1555 г.

Священномученик Адриан Троицкий — уроженец Казанской губернии (1872), служил диаконом в храме с. Пестрецы Казанского уезда (1904-1910). Расстрелян в Йошкар-Оле 15 февраля 1938 г.

Память архиепископа Казанского и Симбирского Ионы (Павинского). Возглавлял Казанскую епархию с 6 ноября 1826 по 3 февраля 1828 гг. Скончался в Казани 3 февраля 1828 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля у южной стены.

Память архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия (Ковальницкого). Возглавлял Казанскую епархию в сане архиепископа Казанского и Свияжского с 8 февраля 1903 по 26 марта 1905 г. При нем святотатцами была похищена чудотворная Казанская икона Божией Матери (1904). Скончался в Одессе 3 февраля 1913 г., погребен в местном Преображенском кафедральном соборе.

Престольные праздники

Придел правв. Симеона и Анны Богоявленского храма с. Киять Буинского района (К)

Придел прав. Анны Пророчицы собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (К)

Праведный Симеон Богоприимец

Преподобный Никодим Святогорец (XVIII век) собрал предания древних авторов о Симеоне Богоприимце. Некоторые святые отцы называют Симеона священником. Другие добавляют, что он был из 70 (72) иудеев, работавших над греческим переводом Ветхого Завета (Септуагинта, или перевод Семидесяти) для египетского царя Птолемея. Праведный Симеон при переводе слов Книги пророка Исаии «Се дева во чреве приимет…» усомнился в их значении и получил обетование от Ангела, что доживёт до исполнения пророчества и примет на руки рождённого Девой Мессию. Приняв на руки Христа, праведный Симеон сказал Ему: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк. 2:29—31). Эта молитва была воспринята Церковью и вошла в чинопоследование вечерни. Кроме этого, она помещена среди благодарственных молитв по принятии Святых Христовых Таин. Святитель Афанасий Великий говорит, что Симеон, едва увидев Христа, просит отпущения, так как стремится скорее спуститься в ад, чтобы сообщить праведникам о приходе Избавителя.

Праведная Анна Пророчица

Помимо праведного Симеона Богоприимца в храме во время Сретения находилась пророчица Анна. Праведной Анне было 84 года. Как отмечает евангелист Лука, она была вдовой, «проживши с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2:36—40). Святитель Григорий Палама говорит, что в образе Симеона и Анны Господь показал, какими должны быть желающие встретить Христа — вне зависимости от того, семейные они или безбрачные. Отличительной чертой Анны было постоянное пребывание в храме — днём и ночью. Евангелие называет Анну пророчицей, так как она Духом Святым узнала приход Мессии. Она же и одна из первых благовестниц. Анна всему Иерусалиму исповедала свою веру в то, что настало время исполнения мессианских пророчеств: она «славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38).

Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)

Святитель Николай Японский был родом со Смоленщины, сыном диакона. Он успешно учился, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и принял постриг. Господь возжег в нем желание стать настоятелем консульского храма в Японии. Поначалу проповедь Евангелия показалась немыслимой. Настроения в Стране восходящего солнца не менялись с XVI—XVII веков — эпохи жестоких гонений и казней христиан-католиков. По словам святителя, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на изучение народа, языка — и, наконец, православная проповедь возымела успех. Богослужение и преподавание на японском языке, уважение к обычаям позволили святителю найти путь к сердцам жителей островов и привести ко Христу более 30 тысяч человек.

Священномученик Адриан (Троицкий)

Протоиерей Адриан Троицкий родился в 1872 году в селе Билярском Казанской губернии в семье диакона. С 1890 года — псаломщик, через 3 года — учитель в Соляновской церковно-приходской школе. В 1903 году рукоположен во диаконы, через 7 лет — во иереи, служил настоятелем Троицкого храма в селе Михайловском Царевококшайского уезда Казанской губернии. С 1913 года — протоиерей. После прихода к власти большевиков в 1918 году был арестован по подозрению в участии в антибольшевистском крестьянском Княжнинском восстании в Марийском крае. Обвинение не подтвердилось, священника освободили. Вновь арестован в 1937 году, содержался в тюрьме города Йошкар-Олы, обвинен среди прочего в создании контрреволюционной группы и обложении прихожан непомерным налогом. Вины не признал, сказав: «Никакой контрреволюционной работы я не проводил. Хлебными налогами верующих я не обкладывал. Хлеб собирался по решению общины верующих». По приговору «тройки» НКВД расстрелян и погребен в безвестной могиле.

Евангелие дня

Некоторые истории из Евангелия настолько популярны и универсальны, что их называют «вечными сюжетами». Одна из таких притча о блудном сыне, которая содержится в 15-й главе Евангелия от Луки. Сегодня она читается за богослужением в православных храмах.

Глава 15.

11Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мнечасть имения. И отец разделил им имение.

13По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

По иудейскому закону младший сын не имел права покидать отеческий дом до смерти своего родителя. Поэтому его поступок — это чистой воды хамство. По законам Моисея за подобное предавали смерти. Однако отец даже не упрекает ребёнка. Он отпускает его с миром, без всякого сопротивления. Смиренно принимает ситуацию. С упованием на Бога остаётся наедине со своей болью.

В это время наглый юнец идёт завоёвывать мир. Воображение рисует ему грандиозное будущее. Однако его наполеоновские планы терпят крах. Дно его падения такое глубокое, что он мечтает о том, как набить желудок тем варевом, которое дают свиньям. Но даже к свиньям его не пускают. Очевидно, что, если бы юноша продолжал вынашивать в голове свои честолюбивые планы, он так бы и погиб. Но внутри его что-то сломалось. Он принял своё поражение. Это его и спасло.

