У каждого времени есть свой объект, в котором сосредоточено культурное достояние народа. И выбор этого центра оказывает решающую роль на самосознание и культуру. Так для жителя Российской империи таким центром был храм Божий. Особенно, конечно, это касалось именно деревенского храма.
Крестьянский быт был предельно простым. Люди жили в тесных деревянных избах, отапливаемых дровами, если простую и непритязательную пищу: ржаной хлеб, репу да начиная с Петра еще и картошку, носили одежду, которую сами ткали. Но в воскресенье они приходил в свой храм. А в нем все разительно отличалось от крестьянского быта. Огромный, часто каменный, храм. Ведь даже и в наше время старые деревенские храмы удивляют нас своей величиной, а какими большими они должны были казаться деревенским жителям. Кадильный дым, золотые оклады у икон, расшитые разноцветные облачения священника, просфоры из белой муки, восковые свечи, а также особый и торжественный богослужебный язык и пение, уводившее от повседневности, и говорившее о вещах несоизмеримо более прекрасных, чем повседневность. И пускай даже далеко не все было понятно, главное, что храм был тем центром, той отдушиной, которая давала ориентир и направление в духовной жизни человека.
Революционные изменения в России привели к тому, что храмы стали массово закрываться и разрушаться. Но для построения нового общества необходимо было создавать новую сеть заведений, несущих культуру, в данном случае окрашенную коммунистической идеологией, в массы. Таким центром стал Дворец культуры. Такие дворцы были не только в городах, но и почти каждое село имело хотя бы маленький деревенский клуб. Интересно, что порой дворцы культур устраивались в помещениях храмов, тем самым показывая, что дом культуры является преемником, а точнее новым «храмом» коммунистической «религии». Дворец культуры мыслился местом, где человек мог реализовать свой внутренний культурный потенциал, где можно было стать выше, чем ты есть. Где высокая культура прививалась массам людей. Но культурное просвещение — это процесс затратный, требующий труда, воли и обязательного устремления государства к устроению человека культурного, а не потребителя.
Крах СССР и последующая смена культурной политики не смогли не отразиться на этих «храмах» культуры, практически на корню убив все достижения советского прошлого. Особенно пострадали именно Дворцы культуры и клубы. Если в Советском союзе их сеть постоянно росла, то в результате новой политики практически все центры культуры тем или иным образом или совсем закрылись, или изменили во многом свое предназначение. Произошло массовое сокращение культурных мероприятий, в разы сократились просмотр фильмов, чтение лекций, издание и чтение журналов.
Центром новой эпохи стал магазин. На селе это привело к повальному пьянству, сгубившему немало жизней. В городе же таким «храмом» квазикультуры стал торгово-развлекательный комплекс. ТРК — это место, куда ведут все дороги. В таких комплексах, наряду с торговыми рядами имеются кинотеатры, аквапарки, музеи и иные заведения, являющиеся своеобразной культурной составляющей этих новейших «храмов» современности. Основой культа этих «храмов» является потребление, и пастырями в данных заведениях являются разнообразные продавцы и консультанты. Впрочем, эти центры открыты для тех, у кого есть деньги, чтобы приобщиться к ритуалу увеселения и покупок, а остальные могут довольствоваться телевизионными передачами да глянцевыми журналами.
Сегодняшний горожанин окружен показухой и роскошью и даже самая большая и красивая церковь не будет просторнее и многолюднее Торгово-развлекательного центра, а пение диакона и хора — приятнее концерта. И богослужебные одежды священников не станут стильнее новой модной коллекции, а блеск икон — роскошнее магазинных витрин и музейных коллекций.
Что может предложить сегодня храм и будут ли те образы и слова увлекательнее новых компьютерных игр и сайтов, книг и фильмов, которые захватывают внимание людей сегодня? Человека может захватить искренняя честность и евангельская простота. То, что ценится сейчас — это искренность и камерность, некая закрытость от искушений современного мира. Храм должен стать тем причалом, к которому хочется пристать, чтобы укрыться от бушующего житейского шторма. Но для того, чтобы найти эту тихую заводь, надо приложить усилие, но не так, как это делается в миру, когда мы напором и наглостью пытаемся добиться желаемого. Поступая таким образом в церкви, мы пропустим самое ценное — любовь Божию. А для того, чтобы найти ее, надо открыть свое сердце и впустить в него Христа, и Бог Животворящий тогда просветит и утешит нас. Он Сам пошлет своих учителей — окружающих нас людей, которые и добрым словом, и советом помогут нам в нашей жизни. И если мы во главу угла поставим любовь к Богу, то и поиски гавани будут успешными и тогда будет возможно найти искреннего священника и свое спасение.