
Седмица 29-я по Пятидесятнице. Рождественский сочельник
В этот день совершается память:
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262).
Преподобного Николая монаха (IX). Преподобномученика Иннокентия Беды (1928); священномученика Сергия Мечева пресвитера (1942).
По отпу́сте литургии клирики перед свещником с зажженной свечой поют тропарь и кондак праздника Рождества Христова.
Рождественский сочельник
Последний день Рождественского поста называется Нáвечерием Рождества Христова или Рождественским сочельником. Название дня происходит от слова «сочиво» — это варёная пшеница или рис с мёдом, называемая также коливом или кутьёй. Вкушение сочива связано с традицией особо строгого поста в этот день — не ранее «первой звезды», в воспоминание о явлении звезды на Востоке (Мф. 2:2), возвестившей о долгожданном Рождении Христа. Символом этой звезды является свеча, которую после Литургии, соединённой с вечерней, выносят в центр храма и перед которой духовенство и хор поют тропарь Рождеству Христову. Ещё одна особенность сочельника — чтение Царских (великих) часов; это один из трёх дней в году, когда совершаются Царские часы. Они включают чтение ветхозаветных паремий, тематически связанных с праздником, чтение Апостола и Евангелия. В Рождественский сочельник служится Литургия святителя Василия Великого, если только сочельник не попадает на субботу или воскресенье.
Мученица Евгения
Мученица Евгения происходила из знатной семьи, получила прекрасное образование и отличалась добрым нравом и красотой. Её отец Филипп был правителем Египта. Обратившись к вере через чтение посланий святого апостола Павла, она всей душой устремилась к христианству и тайно от родителей, переодевшись в мужскую одежду, удалилась в монастырь, где подвизалась в образе инока Евгения. За проповедь христианства и безбрачия мученица была схвачена гонителями. Святую Евгению насильно привели в храм Дианы, но, когда она вошла, капище разрушилось. Тогда мученица была брошена в глубокий ров, где её в течение десяти дней морили голодом. Во рве ей явился Господь Иисус Христос и возвестил, что она войдёт в Царство Небесное в день Рождества Христова. Когда в 262 году наступил этот праздник, святую усекли мечом.
Священномученик Сергий Мечев
Протоиерей Сергий Мечёв родился 17 сентября 1892 года в семье известного московского священника Алексия Мечёва. Отец не оказывал давления на сына и дал ему получить светское образование. Принять священство Сергий решил после беседы с оптинским старцем Анатолием. Тогда шла Гражданская война, была разруха, что побуждало страдающих людей, в том числе и ранее равнодушных к вере, искать помощи у Бога. В храм Святителя Николая в Кленниках на Маросейке (там служил и отец батюшки), к священнику Сергию, сохранившему верность Патриарху Тихону, тянулся народ, не принявший обновленчества. Отец Сергий говорил, что надо не «обновлять» Церковь, а идти к ней, становиться ее членами через покаяние и святое Причащение для «обновления в себе образа Божия». Сама же Церковь, говорил он, в существе своем свята и непорочна и не нуждается в искусственном оживлении. «Христианство не учение, а жизнь», — часто повторял он. Его арестовали 7 июля 1941 года и после четырех месяцев допросов и пыток расстреляли.
Евангелие дня
Какая может быть польза от того, что всё идёт не по плану? Что в моей жизни случаются непредвиденные события? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 2.
01 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
02 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
03 И пошли все записываться, каждый в свой город.
04 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
05 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
06 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
07 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
08 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
09 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
Пастухи, о которых рассказывается в только что прозвучавшем отрывке, занимались тем, чем занимались изо дня в день. Они охраняли своё стадо от хищников. Для них это было совершенно обычное дело. Ничего из ряда вон выходящего. Рутинные обязанности. Одним словом, простые люди в совершенно простой ситуации. Никакого пафоса, никаких церемоний. Жизнь деревенского пастуха, такая, какая она есть.
И вот в эту обыденность врывается нечто сверхъестественное. Если мы думаем, что древним людям Бог или Его ангелы являлись чаще, чем нам, мы глубоко заблуждаемся. Несмотря на то, что это Святая Земля, это богоизбранный народ, подобные явления были так же редки, как и сегодня. А потому можно только догадываться, какой шок испытали пастухи. Евангелист говорит, что они испугались, когда их осияла слава Господня. Страх — это форма сопротивления. В том числе всему непривычному. И это понятно. Жизнь текла себе, текла, а тут вдруг всё с ног на голову.
О том, что сопротивление остаётся в пастухах и после ухода ангела, дают понять и косвенные признаки, о которых упоминает текст. Евангелист не говорит, что после явления вестника Божия они встали и пошли в Вифлеем. Говорится, что «пастухи́ сказа́ли друг дру́гу: пойдём в Вифлее́м и посмо́трим, что там случи́лось». В этом выражении ощущается сомнение. Они будто советуются друг с другом. Взвешивают «за» и «против», обсуждают произошедшее. И словно преодолевая некое внутреннее сопротивление, принимают решение пойти и выяснить, что, да как.
