Праведный Иов Многострадальный: прообраз страдающего Господа

2946
Фото

Многие люди задаются вопросом почему на земле существуют скорби и страдания. Этот вопрос волнует не только современных людей, но волновал и великих праведников древности. Священное Писание в своем составе имеет книгу, которая отвечает на этот вопрос и как бы вводит читателя в состояние сопереживания с главным героем книги — праведным Иовом. Если мы сможем вместе с ним пережить то, что он пережил, то сможем вместе с ним и увидеть Того, Кого Иов назвал своим Искупителем, и вместе с ним познаем тайну страдания.

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1)

Что такого особенного было в этом человеке, что Библия говорит о нем? Прежде всего он человек. Но все мы люди, скажете вы, что в этом особенного? «Се, Человек!» — сказал Пилат, указывая на Христа в багрянице и терновом венце, желая вызвать сострадание. И мы, услышав, что Иов — человек, будем ли к нему сострадательны? Иов — человек с большой буквы, человек в высоком смысле слова, подлинный человек. Пилат, взывая к человечности, сам оказался бесчеловечным, предав Христа на распятие. Истинный человек не тот, кто как Пилат, умывает руки, говоря «я ни при чем», но Тот, Кто как Иов в основу жизни полагает четыре добродетели:

Непорочность. Непорочными в Ветхом Завете называются животные пригодные для жертвоприношения. Если в отношении животного непорочность означает отсутствие телесных недостатков, то непорочность Иова — отсутствие недостатков в его жизни, в поступках, в душе. Непорочность, как говорит святитель Григорий Великий, есть нежелание славы при совершении добрых дел. Даже когда человек совершает добрые дела, и в этом тоже могут быть недостатки — тщеславие и т.п. Так вот непорочность и есть отсутствие этих недостатков, когда делаешь добрые дела.

Богобоязненность. Бояться Бога значит отвергать зло, смешанное с добром. Противоположностью страха Божьего является дерзость.

«И родились у него семь сыновей и три дочери» (Иов.1:2)

У праведника было много детей. Заботы о них не сделали его суетливым, Иов, думая о детях, не скатился в жадность и многозаботливость. Дети всегда являются благословением Божиим: Да будут сыны наши как поросль молодая, а дочери — как колонны, украшение дворца! (Пс.143:12, перевод Аверинцева) — восклицает Давид. Но дети также всегда являются и продолжением качеств родителей. Иов, будучи прообразом Христа, имел Веру, Надежду, Любовь — трех дочерей-добродетелей, которые даруются нам от Святого Духа, семь даров Которого обозначаются сыновьями Иова. У Иова было много детей, детьми Христа являются апостолы и верующие, и здесь сыновья — это пастыри, а дочери — паства (по толкованию святителя Григория Великого).

Так рассказ о детях Иова напоминает нам о том, что и наши дети — наше продолжение, в них проявляются и наши добродетели и наши пороки, и наша связь со Христом. Создавая семью, мы в тоже время создаем образ, символ Церкви, так и сам человек — не просто человек, но и образ Бога, символ Творца, если конечно он помнит об этом.

«Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока» (Иов.1:3)

К чему такое подробное описание богатства Иова? Когда мы слышим о чьем-либо богатстве, то измеряем его деньгами, очень часто такие рассказы вызывают зависть в людях. Иов не упомянул деньги, золото, серебро среди своего богатства, может быть потому, что считал их за сор?

Иов подробно описывает свое богатство, чтобы показать как много у него было и как много он потерял. С одной стороны, он рачительный хозяин — точно знает сколько у него имущества, — и это первый урок. Если Бог дает тебе богатство, то будь достойным его управляющим (но не владельцем, потому Бог всем владеет, а не человек).

И второй, более важный урок: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Если видишь, что иной чрезмерно богат, не считай жизнь его блаженною. Если отовсюду и из неисчерпаемых источников текут к тебе деньги, не допускай до себя их обилия. «Богатство аще течет»… Подивись сему речению! Свойство богатства текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим» (святитель Василий Великий). Мы завидуем богатому? Откуда мы знаем надолго ли с ним все это имущество. Смерть избавляет всякого человека от имущества, но Иов лишился всего еще раньше.

«Да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; [да будут] волы наши тучны» — восклицает Давид (Пс.143:13-14). А в другом месте: «А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы» (Пс.78:13). Значит овцы Иова — это не просто овцы, и верблюды — не просто верблюды, да и сам Иов не просто человек, как мы уже сказали. Иов — прообраз страдающего Господа, его овцы — иудеи, верблюды — прообраз самарян и язычников. А нравственный урок помогает найти нам Давид в 143 Псалме: «счастлив человек, имеющий земные блага от Бога, но более блажен человек, имеющий Бога в своем сердце» (Пс.143:14-15).

«Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (Иов.1:4)

Каждый из сыновей Иова устраивает пир в определенный день, а в целом их пиры образуют некий пиршественный круг, на который приглашаются три сестры, три дочери Иова. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что не в правилах Востока пировать вместе с женщинами, а это значит, что пиры сыновей Иова были благочестивыми, свободными от излишеств, пьянства и прочих грехов. «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) — сказал Господь, поэтому святые отцы видят в пирах сыновей Иова образ проповеди апостолов, которые устраивают пир веры каждый в свой день, то есть по мере понимания слушающих. И здесь три сестры — это народ, вкушающий пищу — Священное Писание. И что это за пиры апостолов как не Святая Божественная Евхаристия, этот пир веры, насыщающий наши души благодатью Христовой?

Итак, говоря об Иове, мы увидели в нем Христа; говоря о его богатстве, мы увидели в нем уроки нестяжания; говоря об его детях, увидели в них апостолов; а в трех сестрах — верующих, самих себя, то есть Церковь. Говоря о Ветхом Завете, увидели в нем Новый. И это не случайно, потому что только Новый Завет в полноте раскроет нам тайну страданий Иова…

продолжение следует...

Новости по теме

Смысл великопостных паремий
Публикации 9 апреля 2024
Смысл великопостных паремий

В чем смысл Великого поста? О чём Церковь предлагает задуматься в эти дни? Конечно, основным мотивом Четыредесятницы является призыв к покаянию, очищающему душу человеческую от всего, что мешает быть с Богом.

Вышел обновленный перевод «Библии для детей» на татарском языке Вышел обновленный перевод «Библии для детей» на татарском языке

Институт перевода Библии (ИПБ) выпустил второе издание книги «Библия для детей» на татарском языке.

В Музее Казанской епархии продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани» В Музее Казанской епархии продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани»

В Музее Казанской епархии на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани» . На выставке представлены первые полные печатные Библии в России:

В Музее Казанской епархии проходит выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани» В Музее Казанской епархии проходит выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани»

В Музее Казанской епархии на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря продолжает работу выставка рукописных и старопечатных книг «Пять веков Библии в Казани».