12 февраля. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

6482
Фото

Неделя о блудном сыне
Поста нет. 30 января по ст. ст.

В этот день совершается память:

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Священномученика Ипполита и с ним мучеников Кенсорина, Савина и 20-ти мучеников: Хрисии девы и прочих (III). Блаженной Пелагии Дивеевской (1884).

Преподобного Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Преподобного Зинона, ученика святителя Василия Великого (V). Мученика Феофила Нового (784). Благоверного Петра, царя Болгарского (967).

Священномученика Владимира Хрищеновича пресвитера (1933); мученика Стефана Наливайко (1945).

Память митрополита Казанского и Бо́лгарского Иоасафа. Возглавлял Казанскую епархию с 6 сентября 1674 по 30 января 1686 гг. Скончался в Казани 30 января 1686 г., погребен в Благовещенском соборе Казанского кремля у северной стены.

Престольные праздники

Трехсвятительский придел Покровского собора г. Елабуги (К)

Трехсвятительский придел Казанско-Богородицкого храма с. Федотово Заинского района (А)

Трехсвятительский храм с. Ижевка Менделеевского района (К)

Трехсвятительский придел храма свв. Космы и Дамиана с. Кураково Менделеевского района (К)

Собор трех святителей

Собор вселенских учителей и святителей. Этот праздник Православной Церкви посвящен памяти великих каппадокийцев — святых Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского Патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви. История установления праздника относится к правлению византийского имп. Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих отцов Церкви. В результате одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. По воле Божией в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и сказали едиными устами: «Мы равны у Бога, и нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Нет между нами ни первого, ни второго». После этого они велели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Евангелие дня

Какие заповеди христианин призван исполнить в первую очередь и почему? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 5.

14Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

17Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

18Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Учёные-богословы из числа иудеев были прекрасными знатоками закона Моисея. Помимо этого, они были великолепными практиками. То есть старались не только изучать и толковать законодательные тексты, но и применять их к своей жизни. Во всём этом они стремились к чёткости, конкретности, однозначности. Талмуд — яркое тому свидетельство. По сути, это пошаговая инструкция как себя вести в различных современных бытовых ситуациях, не нарушая древних установлений Моисея.

Одним словом, иудейские мудрецы, как подлинно учёные мужи, пытались создать гигантскую энциклопедию человеческого поведения. Богословско-юридический справочник. Если я оказался в сложной ситуации и не знаю, что мне делать, я могу открыть этот справочник и получить чёткий ответ: это хорошо, это плохо, это на твоё усмотрение. Кроме того, здесь же можно найти рекомендуемый алгоритм действий — как поступать, чтобы не прогневать Бога, сохранить мир с людьми и собой. Согласитесь — мечта. Некоторые исследователи говорят, что эти усилия очень напоминают современные попытки по созданию искусственного интеллекта. Этакий суперкомпьютер, в котором есть ответы на все вопросы. Очень удобная вещь, если я хочу всё держать под контролем, никогда не ошибаться, всегда оставаться в выигрыше, особо не напрягаться и быть при этом чистым перед законом.

Христос был иного Духа. Он прекрасно знал глубину жизни. Видел её многообразие и непредсказуемость. Понимал, что её невозможно свести к формулам и схемам. Нельзя до конца запечатлеть в тексте. Человеку не под силу просчитать все возможные ситуации. Ведь в каждый момент может возникнуть новая, совершенно неожиданная комбинация событий. Тот, кто этого не видит, обречён блуждать по бесконечным бюрократическим лабиринтам. А потому вместо того, чтобы создавать и зубрить всё новые и новые правила поведения, необходимо усвоить суть закона. А суть эта элементарно проста: возлюби Бога и возлюби ближнего. То есть во всех своих делах старайся исполнять волю Творца. А Его воля в том, чтобы оказывать деятельную любовь и стараться принести пользу тем, кто нас окружает. Вот об исполнении какого закона и пророков говорит Христос.

Важно об этом принципе помнить и нам. В своей духовной жизни, в отношениях с людьми не получится использовать один и тот же стандартный набор моделей поведения. Нередко, как только моя жизнь входит в спокойное русло, я оказываюсь в нестандартной ситуации, о которой ничего не написано в правилах. Так действует Бог. Он хочет, чтобы я каждую минуту был готов к событиям, которые будут развиваться непредсказуемым образом. Он хочет, чтобы во мне пропала боязнь сделать что-то новое, необычное и непривычное для меня ради исполнения Евангелия. Пусть задача кажется трудной, я должен научиться выходить из накатанной колеи, импровизировать, переступать через свои страхи. Лишь так я буду совершать не механическую работу, просто повторяя привычный шаблон. Но я буду нравственно и духовно напрягаться. Лишь так я будут учиться деятельной вере. Лишь так я научусь творчески исполнять заповедь о любви. Мой эгоизм, который во всём ищет покой и комфорт, будет страдать и уменьшаться. Но моё сердце будет постепенно открываться и наполняться светом. А люди, которые будут свидетелями этого рождения, видя мои новые дела, прославят Отца нашего Небесного.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

В Евангелии от Матфея мы находим удивительные слова: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5, 14). В этом же Евангелии, обращаясь к людям, Господь говорит: Вы — соль земли (Мф. 5, 13). Соль земли... Свет мира... Не миру, а мира, то есть вы — самое лучшее, что есть в мире. К кому обращает Господь эти слова? К простым жителям Галилеи, которые собрались слушать Спасителя на холме на берегу Галилейского моря, почти рядом с городом Капернаумом, где Господь жил во время Своего пребывания в Галилее. Почему Господь обратился к этим простым людям, назвав их солью земли и светом мира? Потому что перед этим Он адресовал им другие слова: Он обратил к ним Свои заповеди блаженства (Мф. 5, 3—11) — те самые заповеди, в которых формулируются величайшие нравственные законы человеческого бытия: блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны милостивые... блаженны чистые сердцем... блаженны миротворцы... блаженны изгнанные за правду, блаженны изгнанные и гонимые за Христа... И уже потому, что жители Галилеи услышали эти слова и, конечно, приняли их своим сердцем, Господь говорит: «Вы — свет мира, потому что если будете исполнять эти заповеди, будете светом, будете силой, будете красотой этого мира...»

О Святой Троице

Однажды магометанские или сарацинские учёные спросили святого Кирилла, брата святого Мефодия, кои братья были просветителями славян и изобретателями славянской азбуки — кириллицы:

— Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога? У вас есть Отец, Сын и Дух Святой?

— Не злословьте против Пресвятой Троицы, — отвечал святой Кирилл. — Отец, и Сын, и Дух Святой суть три Лица — Существо же едино. Посмотрите на солнце, от Бога в образе Святой Троицы на небе поставленное; в нём три вещи: круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице — Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог есть безначален; и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние — подобие Бога Сына, от Отца рождённого и весь мир Евангелием просветившего; а теплота солнечная, происходящая от того же круга вместе с сиянием, есть подобие Бога Духа Святого, который от того же Отца исходит предвечно.

Число зверя (шестьсот шестьдесят шесть)

Это число имени Антихриста и число зверя. Про него сказано в книге Откровения: И он (зверь) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. (Откр.13:16-17)

В Православии нет общепринятого толкования числа зверя. Иногда число 666 используется в качестве символа земного изобилия. Это связано с историческим фактом, относящимся ко времени правления Соломона, при котором еврейское государство достигло вершины своего процветания. Только «в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3Цар.10:14; 2Пар.9:13). Можно предположить, что полное погружение ума людей (образно описывается как печать на лбу), всей их деятельности (печать на правой руке) в заботу только об этой жизни, и совершенное оставление мысли о Боге уподобит их антихристу, даст им право носить его имя. Возможно, что здесь подразумевается служение Антихристу умом и делами.

Молитвословия

Тропарь великих святителей

глас 4

Яко апостолов единонравнии/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей

глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники,/ верх учителей, Господи,/ приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение:/ труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия,// Едине прославляяй святыя Твоя.

Молитва трем великим святителям

О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озарившии и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании его Церкви Святей: да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша: да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых; правителем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцем утешение, обидимым заступление, и всем вся ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Новости по теме

Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»
Публикации 9 февраля 2024
Иоанн Златоуст: «Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!»

Сегодня, в день памяти огненного проповедника святителя Иоанна Златоуста, мы публикуем одну из его известных проповедей в пересказе на современный русский язык. Здесь и о Литургии, и о смысле жизни, и о смерти, и о молитве «Отче наш» — много интересного и важного.

В праздник Обрезания Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе В праздник Обрезания Господня митрополит Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе

14 января, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля.

Святитель Иоанн Златоуст — слава Церкви вселенской
Публикации 9 февраля 2023
Святитель Иоанн Златоуст — слава Церкви вселенской

Село Команы находится в Абхазии. Это живописный уголок в 15-ти километрах от города Сухум и святое место для христиан. Здесь окончил свой жизненный путь святитель Иоанн Златоуст, и именно отсюда его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме мученицы Александры в Иерусалиме Митрополит Кирилл совершил Литургию в храме мученицы Александры в Иерусалиме

7 февраля митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, совершающий паломничество на Святую Землю, совершил Литургию в храме мученицы царицы Александры на территории Русской духовной миссии в Иерусалиме.