28 января. Память преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника

5943
Фото

Неделя 33-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Преподобных Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V).

Преподобномученика Пансофия (249—251). Преподобных Прохора (X) и Гавриила (XI) (Серб.). Святителя Герасима, патриарха Александрийского (1714).

Священномученика Михаила Самсонова пресвитера (1942).

Преподобный Павел Фивейский

Павел Фивейский был родом из Египта. Осиротев, много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за наследства. Во время преследования императором Децием христиан Павел, узнав о замысле предать его в руки гонителей, удалился в пустыню. Поселился в пещере и прожил в ней 91 год в неустанных молитвах. Прикрывался пальмовыми листьями, питался финиками и хлебом, который приносил ему ворон. Незадолго до его кончины Бог открыл о нем преподобному Антонию Великому, который также подвизался в Фиваидской пустыне. Преставился Павел в 341 году, во время молитвы, стоя на коленях. Ему было 113 лет. Антоний видел, как его святая душа в окружении Ангелов, пророков и апостолов восходила к Богу. Два льва пришли из пустыни и когтями вырыли могилу. Антоний похоронил старца и с его одеждой из пальмовых листьев вернулся обратно. Одежду эту преподобный Антоний хранил как величайшую святыню и надевал только два раза в год — на Пасху и Троицу. Павел Фивейский считается первым христианским отцом-отшельником.

Преподобный Иоанн Кущник

Преподобный Иоанн родился в V веке в семье знатных и благочестивых христиан, живших в Константинополе. В юношеском возрасте святой Иоанн, получив от родителей в подарок Евангелие, тайно удалился в Вифанскую обитель «Неусыпающих». После шести лет монашеских подвигов святой возжелал вновь увидеть родителей и попросил игумена благословить его вернуться домой. Получив благословение, преподобный Иоанн возвратился в Константинополь и в одежде нищего, никем не узнанный, поселился в шалаше у ворот родительского дома. Через три года, которые святой Иоанн прожил, терпя холод и зной и кротко перенося поношения и насмешки, он получил откровение о приближении смертного часа. Тогда любящий сын открылся родителям, показав подаренное ими Евангелие, и завещал похоронить себя на месте своего подвига.

Святитель Герасим, патриарх Александрийский

Начальное образование будущий святитель Герасим получил от своего отца-протопресвитера на Крите, а затем побывал на Корфу и в Венеции, где выучил древнегреческий, латинский и еврейский языки. Из-за захвата турками Крита Герасим не смог вернуться на родину и некоторое время преподавал на Пелопоннесе и в Эпире. Затем его рукоположили во епископа Кастории, потом доверили управление Адрианопольской кафедрой. В 1688 году Герасим был избран Патриархом Александрийским. Занимая эту должность, он заботился о распространении Слова Божия и защищал православную веру от латинян. Обладая обширными знаниями, Герасим составил проповеди на годовые церковные праздники и написал различные философско-богословские сочинения. Остаток дней он провел в Ватопедском монастыре на Афоне, где почитается его честная глава.

Евангелие дня

«Кто плохо одет — тому недостаёт добродетели», — написал в календаре 1736 года Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей Соединённых Штатов Америки. И эта фраза вовсе не была случайной: главная «добродетель» для него — «делание» денег. К чему на практике приводит такая ценностная ориентация, прекрасно описывает Евангелие от Луки, отрывок из 18-й главы которого и читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 18.

18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

В чём же радикальная ошибка богатого и облечённого властью юноши — а вместе с ним и Бенджамина Франклина — известные 13 принципов которого по сей день у многих вызывают восхищение? Момент истины, в который и вскрывается подлинная иерархия ценностей, — призыв Иисуса всё оставить, раздать нищим и отправиться вслед за Ним в полную неизвестность. Печаль скрыть невозможно: ведь неспроста вопрошающий так изысканно подходил к Иисусу с нежной льстивостью — он, конечно, ожидал чего-то совершенно иного! А ответ Иисуса — обрушил всё!

И для Франклина, и для богатого юноши деньги — в широком смысле понимаемый капитал — абсолютное условие добродетельного существования. Они не средство для процесса, не «смазка» добрых дел — а само доброделание. «Делать деньги» и «творить добро», потому что «только деньги слаще мёда» — как любил повторять Франклин, и добавлял: «Мерило добродетели — кредит; идеальный человек — тот, кто заслуживает кредита!»

И тут Христос предлагает нечто невообразимое: не просто отказаться от того, что «слаще мёда», но ещё и «обнулиться» — в своём социальном положении, утратить долгим трудом наработанную добрую репутацию — одним словом, обнищать во всех смыслах этого слова! И — ради чего? Каких-то не очень понятных высоких слов не особо-то вызывающего доверие бродячего проповедника с горсткой последователей?..

