Исцеление дочери Иаира

11968
Фото

Евангелие от Луки, 39 зач., VIII, 41-56

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,— и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Евангелист Лука рассказал нам о чудесном исцелении двух женщин. Одна из них была дочерью начальника иудейской синагоги Иаира, а другая — имя которой евангелист не называет, была, по-видимому, простой жительницей города. Эта женщина много лет страдала кровотечением, которое не поддавалось обычному лечению. Она, увидев Иисуса Христа, идущего к дому Иаира, протиснулась через толпу, окружавшую Его, и коснулась края одежды Его. Женщина слышала рассказы об учении Христа и Его чудесах, и она искренно поверила, что это давно ожидаемый Спаситель, который может исцелить и ее. И действительно, она, коснувшись только края одежды Его, тотчас же выздоровела.

В исцелении женщины мы видим особое проявление веры. Она не остановила Иисуса Христа, она считала себя грешницей, недостойной беспокоить Его, идущего по делу. У нее было полное смирение, сознание своего ничтожества перед Богом, она надеялась только на Него, ибо никто за нее не ходатайствовал. И хоть она и молчала и не падала ниц к ногам Господа, у нее была сердечная молитва веры. Господь услышал этот вопль веры и дал исцеление.

Мы не можем судить, у кого была больше вера: у Иаира или этой безвестной женщины. Но Иаир был начальником синагоги, то есть в житейском смысле стоял выше многих людей, да и к тому же был священнослужителем. Несомненно, это давало ему большую надежду на спасение дочери Иисусом Христом и за свою веру, и за свои заслуги, как обычно думают люди. Однако заслугами человек возноситься не может, так как только Бог знает, насколько велики они и угодны ли Ему. И апостол Павел говорит, что делами Закона (то есть исполнением обрядов, обычаев, ритуалов) не спасешься. «Человек оправдывается не делами Закона, а только верою в Иисуса Христа. Законом никто не оправдывается перед Богом» (Гал. 3, 11). На первом месте вера, а из веры исходит соблюдение заповедей и первой из них — любви к Богу и людям.

Тем не менее, и у женщины, и у Иаира молитва была одна — молитва глубокой веры и упования на милосердие Божие. Искренняя вера в Сына Божия у Иаира, конечно, намного превышала все мысли о своих заслугах. Это видно из того, что Иаир, будучи человеком небедным, мог для лечения своей единственной дочери пригласить лучших врачей. Но он обратился с просьбой о помощи не к врачам, а к Иисусу Христу, веря, что Он может одним словом исцелить ее. Он не потерял веры и услышав, что дочь умерла. «Не бойся, только веруй, — сказал Господь, — и спасена будет» (Лк. 8, 50). Христос воскресил девочку по вере отца, не обращая внимания на тех, кто не верил и даже смеялся над Ним, потому что молитву, полную веры, упования и преданности всегда слышит Господь.

Размышляя над словами Евангелия, мы должны без всякого снисхождения спросить себя: имеем ли мы веру в Бога совершенную и непоколебимую, которая только и угодна Ему? Конечно, все приходящие в храм и многие из тех, кто не приходит, но считает себя верующими, скажут: «Я верю в Бога». Однако, подумав, многие затруднятся сказать, что их вера совершенна.

Причина несовершенства веры в основном связана с любовью к мирской жизни, с ее заботой о питании и услаждении своего тела, превышающей заботу о душе. Каждый может вспомнить случаи, когда не пошел в храм из-за работы в огороде, поездки на рынок, встречи с родными или друзьями, ремонтом или строительством. Отказываясь от молитвы в храме, человек обычно ничего не выигрывает, потому что любое дело без Божьего благословения не может быть вполне успешным. Конечно, есть и серьезные причины, например, болезнь собственная или близких. Но и в этом случае домашняя молитва должна содержать в себе покаяние и просьбу о прощении за свое небрежение.

Сейчас уже начали стесняться называть себя неверующими. Но обычно это не вера, а нежелание выделяться из общей массы. Многие согласны с тем, что Бог есть, принимают во внимание Его заповеди, но систематически нарушают их, ссылаясь на обстоятельства, или на то, что «так делают все». В послевоенное время пьянство, воровство и наркомания стали национальным бедствием России. Воровство на работе чуть ли не оправдывается, вора называют «несуном», то есть нечто вроде спортсмена (бегун, прыгун, пловец). Безбилетный проезд в поезде тоже воровство. Еще больше грешат торговцы самогоном, ворующие здоровье и счастье многих семей. Ну а добытые деньги тоже идут не на богоугодные дела, а на игровые автоматы, пьянку, наряды, удовольствия. Воровство даже в малом оскверняет человека, притупляет его совесть, и поэтому легко переходит в постоянный обман, себялюбие и ведет к более серьезным преступлениям.

В наказание за наше неверие Господь попускает нам различные болезни и несчастья. Они одновременно являются испытанием нашей веры. Если мы в трудностях хотим сами своими средствами выйти из трудного положения, не обратившись предварительно к Господу, то это есть свидетельство недостаточной веры. Во всех трудностях, даже в минуты отчаяния, нужно вспоминать слова Иисуса Христа «Не бойся, только веруй» (Лк. 8, 50). Они вернут нам надежду и уверенность в том, что всё совершается по воле Божьей.

Будем же всегда помнить слова Иисуса Христа: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» и всегда повторять: «Верую, Господи, помоги моему неверию» (Мк. 9, 23-24).

Новости по теме

Святость является заданием для каждого из нас
Публикации 14 июня 2025
Святость является заданием для каждого из нас

Первое воскресенье после Троицы называется Неделей Всех святых. Случайно ли в воскресный день, следующий за праздником Святой Троицы, установлено совершение памяти сразу всего сонма святых Церкви? Нет, конечно.

«В погоне за земными благами мы становимся слепыми к чужому горю и страданиям»
Публикации 24 мая 2025
«В погоне за земными благами мы становимся слепыми к чужому горю и страданиям»

Христос шел с учениками по Иерусалиму и увидел человека, слепого от рождения. На вопрос учеников, за чьи грехи он наказан, Иисус ответил: «Это для того, чтобы на нем явились дела Божии... Доколе я в мире, Я Свет миру» (Ин. 9, 5).

Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?
Публикации 12 марта 2025
Как не спутать ревность о Боге и религиозный фанатизм?

Иногда люди путают и неряшливо смешивают такие понятия как религиозный фанатизм и ревность о Боге. Это, конечно, не верно.

Чудесная помощь Матронушки
Публикации 8 марта 2025
Чудесная помощь Матронушки

Истории прихожан казанских храмов о чудесах, явленных по молитвам блаженной Матроне Московской