О смысле жертвы Христовой

7121
Фото


Беседа с клириком Никольского кафедрального собора города Казани протоиереем Николаем Тимофеевым

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для нас, православных христиан. Мы радуемся и славим Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего после крестных страданий и смерти. В Пасхальных стихирах мы поём: Пасха — Христос Избавитель.

— Отец Николай, объясните, пожалуйста, зачем нужны были страдания и смерть Иисуса Христа, и от чёго Он нас избавил?

— Христианство говорит нам о том, что пришествие Иисуса Христа и то, что он совершил, является уникальным событием, не имеющим никаких аналогов в мировой истории.

Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте рассмотрим: какое место и значение имеют страдания в жизни человека. Тогда нам будет более понятно, почему страдания, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа являются единственным способом спасения человечества. Жизнь человека является даром Божиим и человек был создан для блага и блаженства. Не для скорби Господь даёт жизнь человеку и посылает его в этот мир. Но если посмотреть на историю человечества, то жизнь человека не соответствует этому Божиему предназначению. По словам преподобного Макария Египетского, «человек рождается в боли, живёт в скорби, умирает в страхе». В этом отношении жизнь каждого человека очень схожа.

Что же является причиной страданий человека? Причиной страдания людей является грех. Адам первый человек, который ощутил на себе скорби, которые стали следствием его грехопадения. Грех Адама был не просто непослушанием, а именно падением внутреннего его строя, его души. Он не поверил словам Господа, а поверил словам лукавого. Сам падший ангел по великой своей гордыне пал, и пал человек, которому он внушил горделивую мысль, что он, человек, может быть равным Богу. Произошло разобщение человека с Богом, повреждение природы человека. Возникла как бы преграда между Богом и человеком. В мир вошли страдания и смерть. Но это состояние человека является для него неестественным, и Господь даёт надежду уже первым людям, что эти страдания будут остановлены, человек будет спасён от греха. Бог говорит Адаму: «Семя жены сотрёт главу змия» (Бытие, гл. 3, стих 15), тем самым показывая, что время это ограничено. Наступит время, когда в мир придёт Спаситель. Эта надежда теплилась на протяжении всей истории человечества.

После грехопадения первых людей грех стал распространяться, и увеличивались скорби и страдания людей. Чтобы остановить распространение греха, Господь иногда посылал прямые наказания, такие как Всемирный потоп, уничтожение Содома и Гоморры и т.д. Эти скорби были для ветхозаветного человека примером, чтобы человек боялся греха и сознательно не грешил.

В ветхозаветное время люди стали приносить животных в жертву за свои грехи. Однако эти жертвы не могли освободить человека от греха. Как пишет апостол Павел, «...невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Послание к евреям, гл. 10, стих 4). Но могли иметь воспитательное значение. Осознание того, что человек согрешает, а невинное животное за него страдает и умирает, приводило душу в сокрушённое, покаянное состояние. Пророк Давид говорит: «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Псалом 117, стих 18). Таким образом, понятие о прощении грехов было уже в ветхозаветное время. Но не было человека, который мог сам победить грех.

Только сам Бог мог исцелить природу человека. И со времени пришествия Христа исполнились слова обещания, что «семя жены сотрёт главу змия». Как говорит нам Священное Писание, Господь пришёл от Девы Марии во плоти. В Иисусе Христе соединились две природы — Божественная и человеческая. Бог соединился с повреждённой грехом природой человека, чтобы исправить, исцелить её, восстановить связь человека с Богом. Человечество падало в грехах за непослушание. Господь Иисус Христос является образцом послушания Богу Отцу. Он принимает чащу страданий и крестной смерти и спасает род человеческий. Само исцеление человеческой природы совершается в самом Иисусе Христе. Христос природу человеческую, которую принял от Девы Марии, через страдания освящает, очищает, восстанавливает и делает совершенной. Его тело после воскресения стало независимым от пространства, материальных препятствий, усталости, смерти. По словам Максима Исповедника, «непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству чрез воскресение бесстрастность, нетление и бессмертие». После воскресения Господь Иисус Христос с этой плотью приходит к Богу и принимает то место, которое ему определено как Сыну Божьему — одесную Бога Отца. Таким образом, и для человека становится возможным быть там, где Христос, одесную Бога.

— Отец Николай, если Иисус Христос, приняв на Себя повреждённую человеческую природу, исправил её только в Самом Себе, то как же мы можем спастись?

— Господь Иисус Христос сделал всё для нашего спасения. Он учредил Церковь как тело Христово. Человек может войти в Церковь, стать её частью и, тем самым, спастись. Церковь является водителем человека ко спасению, без Церкви невозможно спасение. Мы входим в Церковь через Святое Крещение, которое является нашим духовным рождением. Для этого, прежде всего, нужна вера. Сам Господь Иисус Христос говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек...». (Евангелие от Иоанна, гл. 11, стихи 25, 26). Вера является нашим свободным выбором. Святые отцы, например, говорили, что легче воскресить человека, чем призвать его к вере. Жизнь по вере — это добровольное исполнение заповедей, изменение, очищение своих навыков и грехов. Но человеку, чтобы измениться, надо много потрудиться, и без помощи Божией это невозможно. Для этого в Церкви установлены Таинства. В Таинстве Покаяния даётся прощение грехов, человек освобождается от последствий греха, если искренне раскаивается в них. И величайшее Таинство — Таинство Причастия, в котором происходит соединение с Господом нашим Иисусом Христом.

— Отец Николай, что бы Вы пожелали верующим в дни празднования Светлого Христова Воскресения?

— В праздник Светлого Христова Воскресения, вслед за Иоанном Златоустом, хочется пожелать всем духовной радости. А духовная радость появляется от правильной духовной жизни. Если человек правильно живёт — он приближается к Богу, а чем ближе он к Богу, тем больше возрастает эта духовная радость. Духовная радость — это переживание Бога. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, стих 10). Величайшей ценностью нашей религии является то, что основатель её — Сын Божий, Иисус Христос. Христианство — единственная религия, основанная Богом. Наша религия — это религия радости. Сам Господь Иисус Христос сказал «да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Евангелие от Иоанна, гл. 15, стих 11).

— Большое спасибо, отец Николай, за интересную беседу и подробное объяснение. С праздником Светлого Христова Воскресения!

Христос Воскресе!

Источник: газета Никольского собора города Казани «Родной храм», №12, апрель 2019 года

Новости по теме

«Днесь спасения нашего главизна»
Публикации 6 апреля 2024
«Днесь спасения нашего главизна»

Проходя пустыню Великого поста, мы встречаем оазис Благовещения, где, отлагая одежды скорби и плача, облачаемся в лазурные ризы небесной благодати. В этом году празднование этого события попадает на Неделю 4-ю Великого поста.

О молитве
Публикации 2 апреля 2024
О молитве

Второй воскресный день Великого поста посвящён памяти святителя Григория Паламы – одного из великих учителей молитвы, жившего на рубеже XIII-XIV столетий.

«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»
Публикации 27 марта 2024
«Бог разговаривает с человеком сначала шепотом любви, потом голосом совести, а потом рупором страданий»

Каждый человек в последние несколько дней переживает трагические для всей страны события. Мы сегодня молились о здравии тех, кто находится в больнице после теракта в Красногорске, и об упокоении погибших от насилия террористов.

«Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани «Светлый вечер в Казани»: Екатерина Хабарова — об истории Казани

В беседе с ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Ольгой Павловой она рассказала об интересных страницах истории города, поделилась особенностями своей профессии и личными открытиями.