5 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

4039
Фото

Неделя о мытаре и фарисее
Поста нет. 23 января по ст. ст.

В этот день совершается память:

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Священномученика Климента, епископа Анкирского, и мученика Агафангела (312).

Преподобного Геннадия Костромского, Любимоградского (1565). Собор Костромских святых. Перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского (1786). Преподобного Мавсимы Сирина (IV). Преподобного Саламана молчальника (ок. 400). Святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского (431). Воспоминание VI Вселенского Собора (680—681).

Преподобномученика Серафима Булашова, преподобномучениц Евдокии Кузьминовой и Екатерины Черкасовой, мученицы Милицы Кувшиновой (1938).

Неделя о мытаре и фарисее

В первое из четырех воскресений подготовки к Великому Посту на Литургии читается отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 18:9—14) — притча Христова о мытаре и фарисее. В ней рассказывается о пришедших в Иерусалимский храм правоверном фарисее и отверженном еврейским обществом мытаре, сборщике дани для римского императора, под властью которого находилась Иудея. Фарисей, презрительно поглядывая на мытаря, горделиво выставлял себя перед Богом, перечисляя свои достоинства. Мытарь же не смел в храме и головы поднять, а только бил себя в грудь и приносил искреннее сердечное покаяние, говоря: «Боже, милостив буди мне грешному». И Христос сказал, что молитва мытаря более угодна Богу и он вышел из храма более оправданным, чем довольный своей праведной жизнью фарисей. Ныне с молитвы мытаря начинает свое утреннее правило всякий воцерковленный человек.

Память новомучеников и исповедников Церкви Русской

Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию новомучеников и исповедников Российских в то время, когда в самой России это было ещё невозможно. Архиерейский Собор Зарубежной Церкви в 1981 году причислил к лику святых «бесчисленный, многомиллионный сонм мучеников и исповедников, пострадавших от безбожников в России». В 1989 году прославлением святого Патриарха Тихона этот процесс был начат и в Отечестве. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор в Москве причислил к лику святых весь Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века (с 2013 г. — Церкви Русской), «поимённо известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В настоящее время в поимённый список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской включено около 2000 подвижников. Ни одна другая Поместная Церковь не имеет такого великого сонма святых.

Священномученик Климент, епископ Анкирский

Священномученик Климент родился в галатийском г. Анкире в 258 году. В младенчестве лишился отца, а на 12 году — и матери, которая предсказала ему мученическую кончину за веру во Христа. В 20-летнем возрасте был рукоположен во епископа Анкирского. Однажды его схватили и пытались склонить к поклонению языческим богам, но епископ Климент твердо исповедовал веру Христову и мужественно претерпел все мучения, которым подверг его лютый наместник. Ему отсекли мечом голову около 312 года.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Преподобный Геннадий (в миру Григорий; †1565) был единственным сыном в боярской семье Иоанна и Елены, живших в Могилёве. Григорий с детства любил храм Божий, посещал все службы, чем вызывал недовольство родителей. Они считали, что достаточно посещать храм на праздники, что не нужно удаляться от общения с людьми и уж совсем не следует молодому человеку вставать ночью на молитву. Отец говорил ему: «Разве ты сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми». Так как родители препятствовали ему в благочестии, Григорий решил уйти из дома и стать иноком. Найдя благоприятный момент, он покинул дом родителей, поменялся одеждой с нищими и, преодолев на пути много невзгод, добрался до Москвы. Посетив немало русских монастырей, он принял постриг и стал учеником преподобного Корнилия Комельского (1457—1537).

Воспоминание VI Вселенского Собора

Шестой Вселенский Собор был созван императором Константином IV Погонатом (Брадатым) (668-685) по причине возникновения учения об одном действии (моноэнергизм) и одной воле (монофелитство) в Господе Иисусе Христе, которое колебало Церковь в течение нескольких десятков лет. VI Собор проходил дольше всех Вселенских Соборов — 10 месяцев, число участников колебалось с 43 до 174 архиереев. Длительность собора была обусловлена многочисленными диспутами, которые проходили между православными архипастырями и защитниками монофелитства, которых возглавлял Антиохийский Патриарх Макарий. Кроме того, на Соборе были подвергнуты подробному разбору все труды монофелитов, а также собранные ими доказательства в пользу ереси. Свидетельства еретиков были сверены с подлинными писаниями святых отцов и опровергнуты.

