5 октября. Память пророка Ионы

5526
Фото

Седмица 15-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Пророка Ионы (VIII в. до Р. Х.). Священномученика Фоки, епископа Синопийского (117). Преподобного Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертáнных. Блаженной Параскевы Дивеевской (1915).

Преподобного Ионы Яшезерского (после 1592). Преподобного Макария Жабынского, Белевского, чудотворца (XVII). Собор Тульских святых. Мученика Фоки вертоградаря (ок. 320). Праведного Петра, бывшего мытаря (VI). Священномученика Феодосия Бразского (1694) (Румын.).

Священномученика Вениамина, епископа Романовского (1932).

Пророк Иона

Пророк Иона упомянут в Четвёртой книге Царств (14:25) при описании правления нечестивого царя Иеровоама II. То есть Иона жил в Израильском царстве в начале VIII века до Рождества Христова, когда Междуречье, Сирия и Палестина были под властью Ассирийской империи. Именно с этой империей связана история из жизни пророка. Книга Ионы рассказывает, что Господь послал его в один из городов Ассирии — Ниневию — возвес тить скорую гибель города за злодеяния его жителей. Иона хотел бежать от Божиего поручения на корабле, но во время разыгравшейся из-за него бури был выброшен за борт и проглочен большой рыбой, во чреве которой находился трое суток. После покаянной молитвы пророка Господь повелел рыбе извергнуть беглеца, после чего Иона всё же пошёл в Ниневию и исполнил Божие поручение.

Священномученик Фока, епископ Синопийский

Священномученик Фока, епископ Синопа, города на южном берегу Чёрного моря, пострадал при римском императоре Траяне. Святой был извещён Господом о предстоящем подвиге особым видением: голубь возложил на его главу венок из цветов и проговорил человеческим голосом: «Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает её выпить». Местный правитель Африкан долго принуждал мученика принести жертву идолам, но святой Фока предпочёл самого себя принести в жертву истинному Богу. Мучители положили его на раскалённый лист железа, но железо тотчас остыло, ибо сердце святителя горело любовью к Богу и духовный огонь победил силу огня чувственного. После многих и различных мучений, которые святой Фока перенёс с упованием на Бога, его бросили в разожжённую баню, где мученик, молясь, предал дух свой в руки Божии.

Блаженная Параскева Дивеевская

Блаженная Параскева Дивеевская (в миру Ирина) родилась в 1795 году в селе Никольское Тамбовской губернии. Была крепостной крестьянкой. В 17 лет ее насильно выдали замуж. С мужем жила в любви и согласии, родные супруга любили девушку за кротость и трудолюбие. Овдовев, наотрез отказалась выходить замуж снова. Однажды у господ пропали холсты, и показали на Ирину. Ее истязали, но она твердила, что невиновна. Холсты позже нашли, Ирину оправдали, но она ушла от господ в Киев на богомолье, где приняла тайный постриг с именем Параскева и получила благословение на юродство. В Саровском лесу жила около 30 лет в вырытой ею пещере. Ходила в Саров, в Дивеево, много работала на саровской мельнице для монахов. «Я давно тебя поджидаю, — сказала она священномученику Серафиму (Чичагову).  — Преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». Так началось написание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Скончалась в возрасте 120 лет.

Евангелие дня

Кажется, что зло и грех несовместимы с религиозной жизнью. Нельзя же быть злым и верующим одновременно. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения.

Глава 4.

31И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

32И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

33Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:

34оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

35Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги,вышел из него, нимало не повредив ему.

36И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Кому из верующих людей не приходилось слышать критику в адрес людей церковных? Думаю, приходилось всем. Впрочем, начало этой критике было положено ещё апостолом Павлом, который с удивлением заметил, что христиане Коринфа спокойно терпели рядом с собой человека, живущего в качестве мужа со своей собственной мачехой. Апостола возмутил не только сам поступок, который, по его мнению, был ненормален даже для язычника, но и молчание его собратьев по вере, которые продолжали считать его христианином. Для Павла было очевидно, что сознательный греховный поступок, в котором человек добровольно нарушает заповедь Божию, с христианством несовместим, и он был уверен, что такому человеку не место в Церкви. В то же время, обращаясь к его посланиям, к святоотеческой и современной духовной литературе, мы видим советы о том, как победить гордость, приобрести терпение, научиться прощать и о многом другом. Но как же так? Разве гордость, отсутствие терпения или обидчивость — не грехи? Разве место всем ленивым, осуждающим и гневливым в Церкви? Не должны ли они, как и тот коринфский грешник, быть изгнаны из церковного собрания? Ответ однозначный: нет. Потому что есть грехи, которые человек совершает сознательно и добровольно, и должен нести за них ответственность, а есть грехи, с которыми он сам борется, стараясь стать лучше. Он не соглашается с тем, чтобы они господствовали в его жизни, хотя и оказывается бессилен их окончательно искоренить. В Церковь мы как раз и приходим для того, чтобы вместе с Богом исправиться и жить праведно.

