В канун праздника Успения Богородицы митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Успенском храме в Дербышках

3283
Фото

27 августа 2020 года, в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Успенском храме города Казани (посёлок Дербышки).

Главе Татарстанской митрополии сослужили благочинный Высокогорского округа, настоятель Успенского храма протоиерей Алексий Краевский и клирик прихода иерей Николай Хусаинов. Песнопения вечернего богослужения исполнялись приходским смешанным хором под управлением регента Ольги Толстик.

Во время утрени из алтаря духовенством была вынесена Плащаница Божией Матери и положена посреди храма. Здесь она будет находиться до богослужения с чином Погребения Пресвятой Богородицы.

По окончании чтения первого часа глава митрополии поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником и обратился к верующим с проповедью.

«В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице» (тропарь праздника). Успение… Какая-то особенная таинственная печать лежит на этом празднике. Матерь Бога, рождённая от святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, человек в полном смысле этого слова. И хотя Ей было предначертано стать Богоматерью, Она исполнила закон, который Бог после падения определил человеку: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19).

Кажется, что день кончины — это несомненно день печали. А мы вдруг говорим, что Успение — это праздник. Как такое возможно? Царица Небесная получила в этот день особую благодать. Ещё при земной жизни Она имела особое благоволение Божие, Она приняла Духа Святого, как сказал Архангел Гавриил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1:35). В Её чреве — страшно подумать — воплотился Сам Сын Божий. Никакой богослов, философ, даже, осмелюсь говорить, никакой святой не может проникнуть в глубину этой тайны. Но это факт, который изменил отношения между человеком и Богом. И мы поём: «Дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает» (стихира на Успение).

Царица Небесная прошла эту дверь, Она вошла в дверь человеческой жизни естественным путём через рождение, и вышла из земного бытия чрез врата смерти. Это величайшая тайна. Сколько времени Она находилась на смертном ложе и как исходила к Тому, Кто является хозяином неба и земли, к Своему Сыну и Богу нашему? Уснула сном благодатным и оказалось в ином мире. Не зря повествуется, что Сам Господь, Её Божественный Сын, взял Её душу.

Но вот еще в чём тайна. Тело умершего человека тлеет, разлагается. Иное случилось с Богоматерью. Суждено всем человекам на Страшный суд восстать со своим телом. А как это будет? Царица Небесная ещё до Суда со Своим обоженным телом пребывает со Своим Сыном. Пришли апостолы, открыли гроб и, не увидев тело Её, поют как бы устами Богоматери: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое; и Ты, Сыне и Боже Мой, прими дух Мой» (светилен праздника). Конечно, принял душу и тело Её Сын. Она первая после Своего Божественного Сына взошла на небо, ибо Она уже «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

Поэтому день Успения Пресвятой Богородицы — не день печали, а наш праздник. Она пошла к Своему Сыну и Богу, Который может нас помиловать, простить, спасти, излечить. И уже нет в человечестве печали.

К сожалению, мы прибегаем в молитвах к Царице Небесной лишь с нашими печалями, скорбями, болезнями. Она принимает наши слезы, но Её сердце радуется тогда, когда мы исполняем заповеди и нормы, которые оставил Её Сын. Именно за нас Он пострадал. Но через Её сердце проходило оружие, когда Он висел на кресте и в предсмертные секунды говорил Богу Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). А Она думала о Сыне: «Боже Мой, Сын Мой! Зачем Ты Меня оставляешь, Твою Мать, сиротой на земле?»

Об этом мы должны думать. Наша любовь к Богоматери должна выражаться в молитвах к Ней, но больше в покаянии, в исправлении жизни по тем нормам, которые мы называем заповедями Божьими. И тогда сердце Матери Господней будет веселиться о Её заблудших чадах. «В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице»Храни вас всех Господь. С праздником!

В день праздника Успения Пресвятой Богородицы митрополит Феофан совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря.



Новости по теме

Митрополит Феофан: главное чудо я видел в Беслане
Публикации 1 сентября 2024
Митрополит Феофан: главное чудо я видел в Беслане

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в эфире программы «Точка опоры» на телеканале «Спас» рассказал, каким он запомнил день захвата школы в Беслане.

Митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы
Митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы

Вечером 28 августа митрополит Кирилл и митрополит Иосиф (Масленников) совершили утреню с чином погребения Пресвятой Богородицы в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре в Свияжске
В праздник Успения Пресвятой Богородицы митрополит Кирилл совершил Литургию в Успенском монастыре в Свияжске

28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и митрополит Иосиф (Масленников) совершили Литургию в Успенском соборе Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря.

В канун праздника Успения Божией Матери митрополит Кирилл и митрополит Анастасий совершили всенощное бдение в Казанско-Богородицком храме в посёлке Царицыно
В канун праздника Успения Божией Матери митрополит Кирилл и митрополит Анастасий совершили всенощное бдение в Казанско-Богородицком храме в посёлке Царицыно

Вечером 27 августа, в канун праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Кирилл и митрополит Анастасий совершили всенощное бдение в Казанско-Богородицком храме посёлка Царицыно города Казани.