Слово настоятеля Спасо-Преображенского храма села Большие Кабаны игумена Александра (Зинина) в Неделю о блудном сыне
Сегодня, во всех храмах, на Божественной литургии читался отрывок из Священного Писания — притча о блудном сыне. Нет нужды пересказывать эту популярную, вошедшую в анналы мировой культуры историю (тому, кто не помнит ее, почитайте: Евангелие от Луки, глава 15). Но удивительна она не только своей цитируемостью в живописи и литературе...
Особенность притчей Господа в том, что все они иносказательно повествуют о каждом человеке. Но рассказ о человеке, который оставил своего отца, познав цену жизни вне родного дома, вернулся с покаянием, о нас вдвойне.
На самом деле, все мы так или иначе оказывались на позиции младшего сына: когда были неправы, злились и обижались, а когда были правы (как старший сын), гордились и возмущались. И все мы оказывались на позиции отца: нас обижали, игнорировали, мы чувствовали себя ущемленными — и порывали общение с огорчившими нас. Все эти ситуации — тупиковые, в них нет развития для нашего духовного естества — для любви, а значит, нет и жизни. Господь показывает нам, как выйти из этого тупика — смириться и пойти навстречу другому. Примириться с собой, принеся покаяние, и примириться с другим, таким непохожим на тебя: слабым, как сын, или сильным, как отец. И через это примириться с Богом. Ведь если бы отец отказался принять сына, он сам оказался бы «блудным» перед Всевышним, потому что отдалил от Него свое сердце.
Великий пост: почему вечером поется псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне
Притча о блудном сыне — это притча о силе, которую человек может использовать или не использовать: силе принести покаяние и силе покаяние принять. Только сильный человек может стать слабым ради любви.
Есть такая поговорка о жизни человека — «Слишком молод, чтобы думать о Боге; слишком занят, чтобы думать о Боге; слишком стар, чтобы думать о Боге... Слишком поздно, чтобы думать о Боге!» Но она справедлива только отчасти: даже на смертном одре блудный сын может вернуться к своему Отцу, Отцу Небесному, нужно лишь проявить эту силу смирения.