Памяти Никиты Воронина — духовного композитора из Острова-града Свияжска

6543
Фото

6 апреля 2020 года почил послушник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря Никита Воронин. На протяжении нескольких лет он был регентом монастырского хора. Будучи талантливым композитором, он сочинил большое количество духовных произведений, которые исполняются в Оптиной пустыни, московском Новоспасском монастыре и во многих российских храмах. Его памяти мы посвящаем интервью, которое было подготовлено несколько месяцев назад.

— Здравствуйте, Никита! Духовные произведения Вашего авторства стали появляться в интернете сравнительно недавно и многим понравились. Очень хотелось бы познакомиться с Вами поближе. Расскажите немного о себе.

— Здравствуйте! Я родился в творческой семье: отец драматург, мама — заслуженная артистка. А меня полностью захватила музыка, за что очень благодарен Богу и родителям. Закончил Казанскую государственную консерваторию им. Н. Жиганова, дирижерско-хоровое отделение. Хочу поблагодарить замечательных преподавателей, у которых мне посчастливилось учиться. Низкий вам поклон, дорогие учителя!

На клиросе начал петь со второго курса училища, в Иоанно-Предтеченском монастыре, потом пел в соборе Петра и Павла в Казани вот здесь я по-настоящему окунулся в мир духовной музыки: большой профессиональный смешанный хор, великолепнейший репертуар, знакомство с творениями практически всех наших великих церковных композиторов. Получил первый композиторский опыт. Теперь я не мыслил себя вне церковно-певческого искусства. Но, когда я стал ездить на Остров-град Свияжск благодать Божия, этот дух монастырский, беседы с братией и в особенности с отцом игуменом Силуаном, — здесь я истинно глубоко уверовал!

Ныне я послушник, регент-певчий правого хора (квартета) Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря, что на Остров-граде Свияжске, Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.

По будням я пою с братией, и часто с нами поет даже наш наместник, игумен Симеон. Нужно заметить, что очень неплохо поет.

— Что побудило Вас писать именно церковную музыку? Может быть, обстоятельства, наитие, движение души? Вы ведь начали писать до того, как укрепились в вере?

Это как-то само собой получилось. В соборе Петра и Павла в Казани, в котором я пел, раз в неделю мы служили мужским составом. Мне очень понравилось звучание мужского хора и захотелось написать что-нибудь именно для мужского состава. Первое мое сочинение — «Молитва на умиротворение враждующих». Не знаю, почему я выбрал эту молитву. Просто открыл молитвослов в самом конце и увидел ее. Помню эти незабываемые ощущения, которые я пережил в первый раз в процессе сочинения! Ни с чем не сравнимое чувство!.. Душа у меня больше лежит писать все-таки церковную музыку. Я люблю назидательное искусство, а наши богослужебные духовные тексты — это просто кладезь мудрости и красоты слова. Не хочется тратить свои творческие силы на музыку, которая просто развлекает или услаждает. Хочу, чтобы от моего творчества была практическая богослужебная и духовная польза.

— Никита, какое свое произведение Вы считаете самым удачным? Расскажите немного об истории его создания.

— Для меня это и есть мое первое произведение — «Молитва на умиротворение враждующих». Когда писал его — как будто провалился во времени. Такой был духовный подъем! Чувствовал, как будто я — просто перо в чьих-то руках. Я почувствовал какую-то связь или синергию, будто это писал не я, а музыка приходила откуда-то свыше, такт за тактом…

— Какие еще произведения Вы можете выделить как очень удачные?

— Это «Богородице Дево, радуйся» — второе мое духовное сочинение. Я написал его под большим впечатлением впервые услышанного «Богородице Дево» Воскресенского монастыря. Этот дивный древний напев вдохновил меня. Он не похож на другие своей как бы архаичностью, самобытным переплетением двух независимых голосов, которые, воссоединяясь, не нарушают, а наоборот, обогащают друг друга. Это был еще и первый опыт записи всех голосов своим голосом и компьютерного сведения их в квартет. По отзывам многих, удачными получились «Свете Тихий» (Свияжский распев) и «Заступнице усердная». Многим нравится моя «Свияжская» Литургия.

