Церковный календарь

23 ноября. Воспоминание колесования великомученика Георгия

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
23 ноября. Воспоминание колесования великомученика Георгия

25-я седмица по Пятидесятнице.
Поста нет. 10 ноября по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I).

Мученика Ореста врача (304). Священномученика Милия, епископа Персидского, и двух учеников его (341). Преподобного Феостирикта, иже в Символех. Великомученика Константина-Кахи, князя Грузинского (852). Колесование великомученика Георгия (303) (Груз.).

Преподобномученика Нифонта Выблова и мученика Александра Медема (1931); священномучеников Прокопия, архиепископа Херсонского, Дионисия Щеголева, Иоанна Скадовского и Петра Павлушкова пресвитеров (1937); священномучеников Августина, архиепископа Калужского, и с ним Иоанна Сперанского пресвитера, прмчч. Иоанникия Дмитриева и Серафима Гущина, мучеников Алексия Горбачева, Аполлона Бабичева, Михаила Арефьева (1937); священномученика Бориса Семенова диакона, мученика Николая Смирнова и мученицы Анны Остроглазовой (1930-е); мученицы Ольги Масленниковой (1941) и Феоктисты Ченцовой (1942).

Колесование великомученика Георгия

Император Диоклетиан, желая принудить святого Георгия Победоносца к поклонению лживым богам, велел привязать его к колесу с многочисленными острыми орудиями и, вращая колесо, срезать всё его тело. Святой Георгий, разрезаемый на части, сначала молился Богу громким голосом, затем тихо благодарил Бога, не испустив ни одного стенания, и, наконец, замолчал. Сочтя мученика умершим, Диоклетиан обратился к Георгию: «Где же Бог твой, Георгий?» Вдруг прогремел страшный гром, и раздался глас свыше: «Не бойся Георгий, Я с тобою». У колеса явился Ангел Господень и, возложив руку на мученика, сказал: «Радуйся!» Когда Ангел исчез, святой Георгий сам сошёл с колеса полностью исцелённый от полученных ран и вновь стал благодарить и славить Господа Иисуса Христа.

Мученик Орест врач

Орест, как и святой Пантелеимон, был искусным врачом. Во время гонений на христиан он был арестован. Узнику предлагали свободу, богатство, почести в обмен на отречение от Христа, но он остался непреклонен. В языческом храме, где он отказался поклониться идолам, 40 воинов поочередно били мученика плетьми, палками, воловьими жилами, затем пытали огнем. Святой Орест воззвал к Господу: «Боже, сотвори со мною знамение во благо, да видят ненавидящие меня и постыдятся». Началось землетрясение, идолы попадали. Все бежали из храма, а когда Орест покинул здание, оно рухнуло. Тогда святого бросили на семь дней в темницу, оставив без еды и питья, а потом продолжили мучить его. Святому вбили гвозди в пятки, затем привязали к дикому коню. Так святой целитель Орест принял венец мученический, не отступив от веры.

Великомученика Константина, князя Грузинского

Святой мученик Константин с детства был воспитан в строгих христианских правилах, отличался мужеством и любовью к своему отечеству. Князь Константин прославился ревностью к благолепию святых храмов, щедростью к неимущим, любовью к духовенству, милосердием к вдовам и сиротам. Во время нападения агарян на Грузию князь Константин был взят со своими сыновьями в плен и отправлен в Тифлис к эмиру Буге, который принуждал его отречься от Христа. Не достигнув желаемого, эмир послал святого князя в Багдад к халифу, который долго томил исповедника в зловонной темнице. Но ничто не поколебало веры доблестного воина Христова, и он встретил мученическую кончину в возрасте 85 лет.

Священное Писание

2 Сол., 274 зач., I, 1-10

1 Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, 4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами 5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6 Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, 7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, 9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, 10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Лк., 65 зач., XII, 13-15, 22-31

13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23 душа больше пищи, и тело - одежды.

24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем?

27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

29 Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, 30потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

2 Фес. 1, 1-10; Лк. 12, 13-15. 22-31

«Кто поставил Меня судить или делить вас?» - сказал Господь просившему о разделе с братом своим. Потом прибавил: «не заботьтесь», что есть и пить и во что одеться. Прежде же учил: оставите мертвых погребать своих мертвецов; в другой раз внушал, что лучше не жениться. Значит, внимание и сердце христиан, отклоняющиеся от всего житейского, и свобода от молв и уз житейских составляют одну из черт духа христианства. То, что Господь благословляет брак и утверждает его неразрывность, что восстанавливает силу заповеди, определяющей отношения родителей и детей, и оставляет свое значение за гражданскою властью и гражданскими порядками, не изглаживает этой черты и не дает христианам права уклоняться от хранения ее и водружения в сердце. Сопоставь то и другое, и увидишь, что на тебе лежит обязанность, при всем житейском строе, держать сердце свое безжитейским. Как же это? Реши сам своею жизнью; в этом вся практическая мудрость. Господь руководит к решению сего следующим правилом: «ищите прежде Царствия Божия». Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и все житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние. Тогда будешь вести дела свои внешне, а внутренним твоим, твоим сердцем, будет обладать иное что-то. Но если, вследствие этого, родится решимость пресечь и это внешнее отношение к житейскому, - не будешь в убытке: станешь ближе к цели, которую даст тебе вера Христова.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Иногда, встречаясь с удивительными людьми — умными, образованными, духовно сильными... мы потом вспоминаем эту встречу всю жизнь. Мы говорим, как это было прекрасно, какое влияние оказал на нас тот человек — своими словами, своими мыслями или даже просто добрым взглядом или протянутой рукой. Мы чувствуем силу влияния на нас, которая преодолевает время и остается с нами — может быть, на протяжении всей нашей жизни. Нечто куда более удивительное, но реальное происходит и в Церкви, когда силой Святого Духа мы пребываем в соприкосновении с Самим Христом, Распятым и Воскресшим, с Ним, совершившим Тайную Вечерю, взошедшим на Крест и прославившим Себя силой Воскресения. Поэтому и святые угодники для нас — это не просто герои, хотя они часто бывали героями, как святой великомученик Георгий Победоносец. Силой Святого Духа они навсегда остаются живыми для тех, кто встречается с ними в Церкви — от сердца к сердцу, от ума к уму; кто прикасается к их истории, их подвигу и через молитву входит в реальное с ними соприкосновение.

Притча о единстве

У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.

Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он ни старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.

Тогда отец сказал:

— Вот так же и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас так же легко победить, как и сломать пару соломинок.

Молитвословия

Тропарь апостолов

глас 3

Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов

глас 2

Божественным светом ум озаривше,/ витийская плетения мудре разористе,/ и языки вся уловивше, апостоли славнии,/ Владыце приведосте,// Троицу Божественную славити научающе.

Кондак апостолов

глас 4

Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.

Тропарь мученика Ореста врача

глас 4

Удом усекновение терпел еси/ и огненную лютую муку, мучениче,/ подвигся, всеславне,/ венцем яве увязеся нетленным, преблаженне,/ Престолу же предстоиши Святыя Троицы,/ Юже помоли, да спасет ны,/ мучениче Оресте,/ верою поющим тя.

Теги:
Великомученик Георгий Победоносец
мученик Орест Тианский
православный календарь

Все публикации