Собор осудил монофелитство и моноэнергизм и принял догмат о соединении в Господе Иисусе Христе двух действий и двух воль: «Проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нём два естественные хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля следует, а не противоречит, или противоборствует, но подчиняется Его Божественной и всемогущей воле. Два Его естества проявились водной Его ипостаси, с обнаружением естественного различия в том, что то и другое естество хочет и производит свойственное себе в общении с другим. Поэтому-то мы и признаём две естественные воли и действия, взаимно сошедшиеся для спасения рода человеческого». Собор анафематствовал ересиархов: Константинопольского Патриарха Сергия и Римского папу Гонория и их последователей. Патриарх Макарий Антиохийский, не пожелавший на соборе признать православное вероопределение, был низложен и сослан в Рим.

Священное Писание

2 Тим., 296 зач., III, 10-15

10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Лк., 89 зач., XVIII, 10-14

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Тим. 3, 10-15; Лк. 18, 10-14

Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присваивай себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному безпредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если бы не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание, и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. — Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Смирение воспринимается сознанием современного невоцерковленного человека, тем более не христианина, как некое юродство, как слабость, а не как добродетель. К сожалению, и в художественной литературе, может быть, за исключением Достоевского, никто ярко не показал, что смирение является силой и красотой человека. Смирение воспринимается как некая слабость, неконкурентоспособность человека. А ведь это совсем не так. Смиренный человек — это не слабый человек. Смиренный человек — это тот, кто ходит пред очами Божиими, кто себя поставляет под волю Божию и под суд Божий. Вот что такое смирение! Смиренный человек может достигать не меньших высот в этой жизни, опираясь на свои силы, на свое образование, на свои возможности. Одно не исключает другого, потому что если человек, даже физически сильный или материально обеспеченный обладает смирением, то он свою силу полагает к стопам Божиим, он себя самого вручает Господу. Бог становится его водителем, и в этом водительстве Божием, в принятии этого водительства и проявляется подлинное смирение человека.

Декрет Совета народных комиссаров «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»

Декрет опубликован 5 февраля 1918 года, когда напряженность в отношениях между советским правительством и православной иерархией достигла предельной остроты. В декрете последовательно проводился принцип секуляризации государства. Церковь теряла свой прежний привилегированный статус. В основном это соответствовало конституционным основам светских государств нового времени. Принципиальная новизна декрета заключалась в лишении Церкви прав юридического лица: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имущества существующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народным достоянием…» По городам и селам России прокатилась волна крестных ходов, на которых возносились молитвы о спасении Церкви. В Нижнем Новгороде, Харькове, Саратове, Владимире и других городах крестные ходы, устроенные без разрешения местных властей, вызвали столкновения, приведшие к гибели людей. Протоиерей Владислав ЦЫПИН

Каждение

Каждение — это не просто украшение богослужения, но действие благодатное. Недаром есть поговорка: «Как чёрт от ладана». Церковный опыт объективно свидетельствует, что одержимые злыми духами не выносят каждения. Совершается каждение с молитвой (про себя молится кадящий диакон или священник).

Что главное в каждении: дым или запах? Священник, благословляя, произносит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовнаго, еже приемь в принебесный Твой жертвенник возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».

Почему диакон кадит не только иконы, но и молящихся? Как образ Божий (икону Бога). Начинается каждение храма с нерукотворных икон (людей), а затем кадит рукотворные. Во время каждения на молящихся, по вере их, низводится божественная благодать.

В процессе каждения диаконом или священником храма (по периметру) не нужно крутиться вокруг своей оси. Достаточно поклониться во время каждения, когда священнослужитель находится в ближайшей к Вам точке. Вообще-то, людей диакон кадит с амвона перед каждением храма, далее по периметру храма он уже кадит иконы.

Молитвословия

Тропарь новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь радостно ликует Церковь Русская,/ прославляющи новомученики и исповедники своя:/ святители и иереи,/ царственныя страстотерпцы,/ благоверныя князи и княгини,/ преподобныя мужи и жены/ и вся православныя христианы,/ во дни гонения безбожнаго/ жизнь свою за веру во Христа положившия/ и кровьми истину соблюдшия./ Тех предстательством, долготерпеливе Господи,/ страну нашу в Православии сохрани// до скончания века.

Кондак новомучеников и исповедников Церкви Русской

глас 4

Днесь новомученицы Российстии/ в ризах белых предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/ благословение, и слава, и премудрость,/ и хвала, и честь,/ и сила, и крепость/ нашему Богу// во веки веков. Аминь.

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

О святии новомученицы и исповедницы Российстии: святителие и пастырие Церкве Христовы, царственнии страстотерпцы, благовернии князие и княгини, доблии воини, монаси и мирстии, благочестивии мужие и жены, во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии и венец жизни от Него приявшии!

