Седмица 35-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Преподобного Макария Великого, Египетского (390—391). Святителя Марка, архиепископа Ефесского (1444). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI).
Преподобного Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII—XIV). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Мученицы Евфрасии девы (303). Преподобного Макария Александрийского (394—395). Святителя Арсения, архиепископа Керкирского (ок. 953). Преподобного Антония Марткопского, столпника (VI) (Груз.).
Священномученика Петра Скипетрова пресвитера (1918); священномученика Николая Восторгова пресвитера (1930); мученика Феодора Гусева (1940).
Преподобный Макарий Великий
Преподобный Макарий Великий, ученик святого Антония Великого (30 января). прославлен за исключительное самопожертвование в отшельническом деле спасения души. На спасительном пути старался утвердить в себе чувство смирения и не хотел, чтобы его выделяли среди других. Часто бывало, что. когда человек приходил к нему как святому и великому старцу, он практически не говорил с ним, но если кто обращался к нему с укоризнами, хотя и несправедливыми. такого принимал с удовольствием. Святой оставил нам драгоценное наследие духовной мудрости — 50 бесед и 7 подвижнических слов.
Беседа преподобного Макария Великого с черепом
Ходя по пустыне, преподобный Макарий Египетский нашёл лежавший на земле человеческий череп и прикоснулся к нему палкою, которая была у него в руке. Череп издал голос, и старец спросил его: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, а ты — святой Макарий, когда молишься о тех, кто находится в вечной муке, умилосердясь над ними, они получают некоторое утешение». Старец спросил: «В чём состоит это утешение»? Череп отвечал: «Мы находимся в великом огне — и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам утешением». Тогда старец, прослезившись, сказал: «Горе тому дню, в который родился человек, если таково утешение в муке! Есть ли мука тяжелее этой?» Череп отвечал: «Ниже нас мука больше». Старец спросил: «Кто в ней»? Череп ответил: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается некоторое милосердие. Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят более тяжкие муки».
Святитель Марк, архиепископ Ефесский
Святитель Марк — один из двух участников Ферраро-Флорентийского собора (1437—1439), не подписавший документ о заключении унии, несмотря на давление со стороны католиков и своих же греков, надеявшихся ценой компромисса спасти Константинополь от турок. Авторитет святого был очень велик, и когда Римский папа Евгений IV увидел, что на декрете об унии нет подписи святителя Марка, то сказал: «Мы ничего не сделали». За время работы собора святитель написал такие работы в защиту православного учения, как «Исповедание веры», «Учение о пресуществлении», «10 аргументов против существования чистилища» и другие. Почитание святителя в церковном народе началось сразу после его кончины в 1444 году. Решение о церковном праздновании памяти святителя Марка было принято при его ученике Патриархе Геннадии Схоларии.
Евангелие дня
Задумывались ли вы, дорогие друзья, что иногда несказанное звучит громче и убедительнее, чем произнесённое? Давайте внимательно послушаем отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка, который сегодня читается за богослужением, и постараемся найти, что же именно оказалось непроизнесённым.
Глава 10.
17Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
19Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
20Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
21Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
22Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Глава 10.
23И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
28И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою.
29Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
30и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
31Многие же будут первые последними, и последние первыми.
32Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
Ну как? Получилось найти отличие? Если вы были внимательны, то не могли не заметить: в перечислении всех благ, которые получат послушавшиеся Христа и оставившие не только материальные блага, но даже и близких родственников, почему-то отсутствует... жена! Перечислены дома, братья, сёстры, мать, дети, земли — но вот жена отсутствует! А если внимательнее посмотреть другие переводы, которые опираются на более тщательное изучение имеющихся кодексов, мы обнаружим там не только отсутствие жены — но и... отца!
Случайна ли такая асимметрия в повествовании? Ведь как было бы риторически красиво целиком запараллелить эти два перечня? Более того — некоторые поздние переписчики, похоже, так и делали — вот почему «отец» в Синодальном переводе всё же присутствует — в отличие от древних текстов! Давайте поразмышляем об этом.
