Публикации

Возможности организации дистанционного обучения в воскресной школе

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Евгения КУФИРИНА
Возможности организации дистанционного обучения в воскресной школе

28 октября в конференц-зале Казанской православной духовной семинарии в рамках V Съезда православных педагогов Татарстанской митрополии состоялась видеоконференция «Новые подходы к просвещению и дистанционные методы преподавания в воскресных школах». Из-за сложной эпидемиологической обстановки мероприятие проходило в дистанционном формате на платформе Zoom. В ходе заседания выступила руководитель воскресной группы при Троицком храме поселка Норское города Ярославля Евгения Куфирина. В своем докладе педагог рассказала о возможностях организации дистанционного обучения в воскресной школе.

В «Инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции», утвержденной Священным Синодом 17 апреля 2020 года, рекомендовалось организовать просветительскую деятельность со взрослыми и детьми дистанционно в формате видеоконференций через Интернет. В качестве образовательных платформ в указанной выше инструкции были рассмотрены программы Skype и Zoom.

Наша воскресная группа в апреле 2020 года была полностью переведена на дистанционное обучение.

Перед нами появилась цель сохранения живого общения с ребятами и поиска возможностей продолжения образовательного процесса.

Данная цель определила задачи:

  • знакомство с программами, позволяющими работать в формате видеоконференций;
  • выбор подходящего для нас программного обеспечения;
  • разработка новых методов и форм организации занятий;
  • мотивирование к участию в образовательном процессе учеников и их родителей;
  • вовлечение в образовательный процесс новых его участников.

Продолжать религиозно-нравственное обучение и воспитание ребят нам позволило проведение онлайн-занятий. Для этого мы использовали программы Skype и Zoom и хотим поделиться отмеченными плюсами и минусами каждой платформы.

Skype

Zoom

«+»

«-»

«+»

«-»

  1. нет временных ограничений урока
  2. основная нагрузка при подключении ложится на учителя, ребенок должен только принять звонок
  3. способность ребенка пользоваться программой самостоятельно, без помощи родителей
  1. возникновение технических сложностей при использовании и установке программного обеспечения на телефоны
  2. небольшие презентационные возможности (только демонстрация экрана)
  1. легкость в установке и простота использования на любом устройстве
  2. большое количество презентационных возможностей (демонстрация экрана, воспроизведение звуковых и видео-файлов, возможность письма на доске)
  1. в бесплатной версии урок ограничен по времени (30, максимум 40 минут)
  2. основная нагрузка при подключении ложится на обучающегося, именно он должен подключиться к уроку через ввод идентификатора и пароля
  3. необходимость прибегать к помощи родителей, хотя бы на этапе подключения

В своей воскресной группе мы выработали некоторые требования, на которые можно ориентироваться при подготовке дистанционного занятия:

  1. небольшой объем информации, выдаваемой на занятии;
  2. четкая структурированность информации;
  3. использование наглядных форм представления материала для удержания внимания детей (презентации);
  4. яркость представления материала для поддержания интереса детей (использование полотен художников, икон, фотографий, звуковых и видеофайлов);
  5. использование форм активного участия ребенка в образовательном процессе (опросы, обсуждения, отгадывание загадок и кроссвордов);
  6. использование игровых методов работы;
  7. простота форм творческих заданий.

Всестороннего развития личности ребенка и мотивации у него к познанию и творчеству; адаптации к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали, а также постоянного поддерживания связи с родителями и детьми в дистанционном формате нам удалось достичь с помощью ведения еженедельных тематических рубрик в организованных группах в соцсетях.

Обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, творческого труда, а также повышения интереса и мотивации ребенка к обучению и участию в жизни воскресной школы мы достигли за счет проведения различных конкурсов (рисунка, фотографий, сочинений) с последующей публикацией детских работ, организации онлайн-викторин. Сейчас рассматриваем возможность подготовки видеороликов.

В дистанционном обучении мы смогли найти следующие плюсы:

  • возможность расширения круга обучающихся;
  • возможность расширения форм работы (например, проведение тематических лекториев, онлайн-экскурсий, онлайн-кинопросмотров, онлайн-викторин);
  • возможность повышения уровня мотивации учеников за счет создания и использования различных Интернет-ресурсов.

На сегодняшний день даже при очном обучении мы не отказываемся от проведения различных онлайн-мероприятий.

Теги:
Съезд православных педагогов Татарстанской митрополии
конференции
религиозное образование
воскресные школы
доклады

Все публикации