«Сокровище на небесах», о котором говорит Иисус в качестве награды за оставленное земное богатство — это не только блаженная участь в вечности. «Царство Небесное», которое не где-то там или здесь — а только внутри самого человека — это всё то, что невозможно измерить деньгами или материальными благами. Невозможно купить улыбку грудного младенца, когда он впервые распознал глаза любящих родителей. Никаких денег не хватит, чтобы оплатить настоящую дружбу — потому что она не продаётся и не покупается. Не получится даже в самой устойчивой валюте измерить широту открытого и доброго сердца. Везде, где в человеческой жизни пробиваются отблески Добра, Истины, Красоты, Любви и Достоинства — денежный счётчик проворачивается.

А теперь, дорогие друзья, давайте посмотрим внимательно внутрь самих себя и зададимся вопросом: разве не лежит под нашим стремлением к стяжанию та самая вера Франклина в то, что только состоятельный может быть добродетельным?..

протоиерей Павел Великанов / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Когда читаешь жития святых, поражаешься, насколько отшельники, преподобные, подвижники были свободны. Их ничто не могло омрачить, ничто не могло выбить из жизненной колеи, потому что они побеждали самих себя. Эта победа над самим собой и открывает людям возможность быть свободными… Сегодня многие говорят о свободе как о величайшей ценности, связывая это понятие с конкретными социально-политическими условиями. Люди нередко борются за свободу, оставаясь полностью закабаленными, и даже в этой борьбе часто бывают несамостоятельны, действуя и говоря с чужого голоса, подвергаясь воздействию иных мыслей, и никакой свободы не обретают.

О чтении молитвенного правила

Православные христиане ежедневно совершают утреннее и вечернее молитвенное правило. Время, затрачиваемое на совершение каждого из них, — около 20-30 минут. Правило желательно читать вслух, это позволяет лучше сосредоточиться на молитве. Тем, кто только приступает к этому деланию, начало правила желательно прочитывать полностью до молитвы «Отче наш», а дальше можно выбрать те молитвы, которые ближе душе. Здесь очень важно поддерживать живую потребность в общении с Богом. И поэтому чтение молитв на этом этапе не должно превращаться в просто механическое проговаривание молитвенных слов языком или же мыслью. Необходимо, чтобы непременно присутствовало внимание к словам молитвы, при том, что чувства, по возможности, должны быть приведены в покой.

Седмичный богослужебный круг

Каждый день седмицы имеет свою богослужебную тему:

1. В воскресенье Церковь прославляет Воскресение Христово.
2. В понедельник прославляются бесплотные силы — Ангелы.
3. Во вторник прославляется святой Иоанн Креститель (как больший из всех пророков и праведных).
4. В среду воспоминается предательство Господа Иудою.
5. В четверг прославляются святые апостолы и святитель Николай Чудотворец.
6. В пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Спасителя.
7. В субботу — день покоя — прославляются Божья Матерь, все святые и усопшие христиане. Поэтому дни поминовения усопших — субботы.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье (по-церковнославянски — неделя). Это особенно важно учитывать в Великий пост.

Например, первая подготовительная неделя к Великому посту — О мытаре и фарисее, вторая — О блудном сыне. Названия происходят от читаемых на Литургии евангельских отрывков (зачал).

Богослужебная книга седмичного цикла — Октоих (Восьмигласник). Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов (мелодий), каждую седмицу меняется основной напев (глас).

Молитвословия

Тропарь преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш.

Кондак преподобного Иоанна Кущника

глас 2

Возлюбив, премудре, нищету неокрадому,/ родителей твоих богатство возненавидел есй/ и, Евангелие в руках твоих держа,/ последовал еси Христу Богу, Иоанне,/ моляся непрестанно о всех нас.

Кондак преподобного Павла Фивейского

глас 3

Яко светило незаходящее мысленнаго Солнца,/ сошедшеся, днесь восхвалим в песнех:/ возсиял бо еси сущим во тьме неразумия,/ вся возводя к Божественней высоте,/ фивеев украшение, Павле преподобне, отцев и постников твердое основание.

Новости по теме

28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)
Публикации 28 января 2023
28 января — день кончины епископа Казанского и Марийского Пантелеимона (Митрюковского) (†1993)

28 января 1993 года, в небольшом городке Воткинске Удмуртской Республики, на 81-м году жизни скончался бывший епископ Казанский и Марийский Пантелеимон. На фоне бурных событий в стране и церкви это событие осталось практически незамеченным.

27 января — день памяти преподобномучеников Раифских
Публикации 27 января 2023
27 января — день памяти преподобномучеников Раифских

27 января Казанская епархия воспоминает святых преподобномучеников Раифских: Антония Чиркова, Варлаама Похилюка, Иова Протопопова, Иосифа Гаврилова, Сергия Гуськова и Петра Тупицына.

Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии Рождество Христово — престольный праздник восемнадцати храмов Татарстанской митрополии

7 января Православная Церковь отмечает Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?