Церковный календарь

23 января. Память святителя Григория, епископа Нисского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 января. Память святителя Григория, епископа Нисского

33-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 10 января по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Святителя Григория, епископа Нисского (после 394). Преподобного Дометиана, епископа Мелитинского (601). Святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894). Преподобного Маркиана пресвитера (V). Преподобного Павла Комельского (Обнорского) (1429). Преподобного Антипы Валаамского (Афонского) (1882).

Преподобного Макария Писемского (XIV). Блаженной Феозвы диакониссы, сестры святителя Григория Нисского (385).

Священномученика Зиновия Сутормина пресвитера (1920); священномученика Петра Успенского пресвитера (1930); священномученика Анатолия, митрополита Одесского (1938).

Святитель Григорий Нисский

Святитель Григорий Нисский — философ, богослов, страдалец за христианскую веру. Он был одной из самых значительных личностей в церковной истории четвертого века. Им гордилась Каппадокийская богословская школа. Когда Римскую империю едва не охватила арианская ересь, Григорий Нисский вместе со своим братом — Василием Великим — стал настоящей опорой для христиан. Григорий Нисский был одним из самых заметных деятелей Второго Вселенского собора в Константинополе. Его учение о третьей ипостаси Святой Троицы отражено в дополненном Никео-Константинопольском Символе веры.

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник — великий учитель христианской жизни, оказавший глубокое влияние многочисленными творениями, которые чада Церкви могут рассматривать как практическое пособие в деле спасения. Святой оставил более 60 духовных произведений, большинство которых написано во время его 28-летнего затвора. В них можно найти неиссякаемый источник духовного оптимизма, углубленности в себя и стремления в Царство Божие. Он говорил: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский

Крупный историк Церкви, священномученик Анатолий (в миру Андрей Грисюк, р. 1880) был родом из волынского Ковеля. После окончания Киевской духовной академии он изучал историю сирийского монашества, работал с древними рукописями в Константинополе, знал пять иностранных языков. Был ректором Казанской духовной академии. После революции в 1920-х годах пережил ряд арестов и ссылок. В 1928–1936 годах управлял Одесской и Херсонской, а также Харьковской епархиями. Однако поддержка митрополита Сергия (Страгородского) не спасла его от ареста и заключения в колонию в Коми в 1936 году. Когда на этапе владыка терял сознание, его бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. В лагере беспомощного старца поставили на общие работы. В конце 1937 года владыка почти потерял зрение. Перед кончиной у него стали отбирать Евангелие и нательный крест. Евангелие вырвали силой, но крест он не отдал и, защищая слабеющими руками грудь, предал свою праведную душу Господу в начале 1938 года.

Преподобный Павел Комельский

Святой Павел Комельский родился в Москве в богатой семье. В 20 лет он тайно покинул родительский дом и принял постриг в монастыре на Волге, а потом пришел в Троицкую обитель Сергия Радонежского и стал его учеником. С благословения преподобного Сергия он стал жить отшельником вдали от обители и пробыл 15 лет в затворе. Потом Павел странствовал, ища более пустынные места, и остановился в Комельском лесу, что в Вологодском крае. Три года он жил в дупле старой липы, питаясь хлебом пару раз в неделю. Но и из той глуши распространилась слава отшельника. Преподобный Сергий благословил его основать обитель. Построив храм и написав братии строгий устав, святой поставил игуменом ученика Алексия, а сам вновь поселился в глухом лесу. Несмотря на самые суровые условия подвига, святой дожил до 112 лет в добром здравии.

Священное Писание

Субботы по Богоявлении: Еф., 233 зач., VI, 10-17

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.

14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

Субботы по Богоявлении: Мф., 7 зач., IV, 1-11

1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.

10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Еф. 6, 10-17; Мф. 4, 1-11

Апостол облекает христиан во всеоружие Божие. Прилично подошло это в след за предыдущим уроком. Ибо если кто, вняв призванию Божию, воспринял начало новой жизни, с помощью благодати Божией, привнесши с своей к тому стороны «все старание»; то ему после этого предлежит не почивание на лаврах, а борьба. Он оставил мир, — мир за это начнет теснить его: он спасся от власти диавола, диавол будет гнать вслед его и ставить ему козни, чтоб сбить его с доброго пути и опять возвратить в свою область; он отвергся себя, отверг самость со всем полчищем страстей, — но этот живущий в нас грех не вдруг расстается с своим привольным житием в самоугодии, и поминутно будет покушаться под разными предлогами опять водворить внутри те же порядки жизни, которые так богато насыщали и питали его прежде. Три врага, — каждый с безчисленным полчищем, — но главнокомандующий есть диавол, ближайшие же помощники его бесы. Они всем ворочают в греховной жизни, — противнице жизни духовной. Почему Апостол против них и вооружает христианина, так как бы прочих не было совсем. Говорит: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против злобы поднебесных». Ибо не будь их, и брани, может быть, не было бы. Равно, коль скоро они отражены и поражены, то отражение и поражение других ничего уже не стоит. Итак, смотри всякий, куда следует направлять стрелы, или по крайней мере с какой особенно стороны надлежит себя ограждать. — И ограждай! — Апостол прописал несколько орудий; но все они сильны лишь Господом. Почему опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Иисуса бей ратников.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Навык молитвы — это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение. Существовала монашеская традиция — каждый третий час освящать молитвой... В условиях современной жизни невозможно каждые два-три часа посещать богослужения. Но регулярно просить помощи Божией, воздыхать ко Господу, благодарить Его за полученные дары, просто вспомнить о Боге — это и означает чувствовать Божие присутствие в своей жизни.

Преподобный Силуан Афонский о любви

Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу. Некоторые думают, что Господь по любви Своей к человеку страдал, но как сами этой любви у себя в душе не обретают, то им кажется, что когда-то давно это было. Но когда душа познает любовь Божию Духом Святым, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, что будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, — потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата. Если бы люди хранили заповеди Христовы, то на земле был бы рай, и все имели бы все необходимое в достатке с малым трудом, и Дух Божий жил бы в душах людей, ибо Он Сам ищет душу человеческую и хочет в нас жить, и если не вселяется, то только из-за гордости нашего ума.

Храмовая и келейная (домашняя) молитва

Для правильной духовной жизни важна как церковная, так и домашняя молитва. Церковная, соборная молитва имеет преимущества перед домашней:

— храм наиболее благоприятен для концентрации на молитве: иконы, фимиам, благословения священнослужителей, ектении, хор, высочайшие образцы молитвенной поэзии;
— в храме совершаются Церковные Таинства. Если кто-либо утверждает, что ему храм не нужен, он дома молится, то возникает вопрос о том, как он участвует в Таинствах?
— церковная молитва способствует единению верующих.

Всё это делает церковное богослужение школой молитвы: оно концентрирует ум, чувства и волю, все силы души человека на Богообщении.

Житие Василия Блаженного описывает случай, когда после службы он подошел к царю Иоанну Грозному. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», — спросил царь. «А я видел тебя, — отвечал Блаженный, — только ты был не в храме, а на Воробьёвых горах». Царь понял почему: находясь за богослужением, он думал о постройке своего нового дворца на Воробьёвых горах.

Молитвословия

Тропарь святителя Феофана Затворника

глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре,/ писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси/ и всем верным путь ко спасению указал еси,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Феофана Затворника

глас 4

Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Феофану Затворнику Вышенскому

О святителю отче Феофане, архиерею преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих добротолюбных сказаний списателю, христианскаго благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя искусный наставниче, подвигов монашеских усердный ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе, на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся, припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние, святителем Христовым — истины Божественныя достойное охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем — боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь Божию; и всем православным — утверждение на пути ко спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Григория и преподобного Дометиана

глас 4

Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их// в мире управи живот наш.

Кондак святителя Григория Нисского

глас 1

Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру,/ и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,// Григорие всемудре.

Тропарь преподобного Павла Комельского (Обнорского)

глас 1

Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак преподобного Павла Комельского (Обнорского)

глас 8

Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю.

Теги:
Святитель Григорий Нисский
святитель Феофан Затворник
священномученик Анатолий (Грисюк)
преподобный Павел Комельский
православный календарь
январь

Все публикации