15 августа 2021 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, в Елабуге на месте разрушенного храма Живоначальной Троицы впервые за более чем сто лет состоялось архиерейское богослужение. Божественную литургию возглавил епископ Елабужский Иннокентий.
Викарию Казанской епархии сослужили настоятель Троицкого прихода иерей Илия Кривов и благочинный Закамского округа протоиерей Андрей Дубровин. За воскресным богослужением пел приходской хор.
Вместе с прихожанами в храме молился заместитель генерального директора по научной работе Елабужского государственного музея-заповедника Александр Деготьков.
Проповедь по запричастном стихе произнёс настоятель прихода иерей Илия Кривов.
После отпуста Литургии епископ Иннокентий обратился к собравшимся с поучительным словом:
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с воскресным днём и днём памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Мы собрались на святом месте, где погребены наши земляки, новомученики и исповедники — пресвитер Павел со своими детьми, убиенными более ста лет назад в Елабуге и погребенными на этом Троицком кладбище. Впервые за более чем столетний перерыв здесь, на руинах храма, совершена архиерейская служба. Мы можем судить, что на этом месте стоял небольшой, но великолепный храм, с уникальной архитектурой для нашей Казанской земли. Это был чудесный храм.
Мы приходим на богослужение всегда в состоянии поиска. Поиск — это естественное состояние человека. Каждый может искать что-то своё, но все мы без исключения вольно или невольно объединены одним главным поиском — поиском Бога. Его мы ищем и находим порой в неожиданных для нас жизненных ситуациях.
Но подлинное счастье для человека — это обретение Бога. Если Бог стал для нас обретённым, если мы не мыслим жизнь без Его участия в нас, то мы стали подлинно счастливыми. И вся история христианского и дохристианского мира показывает, что подлинное счастье человека — пребывание с Богом.
Посмотрите евангельский пример блудного сына, ведь он тоже искал счастье. Он взял часть имения своего отца, положенное ему по наследству, пошел в далекую страну и там расточил, и когда стал жить в полной нищете и унижении, питаясь вместе со свиньями, понял, что он лишился самого главного — счастья быть со своим отцом, счастья быть с Отцом Небесным. Мы тоже подчас ощущаем это лишение только тогда, когда впадаем в тяжкие обстоятельства нашей жизни. Когда мы чувствуем, что Бога рядом с нами нет, когда мы чувствуем, что чего-то лишились и удалились. Согрешая, мы удаляемся от этого источника света, жизни, здоровья, счастья. Согрешая и удаляясь от Бога, мы теряем то подлинное человеческое счастье, быть частью мироздания, частью Промысла Божия.
Почему же сегодня мы говорим о счастье? Потому что в жизни и в церковной жизни есть множество примеров этого подлинного счастья. Посмотрите, блаженный Василий, Христа ради юродивый, ничего не имел, даже одежды, ходил нагим в лютые морозы. Имея дар пророчества, дар прорицания, он однако же для себя ничего в жизни не требовал. И даже от царских подарков отказывался. Так в чем же его счастье? А счастье в том, что он себя чувствовал идущим рука об руку с Богом. Он чувствовал и знал, что в его жизни присутствовал Христос. В этом было его подлинного счастье. Поэтому Церковь и называет его блаженным, что со славянского и переводится как счастливый. Человек идущий вместе с Богом — счастлив.
И время поста, который мы совершаем, пусть будет поиском счастья. Не нужно впадать в крайности. Найдите в себе возможность от чего-либо отказаться этим постом, но сделайте это ряди самовоспитания, ради своего счастья быть с Богом, таким образом вы исполните главную суть поста. Это нужно ради того, чтобы душа наша истощаясь, делалась тонкой и восприимчивой для восприятия Божественной истины.
Пусть Господь, молитвами Пречистой Девы Марии, которую мы особенно вспоминаем Успенским постом, пребывает со всеми нами. Пусть Господь пребывает с нами, что станет залогом подлинного счастья для каждого из нас.
В завершение викарный архиерей преподал прихожанам благословение.
Храм Живоначальной Троицы города Елабуги был построен на Троицком кладбище в 1832 году в виде двухэтажной ротонды, окружённой в нижнем ярусе колоннадой. В нижнем этаже церкви располагались два придела — Успения Божией Матери и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Верхний Троицкий придел был освящён в 1840 году. Под галереей были устроены сводчатые склепы. Предположительно в период с 17 по 22 сентября 1930 года храм был взорван, а кладбище предано разрушению и запустению.
В 2019 году был возрожден православный приход, его настоятель регулярно проводит богослужения под открытым небом. Над центральной частью уцелевшего фундамента храма был установлен шатёр, защищающий от осадков переносной престол и жертвенник, на котором совершается Божественная литургия.