— Кто для Вас был путеводной звездой на этом пути? Были ли наставники, вдохновители, о ком Вы хотели бы сейчас вспомнить в этой связи?

— Путеводными звездами в моем творчестве всегда были наши известные композиторы — Трубачев, Чесноков, Калинников, Кастальский и иже с ними. Особо почитаю труды иеродиакона Германа (Рябцева). А паче всего Знаменный распев наш благословенный, разнообразные напевы и распевы церковные и наше церковно-певческое наследие в целом.

У каждого можно чему-то поучиться. Благодаря нашей замечательной группе «Союз духовных композиторов», узнал о творчестве многих талантливых современников. С интересом слушаю, вникаю и восхищаюсь! Наставники, конечно же, были и в хоровой школе, и в училище, и в консерватории — незабвенные, великолепные учителя и педагоги, которых всегда помню с бесконечной благодарностью!

— Никита, нам всегда очень интересно — что побуждает Вас чаще всего взяться писать новое произведение: необходимость, близость праздника, заказ, вдохновение, воодушевивший Вас текст? Как это происходит?

— По-разному: и необходимость, и воодушевивший текст, и близость праздника. По поводу вдохновения могу сказать, что оно как аппетит во время еды приходит во время работы, и ждать его бесполезно. Нужно просто садиться и сочинять, обязательно помолившись! «Царю Небесный» спел, и все — вот тебе и вдохновение.

— В Ваших произведениях часто встречается Свияжский распев. Это распев устного предания Свияжского монастыря, который Вы решили воплотить в нотных произведениях или авторская стилизация иных древних распевов? Мне кажется, в нем прослеживаются такая самобытность и молитвенное погружение...

— Спасибо за отзыв! Здесь в монастыре мне вдруг захотелось написать «Богородице Дево, радуйся» с очень простым и незатянутым напевом, чтобы его можно было напевать про себя — умное делание такое. И как-то душа легла назвать это песнопение — «Богородце дево» «Свияжская». Потом я сочинил «Херувимскую», «Милость мира», и «Достойно есть» — их я тоже назвал «Свияжскими». А потом уже пришла мысль всю Литургию написать в таком стиле. Так что это мой авторский «распев» нашего клироса. И если Бог даст — когда-нибудь он станет по-настоящему здешним распевом.

— Никита, расскажите об излюбленном Вами стиле музыки. Почему именно он?

— Это очень хороший вопрос! Да, мне больше по душе, конечно, Знаменный распев. Вот для меня икона мелодическая. Так же очень нравится строчное пение и ранний партес наш. Но я за разнообразие. Мне все нравится, я всеядный! Очень люблю подобны, наши разнообразные напевы и «классический», итальянский партес тоже люблю.

— Многовариантность одного и того же вашего произведения вначале удивляет, но потом все-таки радует заботой о ближних. Это действительно очень удобно, особенно для малых клиросов, где число певчих варьируется по разным причинам. Как Вы пришли к такому решению?

— Все началось со «Свете Тихий» (Свияжский распев). Как раз у нас на клиросе в монастыре были мы то вдвоем, то втроем, то вчетвером. И пришла мысль сочинить такой напев, который можно было бы петь в любом варианте. Сначала сочинил двухголосие, потом добавил третий голос, а потом и четвертый. А потом я подумал — хорошая идея! И взял это на вооружение в дальнейшем. Тем более, что нотные редакторы — это вообще сказка: копипаст, перестановка голоса, транспонирование в один клик. Мечта!

— Случались ли курьезные случаи на творческом пути? Расскажите нам, пожалуйста.

