
Проповедь первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) в канун Великого поста
Накануне Великого поста Святая Церковь воспоминает изгнание Адама из рая, положившее начало земной жизни человеческого рода.
Из Священного Писания мы знаем, что праотец Адам и праматерь Ева были изгнаны из рая за нарушение несложной Божией заповеди, запрещавшей вкушать плоды с древа познания.
Они лишились благодати, а после грехопадения застыдились своей наготы и обнаружили в себе склонность ко греху, которую раньше не замечали.
Мы, потомки Адама и Евы, тоже видим эти греховные наклонности, которые мешают нам радоваться земной жизни и славить Бога. Великий пост напоминает нам о том, что первой заповедью, данной человеку Богом, была заповедь о посте.
Некоторые верующие считают пост чем-то несущественным. Они говорят, что существуют более важные вещи, например, заповедь о любви к Богу и ближнему. В этой связи уместно вспомнить слова Господа о том, что верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Чтобы исправить свою греховную природу, человеку нужно отказаться от скоромной пищи, алкоголя и развлечений. В основе духовной жизни лежат молитва и пост, а житейская суета отвлекает человека от важных мыслей.
Хочу лишь напомнить, что к посту нужно подходить ответственно и осторожно, чтобы не навредить своему здоровью. Церковный устав разрабатывался в древних монастырях Востока, а мы находимся совсем в других обстоятельствах, и мы не должны забывать об этом.
Кроме того, некоторые верующие не могут соблюдать пост из-за ослабленного здоровья, профессиональных или семейных обстоятельств.
Сегодня в апостольском чтении мы слышали, что постящиеся не должны осуждать непостящихся и наоборот.
Бывает, что некоторых верующих неофитский пыл приводит в больницу, и впоследствии они вообще отказываются от поста. Чтобы определить меру поста, человеку нужно посоветоваться с медиками и со священнослужителем.
В первые дни Святой Четыредесятницы желательно поститься построже, сосредоточившись на молитве. Нужно соотнести свои поступки с Евангелием. В этом случае наш пост будет угодным Богу: он не превратится в некое подобие диеты.
Церковь называет пост «весной духовной». Это время дано нам для того, чтобы мы могли вернуться в отчий дом — в рай, ради которого Господь и создал человека.
Православная Церковь не принимает учение о чистилище. С точки зрения Православия в сердце человека находится либо рай, либо ад, и по истечении земной жизни он будет помещен в одно из этих мест.
Посещая богослужения и исполняя предписания, не нужно забывать о том, ради чего все это создавалось. Напомню, создавалось все это для того, чтобы каждый из нас мог сотворить достойный плод покаяния. Наша земная жизнь — это пролог, начало жизни вечной. И только от нас зависит, какой путь мы изберем.
Не будем забывайте слова молитвы: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Если мы будем милосердны к ближним, то и Господь будет милосерден к нам. А если мы не будем прощать ближних, то и нас Господь не простит. Иногда человек не осознает, что он своим словом или делом кого-то обидел, поэтому накануне Великого поста ему следует попросить прощения у своих близких.
Я думаю, каждый из вас замечал, что Великий пост, являющийся временем духовного подъема и возрождения души, пролетает незаметно, если мы правильно его соблюдаем. Слова «постимся постом приятным» не означают, что в период поста мы должны употреблять в пищу яства, доставляющие нам удовольствие.
Цель Святой Четыредесятницы — искупление грехов и очищение души. Великий пост — одно из самых действенных средств в борьбе с искушениями.
Вступившим на поприще поста желаю благоволения и помощи Божией, душевных и телесных сил.