Неделя 3-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Праведного Иова Многострадального (ок. 2000—1500 гг. до Р. Х.).
Преподобного Михея Радонежского (1385). Преподобного Иова Почаевского (XVII). Мучеников Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362). Мученика Варвара, бывшего разбойника.
Праведный Иов Многострадальный
Праведный Иов родился в XX столетии до Рождества Христова в Аравии; по преданию, был племянником праотца Авраама. Человек богобоязненный и благочестивый, он удалялся от всего злого не только в делах, но и в мыслях. В славе и богатстве прожил 78 лет, после чего Господь, чтобы посрамить диавола, послал праведнику тяжелейшие испытания, которые Многострадальный Иов перенес с терпением и благодарением Богу. «Господь дал, Господь и взял; будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21), — произнес он, когда ему сообщили о гибели всех детей и потере всего имущества. Затем Иов перенес жестокую болезнь в полном одиночестве, но перед Богом не согрешил ни в чем. Господь благословил праведника: он родил еще 10 детей, и богатство его вдвое против прежнего увеличилось. Иов прожил после того еще 140 лет.
Преподобный Михей Радонежский
Преподобный Михей Радонежский, келейник преподобного Сергия Радонежского, — один из первых его учеников. Под руководством великого подвижника Михей достиг высокой степени духовного совершенства и присутствовал при явлении Божией Матери своему учителю. Преподобному Сергию было дано видеть Царицу Небесную и слышать Её голос, а потрясённый ученик видел лишь небесный свет. Почувствовав душой приближение небесного явления, преподобный Сергий сказал: «Бодрствуй, чадо, сейчас мы будем иметь чудесное посещение». Внезапно засиял свет ярче солнечного, и преподобный Михей пал ниц на землю и от страха лежал как мёртвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи, отче, что это было за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела». И святой Сергий рассказал ему о явлении Богородицы. Скончался преподобный Михей ещё при жизни своего учителя 19 мая 1385 года. Над его гробницей воздвигнут храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, часто называемый Михеевским.
Священное Писание
Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье, репутацию, имущество. Страх ошибки и страх наказания. Страх старости и одиночества. Можно перечислять до бесконечности. Как же справиться с этим гнетущим чувством? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й и 16-й глав Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 15.
43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Глава 16.
01По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
02И весьма рано, в первый деньнедели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
03и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
04И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
05И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
06Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
07Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
08И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Иосиф из Аримафеи был знатным членом синедриона, верховного органа политической и религиозной власти у евреев. При этом он являлся тайным учеником и последователем Иисуса Христа. Скорее всего, большинство сведений о суде над Спасителем мы имеем в том числе благодаря ему. Ведь никто из апостолов не мог присутствовать на закрытых совещаниях религиозной элиты. А Иосиф как раз-таки мог.
Этот факт побуждает нас задуматься об одной детали. Присутствуя в качестве члена синедриона на последнем суде над Христом, Иосиф молчал. Нет никаких сведений, что он хоть как-то заступался за Спасителя. Произошедшее весьма соответствует контексту евангельского повествования. Иуда предал. Пётр отрекся. Ученики разбежались. Вполне вероятно, что Иосиф также был в оцепенении от происходящего. От былой уверенности в себе, какая нередко бывает у людей властных и влиятельных, не осталось и следа. Перед той злобной силой, которая исходила от его коллег, Иосиф ощутил себя маленьким испуганным ребёнком. Скажи он сейчас хоть слово, крест можно ставить не только на его карьере. Сама его жизнь потеряет цену. А потому он молчит.
Но что происходит с Иосифом дальше? Мы видим, как после распятия он приходит к Пилату и просит тела Спасителя. Евангелие говорит, что он «осмелился» на этот поступок. Греческое слово, которое здесь используется, очень выразительно. С одной стороны, его можно перевести как опомниться, взяться за ум, прийти в себя. С другой, древнегреческие писатели и поэты используют его тогда, когда речь идёт о каких-то нечеловеческих усилиях, благодаря которым герои совершают подвиги. Так и с Иосифом. Он словно приходит в себя, переступает через животный страх и входит к Пилату. По сути, он открыто объявляет себя учеником Христа в самый неблагоприятный для этого момент. Когда кажется, что благоразумней бежать и прятаться.
