Церковный календарь

23 ноября. Воспоминание колесования великомученика Георгия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 ноября. Воспоминание колесования великомученика Георгия

23-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 10 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Мученика Ореста врача (304). Священномученика Милия, епископа Персидского, и двух учеников его (341). Преподобного Феостирикта, иже в Символех. Великомученика Константина-Кахи, князя Грузинского (852). Колесование великомученика Георгия (303) (Груз.).

Преподобномученика Нифонта Выблова и мученика Александра Медема (1931); священномучеников Прокопия, архиепископа Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); священномучеников Августина, архиепископа Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мучеников Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); священномученика Бориса Семенова диакона, мученика Николая Смирнова и мученицы Анны Остроглазовой (1930-е); мученицы Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).

Колесование великомученика Георгия

Император Диоклетиан, желая принудить святого Георгия Победоносца к поклонению лживым богам, велел привязать его к колесу с многочисленными острыми орудиями и, вращая колесо, срезать всё его тело. Святой Георгий, разрезаемый на части, сначала молился Богу громким голосом, затем тихо благодарил Бога, не испустив ни одного стенания, и, наконец, замолчал. Сочтя мученика умершим, Диоклетиан обратился к Георгию: «Где же Бог твой, Георгий?» Вдруг прогремел страшный гром, и раздался глас свыше: «Не бойся Георгий, Я с тобою». У колеса явился Ангел Господень и, возложив руку на мученика, сказал: «Радуйся!» Когда Ангел исчез, святой Георгий сам сошёл с колеса полностью исцелённый от полученных ран и вновь стал благодарить и славить Господа Иисуса Христа.

Мученик Орест врач

Орест, как и святой Пантелеимон, был искусным врачом. Во время гонений на христиан он был арестован. Узнику предлагали свободу, богатство, почести в обмен на отречение от Христа, но он остался непреклонен. В языческом храме, где он отказался поклониться идолам, 40 воинов поочередно били мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: «Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся». Началось землетрясение, идолы попадали. Все бежали из храма, а когда Орест покинул здание, оно рухнуло. Тогда святого бросили на семь дней в темницу, оставив без еды и питья, а потом продолжили мучить его. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Так святой целитель Орест принял венец мученический, не отступив от веры.

Великомученика Константина, князя Грузинского

Святой мученик Константин с детства был воспитан в строгих христианских правилах, отличался мужеством и любовью к своему отечеству. Князь Константин прославился ревностью к благолепию святых храмов, щедростью к неимущим, любовью к духовенству, милосердием к вдовам и сиротам. Во время нападения агарян на Грузию князь Константин был взят со своими сыновьями в плен и отправлен в Тифлис к эмиру Буге, который принуждал его отречься от Христа. Не достигнув желаемого, эмир послал святого князя в Багдад к халифу, который долго томил исповедника в зловонной темнице. Но ничто не поколебало веры доблестного воина Христова, и он встретил мученическую кончину в возрасте 85 лет.

Священное Писание

1 Сол., 263 зач., I, 6-10

6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, 7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

 Лк., 68 зач., XII, 42-48

42 Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.

44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,- 46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; 48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Лк. 12, 42-48

Притча о приставнике указывает на то, как должен держать себя христианин в отношении к житейскому. Приставник и старательно ведет дело, но сердцем ни к чему не привязывается, свободен от всяких уз, ко всему относится внешне. Так и христианину надо поставить себя ко всему житейскому. Но возможно ли это? Возможно. Как есть внешнее благочестие без внутреннего, так возможна и житейскость только внешняя без внутренних уз. Но в таком случае, все между нами обратится в одну форму безжизненную, от всего будет веять холодом, как от мраморной статуи? - Нет, тогда среди житейского разовьется другая жизнь, которая привлекательнее самой полной житейскости. Житейское, как житейское, действительно, останется формою, а то, чем будет согреваться сердце, станет исходить из другого источника и всякий, пьющий из этого источника, уже не будет испытывать жажды. Но в таком случае лучше все бросить? - Зачем же? Ведь и бросив все внешне, можно быть связанным в сердце, и не бросив можно быть свободным от уз. Конечно, тому удобнее совладать с своим сердцем, кто внешне отрешится от всего. Избери же, что тебе удобнее; только настройся так, как заповедует Господь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда, встречаясь с удивительными людьми — умными, образованными, духовно сильными... мы потом вспоминаем эту встречу всю жизнь. Мы говорим, как это было прекрасно, какое влияние оказал на нас тот человек — своими словами, своими мыслями или даже просто добрым взглядом или протянутой рукой. Мы чувствуем силу влияния на нас, которая преодолевает время и остается с нами — может быть, на протяжении всей нашей жизни. Нечто куда более удивительное, но реальное происходит и в Церкви, когда силой Святого Духа мы пребываем в соприкосновении с Самим Христом, Распятым и Воскресшим, с Ним, совершившим Тайную Вечерю, взошедшим на Крест и прославившим Себя силой Воскресения. Поэтому и святые угодники для нас — это не просто герои, хотя они часто бывали героями, как святой великомученик Георгий Победоносец. Силой Святого Духа они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви — от сердца к сердцу, от ума к уму; кто прикасается к их истории, их подвигу и через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.

Притча о единстве

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.

Объективное эстетическое доказательство: Художник всего Бог

Когда известный атеист Кристофер Хитченс призывал своих слушателей взглянуть на красоту и величие далеких галактик, фотографии которых были получены телескопом «Хаббл», он обращался к общему для нас опыту переживания красоты. Мы видим красоту как некое объективное свойство мироздания — иначе сам призыв увидеть эту красоту и восхититься ей не имел бы смысла. Говоря: «Взгляните на завораживающую красоту далеких туманностей», мы не имеем в виду: «Переживите иллюзию, которая существует только в глазах смотрящего». Мы (верующие или атеисты) исходим из того, что красота — это нечто реальное, что мы опознаём, а не приписываем тем же звёздным туманностям.

Но откуда в мире может быть красота?

Вселенная, как её видит материализм, в которой нет ничего, кроме материи, лишенная разума, воли и каких-либо предпочтений, в том числе эстетических, не может предпочитать красоту уродству. Эстетические предпочтения могут быть только у личности, Художника и Строителя всего. Еще язычник Платон в диалоге «Тимей» говорит о том, что космос — прекраснейшая из возникших вещей, а его Устроитель — наилучшая из причин.

Молитвословия

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Божественным светом ум озаривше,/ витийская плетения мудре разористе,/ и языки вся уловивше, апостоли славнии,/ Владыце приведосте,// Троицу Божественную славити научающе.

Кондак апостолов

глас 4

Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.

Тропарь мученика Ореста врача

глас 4

Удом усекновение терпел еси/ и огненную лютую муку, мучениче,/ подвигся, всеславне,/ венцем яве увязеся нетленным, преблаженне,/ Престолу же предстоиши Святыя Троицы,/ Юже помоли, да спасет ны,/ мучениче Оресте,/ верою поющим тя.

Теги:
Великомученик Георгий Победоносец
мученик Орест Тианский
православный календарь

Все публикации