— Как раз недавно произошел удивительный случай, связанный с этой самой многовариантностью. Я делал пятиголосный «архаичный» вариант стихиры на литии Богоявления «Одеваяйся светом, яко ризою»[1]. Я записал аудио, отключил два нижних голоса, и получился еще один вариант: трехголосие, мелодия в верхнем голосе. Затем перепел, записал в соль миноре. Закинул аудиофайл в соль минор в видеоредактор, в котором открыт проект с трехголосием с ре-минорным аудио, и вдруг мысль: дай-ка послушаю, как будет звучать вместе. И «О-о-о-о-о, чудесе!», как в стихире! Именно на этих словах самая красота получилась!

— Никита, Вы пишете в основном для какого-то конкретного коллектива, зная его сильные и слабые стороны, или для, скажем, среднестатистического?

— По-разному. Я много сочинял именно для своего коллектива изначально. Теперь стремлюсь к универсальности и даже к простоте, чтобы у любого коллектива была возможность петь мои произведения, даже не очень профессионального. Ведь стоит учитывать, что в основном везде преобладают малые составы: квартеты, трио, дуэты — вот я и пекусь о них. Да, можно сказать, что я пишу все-таки преимущественно для малых составов. Просто мне больше нравится звучание тесного расположения голосов, и это дает универсальность в плане исполнения произведения как мужским, так и смешанным хором. Например, великолепные степенны владыки Ионафана (Елецких) являются для меня эталоном в плане тесситурного расположения голосов. Их можно просто брать и петь мужским составом на кварту ниже. Я стараюсь в последнее время именно так писать, чтобы, не перекидывая голоса, просто сделать транспорт в удобную тональность, и вариант для смешанного хора готов. Изначально пишу для мужского обычно.

— Никита, а теперь немного о Ваших планах: чем Вы порадуете нас в обозримом будущем? Есть какие-то интересные проекты?

— Да, планов полно! Самый главный — это закончить свою Литургию «Свияжскую» во всех возможных вариантах и конфигурациях, как я люблю.

— И в заключение — что бы Вы посоветовали начинающим церковным композиторам?

— Я думаю, нужно анализировать творчество Великих наших композиторов церковных и учиться у них. Желательно самому петь в церковном хоре. Помнить, что церковное песнопение, — это молитва. Слово в нем должно главенствовать, а музыка должна лишь помогать его усваивать, окрашивать, подчеркивать. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто — там ангелов со сто, где мудрено — там ни одного». Это тоже можно взять на вооружение в творчестве, да и вообще по жизни.

Благодарю Вас, Никита, за содержательную историю Вашего творческого и духовного пути. Думаю, что и участникам нашей виртуальной встречи она будет очень интересна. Мы желаем Вам помощи Божией и успехов на выбранном Вами пути.

Беседовала Наталия Вирановская-Калугина, Гамбург


[1] «Одеваяйся светом, яко ризою» стихира Богоявления на литии, Знаменный распев. Шестиголосие, квинтовое удвоение.

Новости по теме

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев
Публикации 11 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Бессоново. Максим Андреев

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Бессоново Тетюшского района РТ.

Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева
Публикации 7 марта 2024
Цикл фильмов «Вглубь»: История из села Сибирчи. Наталья Зайцева

На портале «Православие в Татарстане» продолжается показ короткометражных фильмов, созданных в рамках информационно-просветительского проекта «Вглубь». Очередная картина посвящена селу Сибирчи Апастовского района РТ. Героиней фильма стала художница Наталья Зайцева.

«Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи «Светлый вечер в Казани»: Анна Смирнова — о традиционных устоях семьи

Гостья из Ярославской области ответила на вопросы ведущей программы «Светлый вечер в Казани» Екатерины Никитиной, касающиеся традиционных устоев семьи и предсвадебного периода — «Как раньше гуляли молодые?», «Можно ли было влюбиться?», «Почему появились песни о несчастной любви?».

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»
Публикации 5 марта 2024
Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

На портале «Независимой газеты» опубликовано интервью митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла.