Публикации

Урочище Никольское

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Евгений ПЛАСТИНИН
Урочище Никольское

Изучать историю нашего края всегда интересно: ты путешествуешь, любуешься красотами местности и природой, знакомишься с интересными людьми, узнаешь много нового.

Время идет, прошлое постепенно забывается. Записать, сохранить воспоминания людей, рассказать об истории того или иного места – это, наверное, главная наша задача. И мы с радостью хотим поделиться этим с вами.


Путешествие к заброшенному храму

Солнечным осенним днем я отправился в урочище Никольское Лаишевского района, где находится полуразрушенный храм в честь Николая Чудотворца.

Просмотрев заранее маршрут по карте, я доехал до Чирпов. После моста через речку Брысса, поворот на Меретяки. Хорошо, что в этот день подморозило, ведь дорога, если это можно назвать дорогой, была вся изрыта колесами многотонных самосвалов, курсирующих по этому пути в песчаный карьер и обратно.

После нескольких километров такого бездорожья, поворот налево, и вот хорошая полевая дорога, которая привела меня прямо к храму.

По дороге передо мной открылись красивые просторы, тут все как на ладони, вот Чирпы, Смоленский храм, а там вдали за лесом – Смолдеярово, Казанский храм с голубыми куполами. А вот и Никольская церковь одиноко стоит среди полей.

Никольский храм был построен в 1829 году на средства купца Николая Александровича Ростовцева.

Перед центральным входом сохранились арочные ворота, а вокруг церкви следы разрушенной ограды. За алтарем – каменные плиты, видимо это были захоронения.

С молитвой захожу храм. Первым делом осматриваю стены — росписи не сохранились. Лишь немного проглядываются фрагменты синего фона и каких-то узоров. В алтаре, где стоял престол, вырыта большая яма, видать кто-то искал клад или что-то ценное.

В центре главного свода висит мощная кованная цепь, которая когда-то держала паникадило (церковную люстру). Оконные решетки срезаны на металл.

По узкому проходу поднимаюсь на колокольню. В небольшой комнатке сохранилось окно с решетками и выход на балкон для хора.

Далее через проем в стене я выбрался на крышу храма. На центральном своде лежит упавший кованый крест. Отсюда сверху открывается прекрасный вид на всю округу.

Спустившись вниз, я еще раз обошел вокруг храма и отправился обратно. По дороге я представлял: вот бы оказаться здесь лет сто назад, интересно посмотреть как тут было. И вообще, почему люди покинули эти красивые места?

Встреча со старожилом

Через пару дней после моего визита к заброшенному храму отправляюсь в село Чирпы, которое находится неподалеку от урочища, туда в свое время переехали люди из Никольского.

Мария Петровна Савельева, 1930 года рождения, уроженка Никольского, рассказала мне:

— Жили мы в селе Никольском, нас у родителей четверо было. В самом селе более сорока дворов.

Церковь находилась в самом центре села. Я еще застала храм действующим. Рядом церковный дом был, священник жил. На службу со своей теткой ходила, она очень набожная была, наставляла нас в вере, строжила. В храме красиво было, росписи, ангелы на стенах, старушки молитвы пели. Когда храм закрыли, устроили зерносклад.

С нами еще дедушка жил, Дмитрий Федорович Зуев, папин отец. Очень верующий, он был псаломщиком в этой церкви. Рассказывал мне про прежнюю жизнь, как раньше люди жили. Колхозов тогда еще не было, люди на себя работали, лошадей, скот держали, землю обрабатывали.

Говорил, что когда мальчик родится давали земельный надел, а на девок земли не давали, поэтому как родится парень, то радовались, прибыток семье. Потом в деревнях колхозы стали образовываться, у нас назывался «Будёновец». Всю скотину, лошадей, землю забрали, все общее сделали. У тех, кто не хотел вступать в колхоз, силой отбирали или раскулачивали.

Помню, как у нас в Никольском престольные праздники отмечали: на Николу, зимой и весной. Накануне в домах прибирались: стирали, мыли, порядок наводили, столы накрывали. В сам праздник с окрестных деревень народ на службу собирался. Церковь полная народу. После праздничной службы начиналось гулянье: в гости к друг другу ходили, на улице хороводы водили, плясали. А какие песни пели! Помню, как бабушки встанут вкруг, запоют… аж сердце замирает. А потом плясать, под гармошку. Весело было, дружно. Сейчас конечно все это потеряно, да и сами люди стали другие.

Когда наш храм закрыли мы с тетей ходили в Большекабанскую церковь, тридцать километров пешком.

Вот так и жили. Всю свою жизнь проработала на ферме. Потом стали объединять все колхозы, пошло укрупнение. Весь скот, технику перегнали в Чирпы, Именьково. В селе магазин закрыли, работы не стало, люди стали потихоньку разъезжаться. А мы что? Посидели, посидели и пришлось тоже уезжать.

Не хотелось, конечно, покидать родные места, а что поделаешь. Мы самые последние уже уезжали. Моей маме 90 лет было, вышла она к храму и сказала: «Божий ты мой храмик, прости меня, пожалуйста, расстаюсь я с тобой навсегда». А спустя несколько месяцев после переезда мама умерла. В Чирпах дом купили, а старый из Никольского мы на дрова разобрали.

Сейчас мы с дочерью каждое лето ездим к родному храму, ходим на кладбище. Время конечно берет свое. С грустью и тоской вспоминаем любимую деревню, как же здесь было хорошо.

С большим интересом я слушал воспоминания Марии Петровны, ее живой и наполненный любовью рассказ о родине. Мы пили чай, общались, бабушка рассказывала про своих внуков, правнуков: не забывают ее, навещают. Слава Богу, что еще живы такие люди, как баба Маша, которые могут поведать нам, молодым, о прежней жизни. Ведь пока они живы, мы должны успеть записать их воспоминания, и тем самым сохранить память о людях, об истории своего края.

Источник: сайт Спасо-Преображенский храм села Большие Кабаны

Теги:
Лаишевское благочиние
история Казанской епархии
храмы Татарстана

Все публикации