
Седмица 5-я по Пасхе
В этот день совершается память:
Святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского (1226). Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мученика Исихия Антиохийского (IV). Преподобного Исидоры юродивой (IV). Блаженной Таисии (V).
Апостол Симон Зилот
Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, сын Иосифа Обручника, супруга Пресвятой Богородицы, был по плоти братом Господа и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование Зилота, то есть ревнителя. Святой апостол проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. В XIX веке на месте подвигов святого апостола сооружен Новоафонский монастырь.
Священное Писание
Ускорить или отсрочить свою смерть человек способен, но вот избежать её не может. Она всё равно каждому из нас предстоит. И если смерть неотвратима, у него возникает только один вопрос, может ли он вообще на что-то надеяться? Ответ на него звучит в отрывке из 10-й главы Евангелия от Иоанна, который читается сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 10.
17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.
18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
19От этих слов опять произошла между Иудеями распря.
20Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?
21Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?
22Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.
23И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.
24Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
25Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.
26Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.
27Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Однажды молодой человек, пришедший в храм помолиться, услышал, как мы с прихожанами обсуждали слова апостола Павла, в которых смерть была названа последним врагом. «Если смерть — это единственное, в чём мы все совершенно уверены и не сомневаемся, зачем видеть в ней трагедию, зачем всё так драматизировать?» — спросил пришедший. И формально он совершенно прав. В качестве беды и трагедии можно воспринимать произошедшее неожиданно, нечто, чего не должно было быть. Конечно, такие смерти случаются, но так или иначе человек умирал всю свою историю и, размышляя даже о трагичной смерти, мы в итоге признаём, что перед нами путь всей земли и рано или поздно всем придётся по нему пойти. А если это так, не лучше ли с ней согласиться и воспринять как естественную часть жизни. Наверное, для людей неверующих это единственный выход. В свою очередь христиане воспринимают смерть как последнего врага и не признают её нормальным явлением это мира, потому что Бог смерти не сотворил. Более того, во Христе Он приходит для того, чтобы смерть победить. Но как мы посмотрели бы на человека, который заявил о том, что может победить смерть? Как на безумца, если не хуже. Иудеи, как мы слышим, на подобные слова ответили Христу, что Он бесноватый. Так или иначе, сложно говорить об адекватности человека, который говорит о своей победе над смертью. Однако из слов Христа совершенно очевидно, что Он говорит не только как человек.
Бог любит всех по-своему, мир как свое творение, человека как свой образ, живой и материальный. И, конечно же, хотя наши слова ограничены, мы можем говорить о любви внутри Троицы. Сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна начинается со слов Иисуса о том, что Отец Его любит. Но какова же эта любовь? Какова её природа? Это не любовь к творению, потому что творение вести себя так не может. Христос говорит: потому любит меня отец, что «Я отдаю свою жизнь, чтобы потом принять её». Может ли так сказать человек? Конечно же, нет. Он может быть воскрешён, но не может воскреснуть сам. И это иносказательное, через разговор о смерти, но при этом совершенно явное указание Иисуса на Его Божественное достоинство. Отец любит Его, как Своего Сына.
Иудеи не смогли воспринять таких рассуждений. До воскресения Спасителя они действительно звучали совершенно невероятно. Да и мало ли, кто и что может о себе говорить! Но, когда Иисус воскрес, ученики уверились в том, что Он говорил истину. И сегодня мы говорим друг другу «Христос воскресе», потому что верим, что во Христе Сам Творец пришёл для того, чтобы дать нам жизнь вечную.
священник Стефан Домусчи
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Церковь Божия, умело или неумело, по-разному, но исполняя те обязательства, которые она приняла от Самого Спасителя, проповедует людям на протяжении двух тысячелетий великую истину о том, что душа человека бессмертна, а целью жизни является жизнь вечная. И да поможет всем нам Господь укрепляться в этой вере, превозмогать соблазны века сего, воспитывать в этой вере своих детей, внуков, для того чтобы народ наш становился все более и более сильным народом, способным на великие дела, способным на те свершения, которые каждому из нас в том числе и способны открыть врата вечности.
Мироточивые главы
В Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, напротив входа в подземный Рождественский храм, находится глубокая ниша, где в стеклянных и металлических сосудах хранятся мироточивые главы. В Сказании о мироточивых главах Печерского Патерика говорится, что «нам неизвестно, каких они людей, но что они принадлежат святым угодникам Божиим, мы должны тому верить по следующим причинам. Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцеления недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром». Ещё в древности началось изучение этого чуда. Главы мироточат не одновременно по времени, и состав их мира неодинаков. Со временем забылись имена святых, чьи главы хранятся в пещерах. Известно лишь, что одна из них принадлежит священномученику Клименту, папе Римскому. В советское время мироточение святых глав прекратилось и возобновилось только после открытия монастыря.
Свойство Божие — всесвобода
Всесвобода Божественной воли усматривается в том, что Бог абсолютно свободен от каких-либо внутренних нестроений (например, колебаний в связи с неуверенностью или переполненностью «чувствами» (радостью, гневом, негодованием т. д.)), также в том, что в Своих желаниях и решениях Он не зависит ни от каких внешних воздействий, Сам определяет Себя к деятельности в соответствии с возвышенностью Своих совершенств, Сам избирает, что хочет, и реализует желаемое, как хочет. Молитвы, обращенные к Богу со стороны людей, подразумевающие определенные ответы на них со стороны Бога, нельзя считать фактором, ограничивающим Божью свободу, так как, во-первых, Бог Сам призывает верующих к молитвенному общению с Ним, а во-вторых, отвечает на них, как Сам желает, исходя из Своего совершенства.
Молитвословия
Тропарь апостола Симона Зилота
глас 3
Апостоле святый Симоне,/ моли милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак апостола Симона Зилота
глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго/ во хвалении ублажим, яко богоглаголиваго, вси Симона:/ престолу бо славы ныне предстоит и со Безплотными веселится,// моляся непрестанно о всех нас.
Молитва апостолу Симону Зилоту
Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленного, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.