7 августа. Память преподобного Макария Желтоводского, Унженского

5830
Фото

Седмица 7-я по Пятидесятнице

В этот день совершается память:

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Святых жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Священномученика Николая Удинцева пресвитера (1918); священномученика Александра Сахарова пресвитера (1927); святой Ираиды Тиховой исповедницы (1967).

Преподобный Макарий Желтоводский некоторое время пребывал в плену в Казани (1439). Будучи отпущен на волю Казанским ханом Улу-Мухаммедом, по преданию, предсказал возникновение в будущем иноческой обители возле впадения р. Свияги в Волгу (ныне — Вознесенский Макарьевский монастырь Казанской епархии).

Престольные праздники

Вознесенский Макарьевский мужской монастырь (К)

Тюремная молитвенная комната при СИЗО-2 в недействующем храме прп. Макария Желтоводского в Адмиралтейской слободе г. Казани (К)

Храм прп. Макария Желтоводского с. Ильбухтино Тукаевского района (К)

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Благословенная Анна была дочерью священника Матфана из колена Левиина, рода Ааронова. По преданию, она скончалась мирно в Иерусалиме в возрасте 79 лет. При святом благоверном царе Иустиниане (527—565 гг.) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685—695 гг.; 705—711 гг.) обновил ее храм, в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.

Преподобного Макария Желтоводского, Унженского

Уроженец Нижнего Новгорода и современник Сергия Радонежского, Макарий прославился просвещением приволжских народов — марийцев, чувашей, татар. В 12 лет он тайно ушел от родителей и принял постриг. Повзрослев, Макарий, как в то время многие искатели Царства Божия, ушел из обители в поисках безмолвия и поселился на Волге, в пещере, вблизи озера Желтые Воды. Твердое воздержание и терпение привлекли к святому других пустынников, и он основал монастырь во имя Святой Троицы. Он обратил многих язычников и мусульман. Казанские татары разорили обитель, пленили святого и его братию. Но хан был так поражен благочестием старца, что отпустил его и с ним до 400 христиан, лишь взял с Макария слово покинуть озеро. Святой ушел с братией в галичскую землю, где основал новую обитель и почил в глубокой старости.

V Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор был созван святым императором Юстинианом в 553 году и заседал с 4 мая по 2 июня в Константинополе. За 10 лет до созыва собора святой Юстиниан издал эдикт в виде трактата из трёх глав, осуждающий епископа Феодора Мопсуестийского и его творения, а также труды епископов Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Причиной осуждения сочинений давно скончавшихся архиереев были их несторианские взгляды. Предыдущий Вселенский Собор 451 года, осудивший монофизитскую и несторианскую ереси, не рассматривал сочинения указанных лиц, что давало повод монофизитам обвинять православных в несторианстве. Эдикт императора о «Трёх Главах» неоднозначно был воспринят епископатом, так как этим указом был осуждён уже скончавшийся архиерей, поэтому возникла необходимость в созыве Вселенского Собора.

Евангелие дня

Чего Бог ожидает от человека? В чём суть религиозной жизни? Кто может называться истинно верующим? Отрывок из 14 и 15-й глав Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на эти вопросы.

Глава 14.

