Церковный календарь

6 мая. Память великомученика Георгия Победоносца

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
6 мая. Память великомученика Георгия Победоносца

3-я седмица по Пасхе.
День постный, разрешается рыба. 23 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Великомученика Георгия Победоносца (303). Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012).

Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). Преподобной Софии (1974).

Священномученика Иоанна Ансерова пресвитера (1940).

Великомученик Георгий Победоносец

Святой Георгий Победоносец пострадал в Никомидии в 303 году во время гонения на христиан императора Диоклетиана. Будучи тысяченачальником и любимцем Диоклетиана, Георгий обличил императора и объявил себя христианином, за что был брошен в темницу и с тяжёлым камнем на груди привязан к столбам. Святого подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами, бросили в яму с негашёной известью, перебили кости на руках и ногах, заставили бежать в раскалённых железных сапогах, избили плетьми так, что со спины слезла кожа, принудили выпить две чаши с ядом, но ничто не повредило ему. После семи дней тяжких мучений святой Георгий явил чудеса: воскресил умершего, оживил павшего вола, сокрушил идолов в храме Аполлона, обратив многих ко Христу. На восьмой день мучений святого Георгия обезглавили.

Второе обретение Иверской иконы Божией Матери

Церемония передачи Русской Православной Церкви древнейшего на Руси списка Иверской иконы Божией Матери, принесённого с Афона в 1648 году, состоялась в московском Новодевичьем монастыре 6 мая 2012 года. Это первый список Иверской иконы, с которого началось почитание этого чудотворного образа на Руси. Он полностью идентичен древнему чудотворному образу. С 1654 года на протяжении трёх с половиной столетий список пребывал в Новодевичьей обители, а после её закрытия хранился в фондах Государственного Исторического музея. Духовенство Московской епархии перенесло икону крестным ходом в Успенский собор, где она находится по сей день. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года празднование второго обретения списка чудотворной иконы было внесено в церковный календарь.

Священное Писание

Деян., 19 зач., VIII, 18-25

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Ин., 21 зач., VI, 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 8, 18-25; Ин. 6, 35-39

Святой Петр говорит Симону: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо перед Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись. Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Нет части, а Симон и думать не думал, что зашел так далеко; и делать внешне ничего не делал он безобразного, а только подумал направо, и помышление сердца его сделало то, что апостол недоумевал, отпустится ли оно ему, если даже он покается и молиться будет Богу. Вот что значит строй сердца, и помышление из него исходящее по известному строю! Судя по нему, человек со вне бывает одно, а извнутри совсем другое. И это внутреннее видит только один Бог, и те, кому откроет Дух Божий, испытующий сердца. С каким же страхом и трепетом должно соделать свое спасение! И как искренно и усердно нужно молить Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50). И на суде будет нечто страшное и изумительное. Скажет Господь: «не знаю вас» тем, которые не только были уверены сами, что Божии, но и в очах всех являлись таковыми. Что же остается нам? Только взывать: «ими же веси судьбами спаси нас, Господи»! Сам, как знаешь, дай спасительный строй сердцу нашему!

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы живем в такое время, когда само понятие правды подвергается опасной эрозии. Сегодня широко распространено мнение «сколько людей, столько и правд» — мол, у каждого своя правда. Якобы у каждого человека своя правда, у каждого народа своя правда, у каждого государства своя правда, у каждого класса своя правда. Это опасное, губительное заблуждение, потому что существует только одна правда — правда Божия; а если человеческая правда с этой правдой не совпадает, то это уже не правда, а ложь. Откуда же взялось представление о том, что у каждого своя правда? Оно родилось в сознании людей, которые исторгли Бога из своей жизни. Бог оказался изгнанным, ненужным. Ну а кто же может занять место Бога? Не нашлось никого, кроме того самого человека, который изгнал Бога из своей жизни. И, заняв место Бога, человек абсолютизирует свою ограниченную человеческую правду, которая правдой может и не быть. Это самое страшное и опасное заблуждение — считать, что нет общего нравственного начала, нет общей для всех правды.

Мысль, забота и ожидание, достойные человека

Одному святителю задали три вопроса:

— Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?

Он так на них ответил:

— Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни — величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.

Забота о спасении души — величайшая забота, достойная человека. Потому что душа — величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.

Ожидание смерти — величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.

«Сад сердца». Духовный дневник императрицы Александры Феодоровны

«Каждое сердце должно быть маленьким садом. Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон чудных прекрасных растений и цветов. Кусочек сада повсюду красив не только сам по себе, но приносит радость всем, кто его видит… Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, чтобы они искупили из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное. Мы не можем взрастить любовь в своих сердцах к другим без Божественного вдохновения. Прекрасные качества христианского характера — это не обычные добродетели. В скрижалях о них говорится как о плодах Духа. Ничто, кроме любви Господа, не может пробудить в нас духовные силы и возможности… Радость спасения рождается из скорби раскаяния. Пепел великих бедствий удобряет почву жизней человеческих, и добродетели произрастают на ней в изобилии. После великой скорби жизнь для вас становится в тысячу раз важнее. И плодами вашей любви кормятся многие другие».

6 мая — день Ангела святой императрицы страстотерпицы Александры Феодоровны.

Молитвословия

Тропарь великомученика Георгия

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак великомученика Георгия

глас 4

Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.

Тропарь мученицы царицы Александры

глас 4

Царства земнаго славу презревши,/ Единаго Христа, нас ради распятаго, возлюбила еси/ и, Того мужественне исповедающи,/ венцем мученическим увенчалася еси,/ всеблаженная царице Александре./ Темже и ныне Престолу Царя славы на Небесех предстоящи,/ молися о спасении душ наших.

Теги:
Великомученик Георгий Победоносец
православный календарь

Все публикации