В Духосошественском храме Казани началась внутренняя роспись

4020
Фото

Летом 2017 года началась роспись стен Духосошественского храма Казани. В настоящее время расписные работы ведутся в приделе священномученика Харалампия восемью специалистами из иконописной мастерской «Палехский иконостас».

«Сейчас идет уточнение фигур, ликов, орнаментов, параллельно ведется золочение. Перед нами стоит задача сохранить храм светлым, поэтому мы выбрали холодновато-голубую тему, напоминающую небо. Стилистику сформировал настоятель храма протоиерей Алексий Чубаков, который помогает добрым советом и по ходу работы. Сценарий выстроен, все идет по плану с Божией помощью», — рассказывает художник мастерской Альберт Тиханов.

Мастерская «Палехский иконостас» основана художниками Анатолием Влезько и Юрием Федоровым в поселке Палех в 1996 году. По крупицам собирая материал, изучая техники росписи на собственном и чужом опыте, мастера нашли свой стиль, в основу которого заложен оправдавший себя способ обучения, практиковавшийся в иконописных артелях Святой Руси — от мастера к ученику. Мастерская развивалась: приходили мастера, строились рабочие помещения, осваивались новые инструменты и оборудование. Сегодня в мастерской трудятся более ста человек — архитекторы, иконописцы, мастера резьбы, столяры-краснодеревщики, позолотчики и левкасчики.

«Сюжет росписи диктуется самим названием церкви, поэтому мы изобразим здесь апостолов, их деяния и некоторые эпизоды из Священного Писания. Также изобразим лики наиболее почитаемых святых. В Харалампиевском приделе можно будет увидеть житие епископа Магнезийского и образы святых II—III веков. Алтарь храма украсят каноничные сюжеты — «Не рыдай Мене, Мати», «Моление о Чаше», жертвоприношение Авраама, распятие Господа, положение во Гроб…», — говорит Альберт Тиханов.

Сам художник, как и многие из бригады, закончил Палехское художественное училище имени М. Горького. Еще с допетровских времен Палех славился своими иконописцами. В советские времена многовековую традицию вытеснила палехская миниатюра, и только в середине 90-х стали возрождаться традиции храмовой росписи. Мастера, расписывающие Духосошественский храм, до этого расписывали Морской Никольский собор в Кронштадте, кувуклию в Новоиерусалимском монастыре, резиденцию патриарха в Геленджике, многочисленные церкви в Москве, Нижегородской области и ближнем зарубежье.

«Морской собор выполнен в стиле модерн, он пришел в храмовую роспись недавно — в начале прошлого века. До него был фряжский стиль с элементами барокко, в котором и выполняются работы в Духосошественской церкви. Это смесь академического письма и каноничной живописи. Изображения прописаны, есть традиционные для алтаря, есть — для четверика, но мы, конечно, не забывали и о местночтимых святых», — отмечают художники.

Работы в Духосошественском храме выполняются силикатными красками из Германии. Материал недешевый, зато надежный. Отличительными чертами немецких красок являются глубокое проникновение и защита от выцветания. Кроме того, стена храма после росписи остается «дышащей». Как надолго сохранится роспись, зависит от вентиляции в храме. При плохой вентиляции копоть от свечей оседает на изображениях очень быстро.

Художники уверены, что нынешнюю роспись увидят и внуки, и правнуки нынешних прихожан: «Вы не представляете чувства, которые мы испытываем, когда разбираем леса. После их демонтажа роспись открывается, и мы видим полную картину с фигурами в несколько ярусов. Художники вкладывают душу в роспись, стараются подарить радость!»

Роспись храма мастера планируют завершить в следующем году. А пока прихожанам и священникам остается с замиранием сердца следить за работами и помогать мастерам молитвой об успешном завершении работ. Каждый желающий может сделать пожертвование на роспись храма. Информацию об этом можно найти по ссылке: duhovhram-kzn.ru/pomoshch-khramu.

Новости по теме

Светлой памяти иконописца Максима Шешукова
Публикации 21 августа 2024
Светлой памяти иконописца Максима Шешукова

Отошёл ко Господу казанский иконописец Максим Шешуков. Он занимался иконописью больше 30 лет. Основы иконописного искусства мастер постигал в Сретенском монастыре, в 90-х жил и трудился в Раифской обители, а в 2001 году поселился в Свияжске, на родине предков.

Студенты Казанской духовной семинарии принимают участие в общецерковном конкурсе творческих работ «Лики святых заступников Руси» Студенты Казанской духовной семинарии принимают участие в общецерковном конкурсе творческих работ «Лики святых заступников Руси»

В 2024 году проект Учебного комитета Русской Православной Церкви «Лики святых заступников Руси» стал победителем в конкурсе грантовых проектов в сфере культуры, искусства, креативных (творческих) инициатив Президентского фонда культурных инициатив.

В Музее Казанской иконы пройдёт презентация книги «Русская икона середины XVII – начала XX веков. Коллекция Олега Кушнирского»
Анонсы и объявления 23 апреля 2024
В Музее Казанской иконы пройдёт презентация книги «Русская икона середины XVII – начала XX веков. Коллекция Олега Кушнирского»

25 апреля в 18.00 в Музее Казанской иконы состоится презентация книги «Русская икона середины XVII — начала XX веков. Коллекция Олега Кушнирского». В издании представлена уникальная коллекция русской религиозной живописи, собранная Олегом Кушнирским.

Преподаватель КазДС приняла участие в совещании, посвящённом реализации проекта «Лики святых заступников Руси» Преподаватель КазДС приняла участие в совещании, посвящённом реализации проекта «Лики святых заступников Руси»

В Учебном комитете состоялось совещание, посвященное вопросам реализации совместного проекта Учебного комитета и Московской духовной академии «Лики святых заступников Руси», ставшего победителем грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив 2024 года.