Начнём с отца. Ответ лежит на поверхности — для этого достаточно вспомнить слова Христа из 23-й главы Евангелия от Матфея: "«Не называйте никого отцом своим, ибо есть только один Отец, на Небесах». Земной отец — существенно отличается от всех других упомянутых лиц — братьев, сестёр, матери, детей — именно тем, что его в принципе невозможно «мультиплицировать», «умножить». Почему мать не оказалась рядом с отцом — очень интересный вопрос, но не будем пока его трогать. Для современников Иисуса отец — фигура однозначно сакральная. Он — центр семьи, он — главный авторитет, он — в прямом смысле источник существования всех остальных членов. Он же — фундамент, крепкое основание дома — недаром в народе говорится, что «бабий дом не стоит» — то есть дом, в котором нет главы мужчины, неустойчив, уязвим, неполноценен.
Но отец — не существует в каком-то метафизическом вакууме, он значим лишь постольку, поскольку является отражением Отца Небесного — Бога. Если он идёт против Бога, становится Его врагом, дерзко преступает заповеди — его «отцовство» быстро оскудевает. Как это на практике происходит, думаю, лучше всего знают дети, у которых отец — в тяжёлой алкогольной или иной зависимости. Едва ли можно найти больше той боли, которую испытывает ребёнок при виде бесчестия и бесславия своего когда-то главного авторитета.
Отец потому и отсутствует в перечислении, что следование за Христом не «увеличивает» число отцов — но соединяет верного Христу с Самым Главным, по сути — Единственным Настоящим Отцом всего бытия. Земной отец, который был всё же образом, отображением Небесного — неизбежно должен уступить своё место Первообразу.
А что же с женой? Почему её в этом перечне тоже нет? Во-первых, механически «умножить» количество «жён» для тех, кто всё и всех оставил — было бы равно пропаганде явного многожёнства. Или ещё хуже — распутства. Но, как мне кажется, здесь есть и более глубокий смысл. Ведь только вместе с женой человек обретает полноту, завершённость своей собственной человеческой природы — когда супруги образуют собой взаимодополняющее единство, целостность, становятся «в плоть едину». Кто же сможет компенсировать эту неизбежную ущербность — которая обязательно будет, если человек останется один? У меня только один ответ. Это — Церковь! Церковь как Тело Христа, собранное вокруг Него как Своей Главы. Только в Церкви человек преодолевает своё одиночество — потому что соединяется уже не с одним человеком, как в браке, — но мистически, через приобщение Христа в Таинствах Церкви, становится общником всех тех, кто и составляет это Тело.
Значит, нет ничего случайного в этих важных пропусках — и это ещё раз убеждает в том, насколько надо быть внимательными при чтении Священного Писания!
протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Голос Божий постоянно звучит в нашем сердце, являя нам себя через голос нашей совести. Правда, совесть — это такой хрупкий духовный инструмент, что он с легкостью может быть поврежден и даже разрушен самим человеком. И для того чтобы, вне зависимости от состояния нашей совести, мы были способны услышать Божественный голос, Господь обращается к нам Своим словом, которое запечатлено на страницах Книги Жизни — святой Библии. Однако многие люди, воспринимая ее священные глаголы, видят их глазами или слышат ушами, но в то же время словно бы и не видят, и не слышат Слово Божие. Воистину, они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют (Мф. 13, 13), ибо не исполняют заповедей Божиих, потому что не различают в них голоса Бога.
День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
1 февраля 2009 года в Москве в Храме Христа Спасителя состоялась церемония возведения на патриарший престол новоизбранного патриарха Кирилла. Родился Святейший Патриарх 20 ноября 1946 года в городе Ленинграде. В 1970 году с отличием окончил Ленинградскую Духовную академию. 3 апреля 1969 года был пострижен в монашество. С 1970 по 1971 год являлся преподавателем догматического богословия и Помощником инспектора Ленинградских Духовных школ. С 1971 по 1974 год был представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. С 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года был ректором Ленинградской Духовной академии и семинарии. 14 марта 1976 года хиротонисан во епископа Выборгского. С 26 декабря 1984 года — архиепископ Смоленский и Вяземский. С 1988 года — архиепископ Смоленский и Калининградский. С 13 ноября 1989 года по 2009 год был председателем Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года — Отдел внешних церковных связей) и постоянным членом Священного Синода. 25 февраля 1991 года был возведен в сан митрополита. 27 января 2009 года Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
Молитвословия
Тропарь преподобного Макария Великого
глас 1
Пустынный житель, и во плоти Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие,/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.
Кондак преподобного Макария Великого
глас 1
Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/ в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие,/ и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,// темже тя почитаем.
Молитва преподобному Макарию Великому
Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.