Жизнеописание священномученика Анатолия (Грисюка)

3169
Фото

Священномученик Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич; 20 августа 1880 года, город Ковель Волынской губернии — 23 января 1938 года, Ухтпеслаг, село Кылтово, Коми АССР), митрополит Одесский и Херсонский.

Родился в семье чиновника. Окончил Кременецкое духовное училище и Волынскую духовную семинарию, в 1900 году поступил в Киевскю духовную академию. В 1903 года, будучи студентом 4-го курса, митрополитом Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем Анатолий. 15 августа того же года рукоположен во диакона, а 30 мая 1904 года во иерея. Окончив академию в 1904 году в числе первых студентов, отец Анатолий был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 года назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента Киевской духовной академии.

В 1905/6 году иеромонах Анатолий был командирован в Константинополь для занятий в Археологическом русском институте. Работал с рукописями Патриаршей библиотеки. В 4 августа 1911 года за сочинение «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» иеромонаху Анатолию присудили премию митрополита Макария (Булгакова).

29 августа 1911 года возведен в сан архимандрита.

С 11 января 1912 года экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 года, совет КДА постановил присудить архимандриту Анатолию премию имени проф. В. Ф. Певницкого.

С 8 июня 1912 года назначен инспектором и экстраординарным профессором МДА по кафедре Истории Древней Церкви. 30 мая 1913 года переведен в Казанскую духовную академию на должность ректора и профессора по кафедре Истории Древней Церкви.

29 июня 1913 года в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония архимандрита Анатолия во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, которую возглавил митрополит Московский святитель Макарий (Невский). С 1913 года епископ Анатолий являлся председателем казанского Историко-археологического общества, а также братства святителя Гурия Казанского.

После начала первой мировой войны в Казани под председательством владыки Анатолия был учрежден комитет по военным нуждам. Архипастырь призывал к пожертвованиям на лазарет, открытый при академии, просил приходских священников организовать помощь семьям погибших воинов. Монастыри епархии постановили открыть в Казани свои лазареты. Когда линия фронта отодвинулась на восток, Казанская епархия готовила временные помещения для КДА, киевского Братского монастыря и Волынского женского духовного училища. Епархиальный съезд, проходивший в Казани 18-26 августа 1915 года, обязал все духовенство епархии делать ежемесячные взносы для оказания помощи беженцам. 28 октября 1915 года КазДА посетила преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, приехавшая в Казань на погребение схиархимандрита Гавриила (Зырянова), в отпевании которого участвовал епископ Анатолий.

Епископ Анатолий принимал участие в Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг.

После издания советской властью в январе 1918 года декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в России были закрыты почти все старые духовные учебные заведения, епископу Анатолию удалось на некоторое время сохранить Казанскую духовную академию и ее преподавательский состав. Осенью 1918 года Высшее Церковное Управление при святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России, посоветовало епископа Анатолию воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом. Заведующий Казанским губернским отделом народного образования согласился с существованием частного духовного учебного заведения, епископу Анатолию были выданы государственный штамп и печать. Поскольку здание академии было отобрано, лекции читались на дому у профессоров, совет КазДА собирался на квартире ректора. Содержалась академия сначала на собственные средства, затем на церковные пожертвования и на отчисления Высшего Церковного Совета. Владыка Анатолий вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивал его благословение на те или иные действия по академии, ставил Святейшего Патриарха в известность обо всем в ней происходившем.

К 1921 году ВЧК удалось установить контроль над перепиской святителя Тихона, в марте 1921 года в ЧК попали письма епископа Анатолия, касающиеся деятельности КазДА. Ознакомившись с ними, заместитель председателя вместе с юрисконсультом ВЧК направил записку начальнику 8-го отдела Наркомюста П. А. Красикову, в которо сообщалось:

«Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения» (ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-1780. Т. 6. Л. 132).

26 марта епископ Анатолий был арестован. После допросов ректора и профессоров выяснилось, что академия существует, идут занятия и лекции, проводится набор учащихся, преподаватели получают денежное вознаграждение, регулярно в квартире епископа собирается совет академии, который обсуждает вопросы о назначении профессоров, об отпуске и увольнении их, о приеме и увольнении студентов, о порядке и системе занятий и т. п. Однако, если состав профессоров ЧК установила, то имен обучающихся узнать не удалось. После обысков ЧК не нашла списков студентов, а на допросах ректор и профессора заявили, что таких списков не велось, что невозможно точно указать число учащихся, которых было не менее 15 и не более 30. На вопрос следователя, принимались ли меры к легализации академии, владыка Анатолий ответил, что не находил нужным что-либо делать, т. к. считал существование академии легальным и дозволенным. Епископ Анатолий был приговорен к году принудительных работ и освобожден через 9 месяцев, т. к. ему зачли срок предварительного заключения.

28 февраля 1922 года епископ Анатолий был назначен на кафедру в Самару, 24 февраля 1923 года Самарское ГПУ арестовало епископа. Поводом для ареста послужило найденное при обыске в его квартире антисоветское воззвание, написанное от его имени. Владыка сумел доказать, что это фальшивка, 4 августа он был освобожден и в сентябре Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа. 18 сентября Самарское ГПУ вновь арестовало архиерея, теперь он был обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан в город Красноводск (Туркмения) на 3 года.

В 1927 году по окончании срока ссылки архиепископ Анатолий вернулся в Самару и был назначен постоянным членом Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В 1928 году архипастырь был назначен на Одесскую кафедру и 1 июля прибыл к месту служения.

21 октября 1932 года ввиду пятилетия деятельности Священного Синода все его члены, имевшие на тот момент сан архиепископа, в т. ч. архиеписком Анатолий, были возведены в сан митрополита с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.

Время служения митрополита Анатолия в Одессе совпало с одним из тяжелейших периодов гонений на Русскую Церковь. В некоторых областях, особенно в Молдавской АССР, входившей тогда в состав Одесской епархии, были закрыты почти все храмы; в Одессе были взорваны Преображенский кафедральный собор, здание военного Свято-Сергиевского собора, храм святителя Николая в порту и др. В 1931 году в Одессе были арестованы и приговорены к заключению более 20 священнослужителей — лучших проповедников в городе. Митрополита беспрестанно вызывали на допрос в НКВД, иногда поднимая с постели глубокой ночью. Представители властей врывались в храм во время праздничного богослужения с требованием, чтобы митрополит Анатолий немедленно прибыл в НКВД. Кроткий и смиренный, архипастырь в этих случаях твердо отвечал, что не прервет богослужение и явится туда только после его окончания. После богослужения митрополит Анатолий ехал в НКВД, где его заставляли ждать в коридоре, следователь издевался над ним, кричал и топал ногами, после чего отпускал домой.

В 1934-1935 гг. временно управлял Харьковской епархией.

В ночь с 9 на 10 августа 1936 года митрополит Анатолий был арестован и 13 августа перевезен в следственную тюрьму в Киев. На допросах он отверг предъявленные обвинения. 8 октября следствие было закончено, митрополит Анатолий был обвинен в том, что «связался с католическим ксендзом г. Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вел переговоры об установлении антисоветского блока путем воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вел антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путем в контрреволюционном направлении». Митрополит Анатолий написал протест начальнику 8-го отделения СПО НКВД Украины, который вел следствие, прося передать его вместе с делом прокурору по спецделам и в Особое совещание при НКВД СССР.

Состояние здоровья митрополита Анатолия в это время было очень тяжелым: в тюрьме обострилась язва желудка, владыка почти не мог ходить. 16 декабря 1936 года Главное управление гос. безопасности затребовало митрополита Анатолия в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Следователи НКВД пытались добиться от владыки подтверждения домыслов о его встрече с высокопоставленным католическим деятелем с целью организации антисоветской работы, сбора информации антисоветского содержания, предназначенной для Ватикана, а также перехода в католичество. Архиерей категорически отверг все эти обвинения, сказав, что встреча состоялась лишь потому, что католик интересовался богословскими и церковно-историческими вопросами.

21 января 1937 года ОСО при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к 5 годам заключения в ИТЛ. 27 января он был отправлен этапом в распоряжение Ухтпечлага НКВД. Только часть пути этапы проезжали по железной дороге, затем узники должны были идти пешком — по снегу, невзирая на суровую зиму. Больной митрополит с трудом передвигался, охрана подгоняла его прикладами. Когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, затем снова гнали пешком. 14 февраля 1937 года этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Первое время митрополит Анатолий не работал, т. к. не хватало конвоя для сопровождения, в мае его стали выводить на общие работы. В июне владыка заболел крупозным воспалением легких.

В октябре 1937 года митрополит Анатолий был признан инвалидом и освобожден от работы, но в ноябре его снова вывели на общие лагерные работы. Болезни, недоедание и каторжный труд привели к тому, что владыка почти ослеп и в ноябре-декабре не смог выполнить норму. В январе 1938 года состояние здоровья владыки ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу, где вскоре скончался. Перед смертью от митрополита Анатолия потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, которые были с ним в тюрьме и в концлагере, — священномученик отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и умер, защищая слабеющими руками грудь.

13 декабря 1997 года Определением Синода УПЦ митрополит Анатолий причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года внесен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

Память священномученика Анатолия, митрополита Одесского совершается 23 января (по н.ст.), в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых.

Источники

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. л. 75. 118; Архив СБ Украины по Одесской обл. Арх. № 17501-П; Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Арх. № 269-П-38; Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 2-10837.

Соч.: Письма с Востока // ТКДА. 1906. Февр. С. 317; Проф. А. С. Лебедев // Там же. 1910. Март. С. 441; Памяти проф. В. В. Болотова // Там же. 1910. Апр. С. 557; Проф. К. Д. Попов: (Некролог) // Там же. 1911. Июль-авг. С. 541; Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911; Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский, исповедник. К., 1912; Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла // ТКДА. 1913. Янв. С. 49-58; Знаменитый документ // ПС. 1913. Сент. С. 1-7.

Лит.: Польский. Ч. 1. С. 153-156; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 222-226; Сосуд избранный: История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259-260, 330-332; Житие сщмч. Анатолия Одесского. Од., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Дамаскин. Кн. 4. С. 5-27; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Т. 1. С. 6-72.

Новости по теме

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612) Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (+1612)

Память 17 февраля / 2 марта, а также 12 / 25 мая (прославление), 5 / 18 октября (Собор Московских святителей). На кафедре: с 13 мая 1589 года, Казанский и Свияжский с 1602 года по 3 июля 1606 года

13 февраля — память епископа Пермского и Екатеринбургского Иустина (Вишневского) 13 февраля — память епископа Пермского и Екатеринбургского Иустина (Вишневского)

Являлся викарием Казанской епархии в сане епископа Свияжского с 25 марта 1800 по 20 января 1802 гг. Скончался в Перми 31 января 1826 г.

Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском Десять фактов о святителе Ефреме, митрополите Казанском

10 февраля совершается память святителя Ефрема, митрополита Казанского и Свияжского

23 января. Память святителя Григория, епископа Нисского 23 января. Память святителя Григория, епископа Нисского

Свт. Григория, еп. Нисского (395). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Павла Комельского (Обнорского) (1429). Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882).