Как это похоже на нас. Пастухи, как и всякий иудей, ждали пришествия Мессии. И мы точно так же чаем пришествия Бога в нашу жизнь. Ради этого мы исполняем евангельские заповеди. Ради этого мы участвуем в церковных таинствах. Но так же, как и пастухи, мы погружены в будни, в житейские заботы, в свои планы. И если что-то нарушает наш график, мы очень этому сопротивляемся. Это сопротивление может проявлять себя как гнев, злость, раздражение. А может и как уныние, саможаление, сетования.
Евангелие сегодня в очередной раз напоминает одну простую истину. Нередко, когда события складываются не так, как мы того ожидаем, это вполне может быть делом рук Бога. Ведь мы сами Его зовём и трудимся ради этого. И Он в ответ пытается привлечь наше внимание к Себе. Он хочет направить нашу личную историю по новой траектории. А потому Его явление может произойти в самое неподходящее с нашей точки зрения время и в самом неподходящем месте. Всё, что от нас требуется, не отказываться от этого приглашения категорически. Не сопротивляться ему. Но вспомнить, что мы ждём Христа. А потому, препоручив себя Богу, с доверием Ему откликнуться на этот призыв. И подобно пастухам, которые понудили себя, оставили свои стада, встали и пошли в Вифлеем, где нашли Спасителя, так и мы, принимая с благодарностью и доверием всё, что с нами происходит, позволяем Богу родиться в нашей душе.
священник Дмитрий Барицкий
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
В основе всякого движения навстречу Богу лежит обращение к Нему. Начиная с ветхозаветных времен Господь устами Своих пророков непрестанно зовет людей обратиться к Нему. Этот Божий призыв звучит на протяжении всей человеческой истории. Но что значит обратиться к Богу? — Прежде всего это означает признание человеком того факта, что Бог есть, что Он существует, что Его присутствие в нашей жизни чрезвычайно важно. Но признать умом реальность Божиего бытия недостаточно. Подлинное обращение совершается тогда, когда мы не только уверены в существовании Бога, но и оказываемся готовыми соотнести с этим фактом свое духовное состояние, когда, беспристрастно исследовав тайники своего сердца, пытаемся честно ответить на вопрос, что́ мы действительно из себя представляем, каково реальное состояние нашей души.
Составление кондака Рождеству Христову
Святой Роман Сладкопевец (V — начало VI века) был пономарём при Константинопольском Софийском Соборе. Своей подвижнической жизнью он заслужил любовь Патриарха Евфимия. Это возбудило зависть в сослуживцахклириках, вынудивших его, не умеющего петь, в навечерие Рождества Христова петь в присутствии императора и множества народа. Посрамлённый и осыпанный насмешками Роман в горьких слезах излил свою скорбь перед иконой Богородицы. Ночью во сне ему явилась Пречистая, подала свиток (контакион) и повелела съесть. «Исполнив сие, — говорит о святом Романе святой Марк Ефесский, — он немедленно встал; это было в день Рождества; взошёл на амвон и начал петь: “Дева днесь”. Все пришли в умиление, и сами клирики пали перед ним и просили прощения. После того он составлял и другие кондаки; ибо от оного свитка песни сии и называются кондаками. Он же составил и икосы; они вместе с кондаками петы были в первый раз в тех прекрасных храминах (икос), где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении».
Сочельник: можно ли ничего не есть весь день?
Традиция воздержания от еды в течение всего дня или даже нескольких дней существовала еще в Ветхом Завете. Такой пост мог налагаться на весь израильский народ накануне важных событий, перед военными сражениями или в связи с какими-то бедствиями. Именно так постился Моисей на горе Синай.
В богослужебном круге Православной Церкви тоже есть дни, когда верующие могут воздерживаться от пищи в течение всего дня. Это Страстная пятница, Воздвижение Креста Господня, Рождественский сочельник, Крещенский сочельник. В Греции существует традиция ничего не есть в течение первых трех дней Великого поста, то есть до первой Преждеосвященной литургии. И многие верующие придерживаются этого правила.
Однако для большинства людей такое воздержание непосильно, поэтому Церковь никогда не принимала эту благочестивую традицию как норму, обязательную для всех верующих. В Православной Церкви упор делается на качестве поста, а не на его количестве. Воздержание в пище — важный элемент поста, но не единственный. Отношение к посту в Православии комплексное, целостное и включает в себя не только отказ от скоромных продуктов, но и от злых дел, злых помыслов. Тем не менее, если кто-то имеет в себе силы и желание отказаться от пищи на весь день, это можно делать по благословению духовника.
Архимандрит Кирилл (ГОВОРУН),
кандидат богословия, доктор философии
Молитвословия
Тропарь преподобномученицы Евгении Римской
глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Евгения/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию пожершуюся Тебе./ Той молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Кондак преподобномученицы Евгении Римской
глас 2
Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь,/ в рабий образе от Девы нам соединися,/ Иже тя в лик дев свещеносиц вчини/ и с мученики сочета, Евгение,/ яко воистинну благородия Божественныя славы венец улучи.
Тропарь предпразднства Рождества Христова
глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова,/ в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Кондак предпразднства Рождества Христова
глас 3
Дева днесь превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися// Отроча Младо, Превечнаго Бога.