О Таинстве Евхаристии

6508
Фото

Причащение — это Таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина принимает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это Таинство соединяется со Христом, становясь причастником вечной жизни. Совершается оно на Литургии — главном православном богослужении.

Телесную жизнь ежедневно люди поддерживают питанием, но в нашем мире всё тленно и смертно — вкушение пищи этого мира означает причастие тлению; в церковном же Таинстве Причащения предлагается пища нетленная, животворная.

Первыми из людей были причащены Самим Христом на Тайной Вечере апостолы. Теперь в храмах эти Дары предлагаются для вкушения всем христианам. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «...сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

Тайная вечеря

Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа — это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется Таинством. Вот уже более двух тысяч лет Дух Святой сходит с небес и прелагает (превращает) хлеб и вино в истинные Тело и Кровь Христовы. Евхаристическая молитва гласит: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа причастие...». Господь постоянно Сам присутствует на богослужениях среди верных. Верные — это крещёные, живущие по заповедям Божиим, участвующие в Таинствах члены Церкви.

Верный, причащаясь, соединяясь со Христом, освящается сам действием Духа Святого и освящает собою весь окружающий мир (материю). Образно это можно сравнить с действием песочных часов. Человек является проводником действующего в нем Святого Духа на весь мир, в котором он живёт.

Таинство Евхаристии

Участвуя в Трапезе Господней на Тайной Вечере вместе с апостолами, причащающиеся получают наивысшую благодать, силы для противостояния грехам, возможность жизни в Боге и с Богом, освобождаются от греховных страстей, очищают разум, уготовляют себе место в Царстве Небесном. Господь добровольно пошёл на искупительные страдания, на крест ради спасения рода человеческого. Значение жертвы Его находится вне времени. У Бога есть только Вечность. То, что впервые произошло два тысячелетия тому назад, всегда происходит как в первый раз.

Христос непрестанно являет Себя людям, церковному собранию, отдаёт Себя в жертву — это Таинство Царства Небесного. И это Царство пребывает среди нас, и мы — в Нём.

Причащение верующих

В Таинстве Причащения происходит соединение вечности и времени. Верующий во Христа и принявший Его как «Путь, Истину и Жизнь» живёт ожиданием будущего века, жизни вечной. В том-то, однако, и вся радость христианства, пасхальная сущность его веры, чтоб этот «будущий век», будущий по отношению к «миру сему» — уже явлен, уже дарован, уже «посреди нас» с апостольской Пятидесятницы. Где Дух Святой, там Царство Божие. Во время Евхаристии совершается восхождение на Небо, в «вожделённое отечество». Старое время претворяется во время новое: временное входит в вечное. И сколь бы ни был падшим мир сей, он остаётся миром Божиим, чающим спасения.

Мир создан и дан человеку для претворения тварной жизни в причастие жизни Божественной. Соединение Духа и материального — всё направлено и обращено к Царству будущего века. Где Церковь — там Дух Святой, а где Дух Святой — там обновление твари, там начало жизни вечной.

По книге протоиерея Александра Шмемана «Евхаристия — Таинство Царства»

Новости по теме

Неисчерпаемая Чаша Евхаристии
Публикации 17 апреля 2025
Неисчерпаемая Чаша Евхаристии

Сегодня Великий Четверг. В этот день на тридцать третьем году Своей земной жизни, накануне Крестных Страданий, Иисус Христос собрал учеников за Тайной Вечерей

В чем отличия и особенности Литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова
Публикации 17 марта 2025
В чем отличия и особенности Литургии Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова

В настоящее время в Православной Церкви служатся три Литургии: святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова.

Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия
Публикации 5 марта 2025
Литургия Преждеосвященных Даров, или два значения Причастия

Великий Пост отличается особенным отношением к главному христианскому таинству. По будним дням Литургию вообще, совершать запрещено. Почему? И как же тогда по средам и пятницам мы всё-таки можем причащаться?

Ненависть к человеку. Как с этим бороться?
Публикации 21 октября 2024
Ненависть к человеку. Как с этим бороться?

Ненависть — это крайняя степень озлобленности на кого-то или на что-то. Неприязнь, рознь, вражда —всё это в той или иной мере синонимы к слову ненависть. Так может ли христианин ненавидеть? И если нет, то как с этим бороться?