Вы во дни гонения лютаго, землю нашу от безбожных постигшаго, на судищах, в заточениих и пропастех земных, в горьких работах и всяких скорбных обстояниих образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, пред Престолом Божиим во славе предстоите и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, молим вас, святии сродницы наши: не забудите земнаго отечества вашего, грехом Каинова братоубийства, поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. Умолите Господа сил, да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежном и лукавом; да возродит в земле нашей дух разума и благочестия, дух святости и страха Божия, дух братолюбия и мира: да паки будем мы царское священие, род Божий, избранный и святый, присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

глас 4

Яко пустыннолюбивая горлица, / от суетнаго и многомятежнаго мира в пустыню удалився, / чистотою и говением, молитвами и труждением / прославил еси Бога в душе и телеси своем. / И тако благочестно пожив, / явился еси, преподобне Геннадие, пустыни Любимоградския украшение, / иноком честнаго жития образ / и теплый молитвенник за всех, / притекающих к тебе с верою.

Кондак преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского

глас 3

Молитвою и постом, труждением и терпением/ умертвивый всякое плоти мудрование,/ чистоты сосуд благолепен,/ Божественных даров и чудес причастник,/ иноком же доблий наставник был еси,/ сподвизаяся блаженному Корнилию, отче Богомудре./ Сего ради вопием:/ молися ко Господу,/ да молитвами твоими дарует мир и спасение душам нашим.

Молитва преподобному Геннадию Костромскому

Избранниче Божий и чудотворче, преподобный отче Геннадие! От юности твоея исполнен сый Духа премудрости и разума, Духа благочестия и страха Господня, и приим вся оружия Божия, препоясав чресла твоя истиною, оболкся в броня правды и обув нозе во уготование благовествования мира, над всеми же восприим щит веры, возмогл еси, яко добр воин Христов, вся стрелы лукаваго разжженныя угасити. Сего ради водворяяся днесь с ликами Безплотных сил в обителях Отца Небеснаго, неувядаемым венцем увязен еси и, предстоя Престолу Царя славы, Господа сил, имаши дерзновение возносити к Нему моления и благохваления твоя. Мы же, окаяннии, возводя из глубины зол очи и сердца наша к Горнему Сиону, Жилищу Бога Иаковля, молим тя, преподобне Геннадие: буди заступником и ходатаем нашим пред Богом и Господем нашим, Судиею правед­нейшим, Егоже выну прогневляем, согрешающе пред Ним. И якоже во дни плоти своея дивная и преславная совершил еси, отче всехвальне, тако и ныне, прешед от нас в обители Отца Небеснаго, удиви ходатайством своим милость Господню на нас. Да, отбегше нечестия и мирских похотей, Богови же благоугодивше, обрящем помощь Его во время благопотребно и благословение на ны и на дела рук наших, и да сподобит нас наследити Царство Небесное и с лики святых славити и воспевати пречестное и великолепое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кондак священномученика Климента, епископа Анкирского

глас 4

Лозы был еси честная розга Христова,/ многострадальне Клименте всехвальне, явлься,/ со страждущими же взывал еси:/ Ты мучеников, Христе, светлое радование.

Тропарь святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго

глас 3

Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/ Ангельскаго жительства истинный подражатель,/ Божественныя чистоты рачитель,/ архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/ пастырская красота,/ Великому Новуграду похвала,/ святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/ Емуже, Слову Божию, в житий сем послужил еси,/ моли спастйся душам нашим.

Кондак святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго

глас 8

Архиерейское украшение,/ Великому Новуграду Богодухновенное удобрение,/ сущия бо в нем люди на пажитех живоноснаго закона Господня упасл еси,/ и сего ради в лице святых водворятися сподобися,/ и святую твою память многими леты сотвори неоскверненну,/ в нейже, тя почитающе,— радуйся,— от души вопием ти,/ святителю отче Феоктисте,/ Великому Новуграду похвала и утверждение.

Тропарь Собора Костромских святых

глас 4

Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския,/ яко звезды светозарныя, возсиявше,/ чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/ верою и любовию вас почитающия,/ и о спасении душ наших.

Кондак Собора Костромских святых

глас 8

Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/ отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/ священный ваш собор почитающих/ и с любовию вопиющих:/ радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Православный календарь от 23 августа 2016 года Православный календарь от 23 августа 2016 года

Выпуск программы «Православный календарь» от телекомпании «Альметьевск ТВ» от 23 августа 2016 года