В отрывке из Евангелия от Луки, который мы услышали сегодня, есть примечательная деталь. Христос исцеляет бесноватого в синагоге. Перед Спасителем был не просто слепой, согнутый параличом, или однорукий, но человек, одержимый бесом. Однако, даже будучи одержимым, он шёл в синагогу, чтобы помолиться с братьями по вере, почитать Писание и послушать наставление. Этот человек не был до конца хозяином самому себе, но насколько мог — старался вести религиозную жизнь. Если в его жизни и бывали плохие поступки, которые были спровоцированы пленившими его лукавыми духами, он отвечал за них лишь в той мере, в которой внутренне был с ними согласен. Но в ту меру, в которую он с ними боролся, он был соработником Богу, как бывает всякий человек, который борется со страстями, даже если не может их одолеть.

Христос проповедует, а бесноватый слушает. Он не обращается ко Христу сам, за него этого не делает никто другой. Даже Сам Спаситель не обращается к бесноватому или бесам с какой-то речью. Ощущение такое, что бесы видят, какое влияние оказывает на пленённого ими человека, проповедь Христа и умоляют оставить их в покое. Однако Христос изгоняет их, освобождая бесноватого из их плена. Как поразительно отличается это чудо от бесед Христа с озлобленными книжниками и фарисеями. Они злятся сознательно и переубедить их практически невозможно.

В чём же благая весть сегодняшнего отрывка? Если мы приходим в Церковь и искренне боремся со своими немощами, Христос не оставит нас без помощи и утешения.

священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Книга пророка Ионы в богослужении

Хотя в Книге пророка Ионы не говорится о богоизбранном народе и нет мессианских пророчеств, она оказалась очень важной для церковной традиции. Эта книга читается полностью в качестве паремии на вечерне Великой Субботы. Покаянная молитва Ионы стала шестой библейской песней канона на утрене. Такое внимание связано с тем, что трёхдневное пребывание пророка во чреве рыбы — одно из редких ветхозаветных указаний на Воскресение Христа на третий день (ещё есть пророчество Осии 6:1—2). Причём Сам Господь истолковал «знамение Ионы пророка» как прообраз Своего трёхдневного пребывания во гробе (Мф. 13:40). Этот прообраз многократно упоминается в богослужебных текстах, особенно в ирмосе 6-й песни канона. В ходе развития толкования данного прообраза, наряду с Воскресением, здесь стали видеть указание и на Рождество Христово, и даже на Распятие. Кроме прообразовательного толкования, пребывание пророка «во чреве китове» стало применяться и к каждому человеку, близкому к гибели и просящему Бога о спасении.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для человека, живущего верой и имеющего религиозный опыт, то есть опыт общения с Богом, история — это не нагромождение случайных событий и фактов. Верующий человек знает, что во взаимодействии причин и следствий, в некоем сокрытом смысле событий обнаруживается Божие присутствие в истории. Это присутствие не ограничивает свободы, которую Бог вложил в природу человека. Люди — не слепые исполнители Божией воли, они способны поступать как в согласии с ней, так и вопреки этой воле. Апостол Павел предупреждает нас, говоря: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Гал. 5, 13). Божие присутствие обнаруживается в последствиях наших поступков. Все то, что мы совершаем против воли Божией, оборачивается невзгодами, скорбями, неустройством и распадом.

Девятая заповедь Нового Завета: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Продолжением 8-й заповеди, где говорится о притеснении за Правду Божию и христианскую жизнь, является последняя заповедь блаженств, где сказано о гонениях за веру. Обе эти заповеди можно проиллюстрировать словами Спасителя: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10:32-33).

Высшее проявление любви к Богу — готовность терпеть гонения, лишения, страдания, отдать свою жизнь за Христа, за веру в Него. Каждый христианин должен быть готов к подвигу исповедничества и мученичества. Рассказывают случай про то, как автобус с паломниками в арабской стране остановили вооружённые люди. Они заставили всех выйти и объявили, что любой может вернуться в автобус, если снимет нательный крест и оставит его на земле; остальные будут расстреляны... Как бы мы себя повели в данной ситуации?

