5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Феофан возглавил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Духосошественском храме Казани. За богослужением правящий архиерей обратился к верующим со словом проповеди.
«Господи и Владыка живота моего», мы признаем Тебя как Господа, как Бога, как Творца неба и земли, всего видимого и невидимого! Но мы Тебя признаем как хозяина и нашей жизни, ибо Ты сотворил первых людей — Адама и Еву. Не только рождение, но и уход из этой жизни, то, что мы называем смертью — в руках Божиих. И неслучайно на протяжении всего поста часто мы слышим некоторую обращенность в молитве к Богу о дне смертном: «Помышляю день страшный и плачу деяний моих лукавых». …
Мы признаем Бога как Творца, верим, что Он существует, знаем заповеди, которые Он оставил — и десять заповедей Моисею, и заповеди во Святом Евангелии. А как исполняем? Духовные законы обязательны к исполнению. Если мы духовные нормы и духовные законы не исполняем, то обрекаем себя на отверженность от Бога. Если человек нарушает заповеди и не исправляется, то обрекает себя на вечное мучение.
Конечно, по-разному рисуют ад, но ясно одно: удалённость и отверженность от Бога — самое тяжёлое мучение. Вы помните притчу о богаче и Лазаре. Иногда можно иметь достаток, но направлять свои средства и на благотворительность, на добрые дела, на помощь сирым и вдовицам, на храмостроительство. А можно вместо этого, имея доступ к материальным благам, развращать свою душу, свою плоть губить через разврат. …
Возвращаясь к словам молитвы «Господи и Владыка живота моего»: как часто мы, называющие себя верующими людьми, находясь в храме, в пост, бываем слишком далеко от Бога! Нередко внешне мы стоим в храме, а наш ум, наше сердце где-то бродят. Важно, чтобы ум наш «стоял» пред Богом так же, как мы стоим физически, телом. Зная о Боге, надо помнить, что Он — Владыка нашей жизни и смерти.
Смерть — очень важна. Нет человека, который избежал бы смерти, а после смерти нет возможности для покаяния. И вот этот жизненный марафон — площадка испытания нашей совести на земле, которая полностью зависит от нашей воли. Конечно, не без Бога, не без Церкви, но, безусловно, при нашем произволении. Можно внешне быть верующим, а внутри — раскаленным, когда создай только условия, и человек начинает грешить «по полной программе».
Поэтому, когда мы слышим слова молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», необходимо обратить взор на своё сердце. Признаём Бога творцом, но осознаём ли, что Он — хозяин нашей жизни и смерти? Исполняем ли те нормы и духовные законы, которые Бог повелел нам исполнять? Или мы хотим быть верующими не-исполнителями, надеясь получить от Бога милость? Так не бывает, необходимо быть и верующим, и исполнителем воли Божией, потому что и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19).
Мы верим и надеемся, и Церковь нас этому учит, что даже падая, сохраняется возможность через покаяние, через исправление грехов восстать и идти, как в притче о блудном сыне, сказав: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15:18). И Господь готов обнять тебя, одеть в чистые одежды и сказать: «Ты был погибшим, но нашёлся! Войди в наш дом, войди в радость Бога и Отца твоего». Аминь.