Что же так повлияло на него? Очевидно, это муки и смерть Спасителя. Возможно, до креста Иосиф ощущал притягательность слов Иисуса и Самого Его образа. Но не более. Однако именно благодаря страшным событиям Голгофы в душе сановника что-то перевернулось. Он пережил глубочайшее потрясение, которое всё расставило по своим местам. Смерть Христа наполнила его душу любовью. И любовь побудила его к действиям, несмотря на страх перед собственными изгнанием и смертью. То же самое происходит и с женами-мироносицами. Именно любовь к Учителю, многократно усиленная Его смертью, побуждает их идти к гробнице, преодолевая свои страхи.
И в этом скрывается глубочайший духовный закон. Каждому из нас хотя бы один раз в жизни довелось пережить состояние, когда всё наше нутро кричало: «так больше жить нельзя. Измени хоть что-то». Однако те образы, которые нам рисует в эти моменты наше сознание, кажутся просто катастрофичными. Мы цепенеем от страха и наотрез отказываемся поменять хоть что-то. Сегодняшнее Евангелие призывает нас преодолевать этот духовный паралич. Учиться в тяжкие минуты, подобно Иосифу, браться за ум, приходить в себя. А именно: вспоминать смерть Христову, Его Евангельские заповеди и понуждать себя совершать поступки согласно этим заповедям. Это страшно. Но важно помнить, что так реагирует наш больной эгоизм. Он чувствует свою смерть. Он сопротивляется. Но вместе с этой смертью наша душа оживает и воскресает для новой жизни со Христом Спасителем.
священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
И сегодня ереси не просто существуют — они атакуют Церковь. Что же такое ересь? Конечно, ее источник — не только человеческие заблуждения. Поелику эти заблуждения наполняются огромной разрушительной энергией, становится ясно, что в их основе лежит человеческая гордыня, а отец гордости есть дьявол. Поэтому ересь всегда ставит себя выше Церкви. Достаточно вспомнить Ария. Чтобы обличить его страшную ересь, согласно которой Христос — не Бог, а лишь творение, нужно было Вселенский Собор собирать, и дискуссии не были спокойными… Ересь — это заблуждение, которое касается не частных аспектов, но атакует саму сущность церковной жизни, более того, веру в Бога. Уже давно врагам Церкви стало ясно, что прямым отрицанием Бога цели не достичь. А вот если прибегнуть к зломыслию, если попытаться навязать некую систему философских взглядов, особенно заручившись поддержкой светской власти, то возникают соблазны, грозящие Церковь разрушить.
День рождения государя-страстотерпца Николая Александровича
Николай II родился в 1868 году в Царском Селе. С младенчества он проявлял удивительные выдержку и ровность характера, был послушным и в то же время веселым ребенком. В отрочестве полюбил физические упражнения и во все время жизни не мыслил дня без зарядки и физического труда. Получил многостороннее образование. Обладал большим личным мужеством. Его считали безвольным — это было клеветой. Николай II каждодневно трудился ради России, оказывал всему попечение. Его семья — образец взаимной любви, благочестия и верности Богу. Непреложно следовал чувству долга, всегда поступал по совести. В любых обстоятельствах сохранял приветливость, доброжелательность, бодрость духа и способность сообщать ее другим. В заточении все держалось на нем. Его считали упрямым — это означало самостоятельность и волю. Принял желание лишить его трона как попущение Божие и, не желая пролития крови, согласился на отречение. Всех простил и оставил нам завещание: «Зло будет еще больше, но не зло победит зло, а только любовь».
Свойство Божие — вечность
Вечность Божия выражается в том, что Бог абсолютно не зависит от условий времени, бытие Божье не имеет временно́го начала и никогда не будет иметь временно́го конца. Бог Сам является Основателем времени. В условиях времени Божественная вечность субъективно воспринимается человеком как непрестанность бытия Божия. Бог вне времени, у Него нет прошлого и будущего, Он всегда пребывает как бы в настоящем.
Молитвословия
Тропарь праведного Иова Многострадального
глас 1
Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.
Кондак праведного Иова Многострадального
глас 8
Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.
Молитвы Иову Многострадальному
О, великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.
Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского
глас 4
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.