35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Глава 15.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Книжники и фарисеи в своей духовной жизни ставили на первое место исполнение закона Моисеева, который содержится в самой древней и наиболее авторитетной части Священного Писания. На протяжении истории этот правила обрастали многочисленными комментариями, которые объясняли, как исполнять древний закон в современных условиях. Большинство этих толкований были устными и передавались от учителя к ученику. Все их в совокупности Христос и называет «преданиями старцев». Огромная часть этих преданий была посвящена тому, как сохранить себя от телесного осквернения. Всё, что окружало правоверного иудея делилось на чистое и нечистое. Так, например, нечистыми считались кровоточащий человек, мёртвое тело, язычник, определённые виды животных, насекомых и многое другое. Если иудей даже неосознанно контактировал с этими предметами, он также становился нечистым. Для верующих это было очень серьезным препятствием для участия в молитве и богослужении. Ведь Бог свят, и рядом с Ним не должно быть никакой скверны. Поэтому тот, кто прикасался к осквернённому объекту, был обязан соблюдать карантин. После определённого периода изоляции, человек был обязан совершить ритуальные омовения и лишь тогда он мог вернуться в общество. В Евангелии мы видим, как Христос регулярно пренебрегает этими законами. Он входит в контакт с язычниками, прикасается к мёртвым, позволяет прикоснуться к Себе прокажённым и кровоточащим. Его ученики, да и Он Сам, едят, не совершив омовения. Поэтому книжники и фарисеи постоянно упрекают Спасителя в нарушении норм благочестия.

В ответ Господь упрекает иудеев в том, что, скрупулёзно соблюдая ритуальные обряды, они пренебрегают самыми близкими людьми, отцом и матерью. Ту часть своего имущества, которую можно было бы отдать родителям, чтобы почтить их старость, они завещают храму. В этом было огромное лукавство. Ведь в казну это имущество уйдёт лишь после смерти человека. До этого момента он будет его временным хранителем. Но и другие теперь не имеют право претендовать на это имущество. И всегда есть повод отказать своим близким в материальной поддержке. Сказать: это не моё, это принадлежит Церкви. Я всего лишь смиренный хранитель. Я бы с радостью вам помог, но, простите, не могу, таков закон. Указывая на эту хитрость, Господь говорит: что толку от вашего благочестия, если вы не исполняете главного, чего ожидает от вас Бог? Если вы так скверно обращаетесь с теми, кто вас окружает?

Задумаемся над этой ситуацией. Ведь нередко мы страшно переживаем, если, например, не удаётся вычитать все положенные молитвы к Причастию, если оскоромились в постный день, если ушли раньше с богослужения. Однако при этом спокойно судимся со своими родными. Годами носим обиды на близких. Наше сердце наполнено претензиями к окружающим. И при этом мы думаем: почему же нет Бога в моей жизни. Ведь причащаюсь, исповедуюсь и даже духовник есть. Господь сегодня чётко указывает на причину. Пока камень тяжбы с ближними будет лежать на душе, никакое соблюдение ритуальных предписаний не поможет. И если мы хотим что-то изменить, придётся самому делать шаги к примирению. Это неприятно. И наше больное самолюбие сразу приведёт сотни убедительных аргументов, почему не стоит этого делать. Однако лишь в результате этой внутренней работы мы сможем впустить в душу божественную благодать и наше участие в ритуальной жизни Церкви обретёт новый и глубокий смысл.

священник Дмитрий Барицкий / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Хорошо известны слова: Кто хочет идти за Мной, отрекись от себя и возьми крест свой и следуй за Мной (ср.: Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на эту тему Евангелия, говорит следующее: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие». К внутренней, духовной силе и к внутренней свободе призывает нас Крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе.

Действенность Таинств и богослужений не зависит от личной святости священнослужителя

Священнослужитель — лишь проводник благодати, а её источник — Бог: он передаёт не людское Богу, а Божие людям.

Есть такая метафора: священник — это официант между пришедшим в кафе человеком и поваром, который будет его кормить. Официант — это такое звено, от которого не зависит состав и качество пищи. Но от него зависит, придет человек сюда ещё раз или нет (от повара это зависит само собой!).

Священный сан не даёт гарантии святости, поэтому, чтобы не соблазняться нужно чётко разделять божественное и человеческое в Церкви. Даже среди двенадцати Апостолов Христовых был Иуда-предатель.

Донатисты считали, что действительны и действенны только те Таинства, которые совершаются праведными священнослужителями. Ересь осуждена собором 314 г.

