Иногда наше восприятие незаметно смещается. Мы идём на Причастие, как к врачу за лекарством: за прощением грехов, исцелением от недугов, решением житейских проблем. Вера есть, но она рискует превратиться в сделку, где я исполняю правило, а Господь «обязан» даровать просимое. В такой перспективе Бог из любящего Отца и Жениха Церкви превращается в безличный источник благ, а молитва — в инструмент для их получения. Такой подход, хоть и рождается из веры, выхолащивает отношения, основанные на любви и доверии, сводя их к потребительству.
А суть Таинства — в личной встрече.
На Тайной Вечери Господь говорит ученикам, а через них и всем нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:26–28). Это обращение к конкретным людям, призыв к уникальной, реальной связи. Это ответ на слова из Откровения: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и вечеряю с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Причастие — это и есть наше «отворение двери». Мы принимаем Святые Дары, чтобы впустить в свою жизнь Самого Воплотившегося Бога, позволить Ему войти и преобразить её изнутри.
Эта встреча со Христом неотделима от встречи с ближним. В ту же ночь Спаситель даёт заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Хлеб и Вино, которые мы вкушаем, — это знамение жертвенной любви Бога к нам и завет о любви между всеми участниками трапезы. Апостол Павел прямо утверждает эту связь: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Приобщаясь единого Хлеба, мы реально, хотя и таинственно, становимся единым Телом — живыми и соединёнными между собою во Христе.
Поэтому подготовка к этой встрече требует соответствующего внутреннего устроения. Когда в нас нет стремления к миру, прощению и служению, сама Чаша, при всей её объективной истинности, может для нашего сердца остаться лишь формальностью. Она призвана быть реальным выражением уже существующего единства во Христе. Вот почему приготовление логично включает в себя не только личную молитву, но и прежде всего примирение с ближними. В этом смысле Евхаристия становится кульминацией жизни общины, собранной во Имя Его, где личная встреча со Христом неотделима от единства с теми, кого Он также призвал к Своей Святой Трапезе.