Многие люди задаются вопросом почему на земле существуют скорби и страдания. Этот вопрос волнует не только современных людей, но волновал и великих праведников древности. Священное Писание в своем составе имеет книгу, которая отвечает на этот вопрос и как бы вводит читателя в состояние сопереживания с главным героем книги — праведным Иовом. Если мы сможем вместе с ним пережить то, что он пережил, то сможем вместе с ним и увидеть Того, Кого Иов назвал своим Искупителем, и вместе с ним познаем тайну страдания.
«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1)
Что такого особенного было в этом человеке, что Библия говорит о нем? Прежде всего он человек. Но все мы люди, скажете вы, что в этом особенного? «Се, Человек!» — сказал Пилат, указывая на Христа в багрянице и терновом венце, желая вызвать сострадание. И мы, услышав, что Иов — человек, будем ли к нему сострадательны? Иов — человек с большой буквы, человек в высоком смысле слова, подлинный человек. Пилат, взывая к человечности, сам оказался бесчеловечным, предав Христа на распятие. Истинный человек не тот, кто как Пилат, умывает руки, говоря «я ни при чем», но Тот, Кто как Иов в основу жизни полагает четыре добродетели:
Непорочность. Непорочными в Ветхом Завете называются животные пригодные для жертвоприношения. Если в отношении животного непорочность означает отсутствие телесных недостатков, то непорочность Иова — отсутствие недостатков в его жизни, в поступках, в душе. Непорочность, как говорит святитель Григорий Великий, есть нежелание славы при совершении добрых дел. Даже когда человек совершает добрые дела, и в этом тоже могут быть недостатки — тщеславие и т.п. Так вот непорочность и есть отсутствие этих недостатков, когда делаешь добрые дела.
Богобоязненность. Бояться Бога значит отвергать зло, смешанное с добром. Противоположностью страха Божьего является дерзость.
«И родились у него семь сыновей и три дочери» (Иов.1:2)
У праведника было много детей. Заботы о них не сделали его суетливым, Иов, думая о детях, не скатился в жадность и многозаботливость. Дети всегда являются благословением Божиим: Да будут сыны наши как поросль молодая, а дочери —; как колонны, украшение дворца! (Пс.143:12, перевод Аверинцева) — восклицает Давид. Но дети также всегда являются и продолжением качеств родителей. Иов, будучи прообразом Христа, имел Веру, Надежду, Любовь — трех дочерей-добродетелей, которые даруются нам от Святого Духа, семь даров Которого обозначаются сыновьями Иова. У Иова было много детей, детьми Христа являются апостолы и верующие, и здесь сыновья — это пастыри, а дочери — паства (по толкованию святителя Григория Великого).
Так рассказ о детях Иова напоминает нам о том, что и наши дети — наше продолжение, в них проявляются и наши добродетели и наши пороки, и наша связь со Христом. Создавая семью, мы в тоже время создаем образ, символ Церкви, так и сам человек — не просто человек, но и образ Бога, символ Творца, если конечно он помнит об этом.
«Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» (Иов.1:3)
К чему такое подробное описание богатства Иова? Когда мы слышим о чьем-либо богатстве, то измеряем его деньгами, очень часто такие рассказы вызывают зависть в людях. Иов не упомянул деньги, золото, серебро среди своего богатства, может быть потому, что считал их за сор?
Иов подробно описывает свое богатство, чтобы показать как много у него было и как много он потерял. С одной стороны, он рачительный хозяин — точно знает сколько у него имущества, — и это первый урок. Если Бог дает тебе богатство, то будь достойным его управляющим (но не владельцем, потому Бог всем владеет, а не человек).
И второй, более важный урок: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Если видишь, что иной чрезмерно богат, не считай жизнь его блаженною. Если отовсюду и из неисчерпаемых источников текут к тебе деньги, не допускай до себя их обилия. «Богатство аще течет»… Подивись сему речению! Свойство богатства текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим» (святитель Василий Великий). Мы завидуем богатому? Откуда мы знаем надолго ли с ним все это имущество. Смерть избавляет всякого человека от имущества, но Иов лишился всего еще раньше.
«Да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; [да будут] волы наши тучны» — восклицает Давид (Пс.143:13-14). А в другом месте: «А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы» (Пс.78:13). Значит овцы Иова — это не просто овцы, и верблюды — не просто верблюды, да и сам Иов не просто человек, как мы уже сказали. Иов — прообраз страдающего Господа, его овцы — иудеи, верблюды — прообраз самарян и язычников. А нравственный урок помогает найти нам Давид в 143 Псалме: «счастлив человек, имеющий земные блага от Бога, но более блажен человек, имеющий Бога в своем сердце» (Пс.143:14-15).
«Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (Иов.1:4)
Каждый из сыновей Иова устраивает пир в определенный день, а в целом их пиры образуют некий пиршественный круг, на который приглашаются три сестры, три дочери Иова. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что не в правилах Востока пировать вместе с женщинами, а это значит, что пиры сыновей Иова были благочестивыми, свободными от излишеств, пьянства и прочих грехов. «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) — сказал Господь, поэтому святые отцы видят в пирах сыновей Иова образ проповеди апостолов, которые устраивают пир веры каждый в свой день, то есть по мере понимания слушающих. И здесь три сестры — это народ, вкушающий пищу — Священное Писание. И что это за пиры апостолов как не Святая Божественная Евхаристия, этот пир веры, насыщающий наши души благодатью Христовой?
Итак, говоря об Иове, мы увидели в нем Христа; говоря о его богатстве, мы увидели в нем уроки нестяжания; говоря об его детях, увидели в них апостолов; а в трех сестрах — верующих, самих себя, то есть Церковь. Говоря о Ветхом Завете, увидели в нем Новый. И это не случайно, потому что только Новый Завет в полноте раскроет нам тайну страданий Иова…
продолжение следует...