Молитвословия

Тропарь преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 5

Днесь град твой Галич тобою хвалится,/ в концех бо его пресветло,/ яко велие солнце, возсиял еси/ и чудесы твоими, преподобне Макарие, вся озарил еси./ И ныне молися Господеви/ избавитися душам нашим от прелести вражия/ и спастися граду твоему от поганскаго наития.

Кондак преподобного Макария Желтоводского, Унженского

глас 2

Вторый Моисей явился еси, преподобне:/ он бо жезлом море раздели,/ ты же страсти, яко Амалика, победил еси/ и непроходную пустыню немятежным умом прошел еси,/ в нейже молитвами твоими велие чудо сотворил еси:/ гладныя люди до изобилия прекормил еси./ И ныне молися Господеви/ подати всем печальным утешение,/ Макарие, отче приснопамятне,/ иже Галичестей стране и всей Российстей земли/ похвала и утверждение.

Молитва преподобному Макарию Желтоводскому

О преподобне и богоносне отче наш Макарие! Веруем, яко ты, предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, велие имаши дерзновение в молитвах ко Всемилостивому Господу Богу, Иже всегда послушает тебе, вернаго раба и угодника Своего. Сего ради с умилением смиренно припадаем к тебе, святче Божий, не премолчи о нас молитися ко Господу Богу, в Троице покланяемому и славимому, да милостиво призрев на ны, не попустит нам погибнути во гресех наших, но да возставит нас падших, да подаст исправление злому и окаянному нашему житию, от грядущих грехопадений восхищая, и да просит нам вся, елика сами собою или чрез других кого согрешихом мыслию, словом и делом, от рождения до сего часа. Ты подвижниче добродетелей, отче наш Макарие, веси немощь естества нашего и тяжесть и скорбь времен настоящих, моли убо выну Господа Бога, да николиже нас оставляет Его неизреченное милосердие, но да хранит нас от мирских искушений, от диавольских сетей и от плотских похотей, да приимем от Господа Бога тобою и вся потребная к жизни временней, освобождение от бед и напастей, а среди их неослабное терпение до конца. Испроси нам у Господа Бога в мире и покаянии скончати живот наш и невозбранно преити от земли на небо, мытарств ты же и бесов воздушных и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго, с тобою и со всеми святыми, угодившими Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Анны

глас 4

Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь,/ богомудрая Анно./ Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище,/ в славе радующися, ныне преставилася еси,/ чтущим тя любовию/ прегрешений просящи очищение,// присноблаженная.

Кондак праведной Анны

глас 2

Прародителей Христовых память празднуем,/ тех верно просяще помощи,/ избавитися всем от всякия скорби, зовущим:// Бог наш с нами, сих прославлей, якоже благоволи.

Новости по теме

Престольный праздник отметил Макарьевский храм в селе Ильбухтино Престольный праздник отметил Макарьевский храм в селе Ильбухтино

7 августа, в день памяти преподобного Макария Желтоводского, в селе Ильбухтино Тукаевского района РТ совершили праздничную службу в храме, носящем имя этого святого.

Митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Вознесенском Макарьевском монастыре
Митрополит Кирилл возглавил престольные торжества в Вознесенском Макарьевском монастыре

7 августа, в день памяти преподобного Макария Желтоводского, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил Божественную литургию в Вознесенском Макарьевском мужском монастыре.

Макарьевский храм в селе Ильбухтино отметил престольный праздник Макарьевский храм в селе Ильбухтино отметил престольный праздник

7 августа, в день памяти преподобного Макария Желтоводского престольный праздник отметил одноимённый храм в селе Ильбухтино (Тукаевский район РТ). В этот день в старинной церкви состоялось соборное богослужение.

В Макарьевском монастыре почтили память небесного покровителя обители В Макарьевском монастыре почтили память небесного покровителя обители

7 августа 2023 года, в день памяти преподобного Макария Желтоводского, Унженского (1444) , праздничные богослужения прошли в Вознесенской Макарьевской пустыни (Верхнеуслонский район Татарстана). Молебен с акафистом преподобному Макарию и