Гонениями за веру будет сопровождаться и кончина нашего мира, когда к власти придет антихрист, который будет преследовать христиан.

Святые отцы — свидетели истины

Важный признак, по которому мы узнаем истинную Церковь, — это преемство веры. В I, II, III, IV....XX, XXI веках Церковь исповедует одну и ту же веру. Как поём мы в Праздник Торжества Православия, «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».

Но как мы можем убедиться в этой неизменности и с чем нам сверять наш собственный курс, чтобы не уклониться ни направо, ни налево? Одними из важнейших свидетелей веры выступают святые отцы, обращаясь к трудам которых мы узнаем веру Церкви, какой она была (и остается) всё это время.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 4

От мирскаго жития изшед / в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси, / в нейже добре подвизався, душу твою добродетельми превысокими обогатил еси, / и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору, / емуже и обитель возградил еси, / таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився, ко Господу преставился еси, / Иже даром чудес тя обогати. / Егоже ныне моли, / да спасет верою и любовию почитающих святую память твою.

Кондак преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца

глас 8

Житие чистое, терпение, кротость и любовь нелицемерну,/ воздержание совершенное,/ умиление Божественное,/ веру же и надежду истинну и милосердие стяжав,/ равноангельно, Макарие, на земли пожил еси/ и на Небеси Богови с лики Безплотных предстоиши./ С ними же, святе, молися/ мир Российстей Церкви даровати/ и душам нашим велию милость.

Молитва преподобному Макарию Жабынскому

О священная главо! Великий чудотворче, преподобне отче наш Макарие, преблаженне и преславне, Духа Святаго исполненне! Постников похвало, монашествующих славо, пустыни Жабынския возградителю и украсителю, теплый о нас, грешных, молитвенниче! Ныне со ангельскими воинствы предстояй у Престола всех Царя славы, Господа, и наслаждаяйся света Единосущныя Троицы, и с Гор­ними силами воспеваяй Трисвятую песнь, яко дерзновение имеяй, молися Всемилостивому Владыце спасти вся верующия во имя Его, испроси мир и тишину Святым Церквам низпослати, вере православней укрепление, противныя языки, брани хотящия, видимых и невидимыя враги низложити, грады, веси и обители наши утвердити, мир весь умирити. Моли Милостиваго Бога, да твоим благоприятным ходатай­ст­вом вся православныя христианы избавит Он от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, от нашествия иноплемен­ник и междоусоб­ныя брани, старыя да подкрепит, юныя да наставит, немудрых умуд­рит, болящия исцелит, плененныя и юзники свободит, сирот засту­пит, мла­денцы воспитает и вся люди сохранит от бед и напастей, и от напа­дения вражия, и смертоносныя язвы, внезапныя смерти и от всякаго зла. Днесь же с верою приходящих рабов твоих, со стра­хом и любовию припадающих к честным мощем твоим и образ подобия твоего любезно целующих, яко теплый нам заступниче, сохрани, в скорбных обстояниих наших предстани, душевных и телесных страс­тей свободи, в день Страшнаго суда шуияго стояния избави и с дес­ными овцами молитвами твоими стати сподоби и слышати блаженный оный глас Владыки, Христа Бога нашего: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь священномученика Фоки

глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник aпостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход,/ сего ради слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Фоко,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак священномученика Фоки

глас 6

Яко архиерей принося, отче, жертвы,/ на конец себе принесл еси жертву живую,/ свидетельствовав законно о Христе Бозе,/ от Ангел укрепляем/ и смерть изволяя,/ сый с вопиющими тебе:// прииди, Фоко, с нами, и никтоже на ны.

Новости по теме

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?

Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 24 января 2017 года

На днях миллионы православных верующих поздравляли друг друга с одним из самых почитаемых церковных праздников – Крещением Господним.

Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года Программа «Православный календарь» от 10 января 2017 года

7 января православные верующие отметили праздник Рождества Христова. Ночью прошли праздничные богослужения во всех храмах Альметьевского района, а в некоторых праздник встретили впервые.

Священномученик Фока, епископ Синопийский (117 г.)
Жития святых 5 октября 2016
Священномученик Фока, епископ Синопийский (117 г.)

Родился в г. Синопе. С юных лет он сподобился такой благодати Святого Духа, что исцелял недуги и изгонял бесов из людей. За свою добродетельную жизнь он был поставлен епископом в родном городе.