Когда человек одержим своими гениальными идеями, ему бесполезно что-то объяснять и доказывать. Совсем другое дело, когда он раздавлен обстоятельствами, тогда он уязвим, он готов слушать. И мы часто пользуемся этим. С видом победителя и хозяина ситуации мы заявляем: «Говорил же я тебе, что всё этим закончится». А потом великодушно добавляем: «Будь внимателен впредь. В следующий раз может и не быть второго шанса». Ничего этого нет в интонации отца. Ни упрека. Ни наставления. Его сердце исполнено радостью. Будто мёртвый воскрес. Это полное принятие.

В отличие от отца, сердце старшего сына исполнено горечи и упрёков. Заметим, весьма резонных и справедливых упрёков. А потому в нём сильное сопротивление. Он возмущён тем, как просто некоторым людям всё сходит с рук. В нём кипит праведный гнев, его терзает обида. А потому и не может он войти на праздник, не может посмотреть в глаза брату. Он его не принимает.

Итак, притчу о блудном сыне можно прочитать как историю о принятии. Бог всех нас принимает изначально со всеми нашими достоинствами и недостатками. Он всем дарит Свою любовь. Но зачастую мы не можем её взять. Ведь мы постоянно сражаемся с миром, людьми, самими собой. Мы никого и ничего не принимаем. Нам постоянно что-то не нравится. Но порой для того, чтобы это увидеть и остановиться, нам суждено поскитаться в собственной далекой стране и дойти до такого состояния, в котором мечтают о кормушке со свиными рожками. Бог попускает этому с нами произойти. Чтобы мы перестали брать эту жизнь штурмом. Чтобы мы отпустили свои фантазии о самих себе, умерили свои амбиции. Чтобы увидели, что главным мы и так обладаем. Ведь все мы любимые дети в доме нашего Небесного Отца. Мы сполна покрыты милостью и любовью. И всё наше счастье единственно в том, чтобы бескорыстно делиться этой полнотой с теми, кто нас окружает.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Конец человеческой истории — пришествие в мир антихриста — связан с торжеством зла и исчезновением добра. Еще совсем недавно было трудно себе представить, как люди смогут принять антихриста, несущего в мир зло, проповедующего это зло, как вообще можно согласиться со злом, неправдой, ложью. Однако если характерные для нашей современности опасные заблуждения, вытесняющие понятие греха из жизни и стирающие грань между добром и злом, будут нарастать, то в какой-то момент люди действительно начнут принимать зло за добро. Пока еще это трудно себе представить, особенно людям церковным, но то, о чем мы сейчас говорим, уже становится достоянием жизни современного человека. Понятие греха исчезает.

Второе Пришествие Христово

История этого мира закончится тогда, когда зло достигнет определённого предела, наступит время беззакония. Во второй раз Спаситель придёт во славе в сонме Ангелов, знамением его пришествия явится воссиявший на небе Крест.

Признаки приближения Второго Пришествия Господня: распространение Евангелия во всём мире (Мк.13:10); усиление зла (массовое вероотступничество, появление лжепророков, ложных учений, падение нравственности); общественные бедствия и войны, природные бедствия; гонения на христиан; обращение иудеев ко Христу.

Второе Пришествие будет внезапным и неожиданным и застанет врасплох тех, кто не готовился к нему. Отсюда призыв Спасителя к постоянному духовному бодрствованию.

Время Второго Пришествия Спасителя нам неизвестно. Некоторые пытаются прогнозировать точную дату, но для нас важно не знание даты, когда оно произойдёт, а в каком духовном состоянии мы встретим Спасителя. Нерелигиозный человек мечтает о внезапной смерти, а для христианина такая смерть воспринимается как наказание.

Когда митрополита Вениамина (Федченкова) спросили о сроках конца света, он ответил, что вычислять это было бы так же странно, как если бы больной забросил заботу о своем лечении и стал бы изучать: когда он умрет?

Молитвословия

Тропарь равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.

Кондак равноапостольного Николая, архиепископа Японского

глас 4

Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.

Тропарь благоверного князя Романа Угличского

глас 4

От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.

Кондак благоверного князя Романа Угличского

глас 8

Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.

Тропарь праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия: видеста очи мои// спасение Твое мирови.

Кондак праведного Симеона Богоприимца

глас 4

Старец днесь отрешитися/ от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,// Зиждителя и Господа.

Новости по теме

В Казань будет принесена икона с частицей мощей равноапостольного Николая Японского
Анонсы и объявления 10 декабря 2024
В Казань будет принесена икона с частицей мощей равноапостольного Николая Японского

Встреча святыни состоится в пятницу, 13 декабря, в 8:00 в кафедральном соборе Казанской иконы Божией Матери (ул. Большая Красная, 5). Приложиться к иконе можно будет до 17:00 15 декабря.

В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского В Раифском монастыре почтили память святителя Николая Японского

16 февраля, в день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского, в соборе Грузинской иконы Божией Матери Раифского Богородцкого монастыря была совершена Божественная литургия.

Об одном путешествии в гости к святителю Николаю Японскому
Публикации 16 февраля 2024
Об одном путешествии в гости к святителю Николаю Японскому

Прихожанка Казанско-Богородицкого мужского монастыря рассказывает о своей поездке в Японию

Воспоминания святителя Николая Японского о поездке в Казань
Публикации 16 февраля 2023
Воспоминания святителя Николая Японского о поездке в Казань

Предлагаемы вниманию наших читателей фрагмент из дневника святителя Николая Японского о его посещении города Казани в июне 1880 года