4 мая. Память священномученика Ианнуария, епископа Беневентского

4257
Фото

Неделя 3-я по Пасхе

В этот день совершается память:

Священномученика Ианнуария епископа и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского (1999). Праведного Алексия Бортсурманского (1848).

Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

Священномученика Иоанна Пригоровского пресвитера (1918); святого Николая Писаревского исповедника, пресвитера (1933); священномученика Алексия Протопопова пресвитера (1938).

Мученик Феодор Болгарский (Камский) пострадал за Христа в г. Болгаре 21 апреля 1323 г.: «В лето 6831 [1323] …в Болгарех, иже на Волзе и Каме, замучиша некоего христианина Иерусолимлянина, гостя [купца] суща, много богатьства имуща, и много философии изучена, именем Феодора; и пряшеся с ними о вере, они же окаании не стерпеша своего поругания, замучиша его за православную веру христьаньскую, месяца апреля в 21 день» (из Никоновской летописи). Местночтимый святой в Соборе Казанских святых.

Престольные праздники

Храм свв. жен-мироносиц архиерейского подворья Московских чудотворцев г. Казани (К)

Придел свв. жен-мироносиц Варваринского храма г. Казани (К)

Священномученик Ианнуарий и другие мученики

Эпоха правления императора Диоклетиана ознаменовалась самыми беспощадными гонениями на христиан. Но именно в это время, в самый разгар жестокости, миру была явлена необычайная красота христианской души, способной к подлинной, непреходящей любви. Таким был епископ Ианнуарий, который был предан мучениям в Италии, в Неаполе. Пытки были бесчеловечными, а Божия помощь поразительно явной. Его бросали в раскаленную печь, но пламя чудом утихало. На него выпускали разъяренных львов, но звери становились кроткими и лизали его ноги. Когда один из его палачей ослеп, Ианнуарий из сострадания исцелил мучителя молитвой. Изумленный народ попытался остановить казнь. Но святой ответил, что смерть за Христа принесет плод больший, чем жизнь. Так и случилось — он стал небесным покровителем города Неаполя.

Праведный Алексий Бортсурманский

В начале своего служения в селе Бортсурманы Симбирской губернии святой Алексий Бортсурманский не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий выгнал присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадёжно и можно подождать до утра. Но затем, испытывая муки совести, отец Алексей решил отправиться к больному. Но тот был уже мёртв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясённый видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провёл всю ночь в молитве. С тех пор он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал монашеское молитвенное правило, ежедневно совершая полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Священное Писание

Наша повседневная жизнь буквально пропитана страхами. Страх за свою жизнь и жизнь близких людей. Страх потерять здоровье, репутацию, имущество. Страх ошибки и страх наказания. Страх старости и одиночества. Можно перечислять до бесконечности. Как же справиться с этим гнетущим чувством? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 15-й и 16-й глав Евангелия от Марка, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.

Глава 15.

43пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16.

01По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

02И весьма рано, в первый деньнедели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

03и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

04И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

05И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

06Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

07Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

08И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Иосиф из Аримафеи был знатным членом синедриона, верховного органа политической и религиозной власти у евреев. При этом он являлся тайным учеником и последователем Иисуса Христа. Скорее всего, большинство сведений о суде над Спасителем мы имеем в том числе благодаря ему. Ведь никто из апостолов не мог присутствовать на закрытых совещаниях религиозной элиты. А Иосиф как раз-таки мог.

Этот факт побуждает нас задуматься об одной детали. Присутствуя в качестве члена синедриона на последнем суде над Христом, Иосиф молчал. Нет никаких сведений, что он хоть как-то заступался за Спасителя. Произошедшее весьма соответствует контексту евангельского повествования. Иуда предал. Пётр отрекся. Ученики разбежались. Вполне вероятно, что Иосиф также был в оцепенении от происходящего. От былой уверенности в себе, какая нередко бывает у людей властных и влиятельных, не осталось и следа. Перед той злобной силой, которая исходила от его коллег, Иосиф ощутил себя маленьким испуганным ребёнком. Скажи он сейчас хоть слово, крест можно ставить не только на его карьере. Сама его жизнь потеряет цену. А потому он молчит.

Но что происходит с Иосифом дальше? Мы видим, как после распятия он приходит к Пилату и просит тела Спасителя. Евангелие говорит, что он «осмелился» на этот поступок. Греческое слово, которое здесь используется, очень выразительно. С одной стороны, его можно перевести как опомниться, взяться за ум, прийти в себя. С другой, древнегреческие писатели и поэты используют его тогда, когда речь идёт о каких-то нечеловеческих усилиях, благодаря которым герои совершают подвиги. Так и с Иосифом. Он словно приходит в себя, переступает через животный страх и входит к Пилату. По сути, он открыто объявляет себя учеником Христа в самый неблагоприятный для этого момент. Когда кажется, что благоразумней бежать и прятаться.

Что же так повлияло на него? Очевидно, это муки и смерть Спасителя. Возможно, до креста Иосиф ощущал притягательность слов Иисуса и Самого Его образа. Но не более. Однако именно благодаря страшным событиям Голгофы в душе сановника что-то перевернулось. Он пережил глубочайшее потрясение, которое всё расставило по своим местам. Смерть Христа наполнила его душу любовью. И любовь побудила его к действиям, несмотря на страх перед собственными изгнанием и смертью. То же самое происходит и с женами-мироносицами. Именно любовь к Учителю, многократно усиленная Его смертью, побуждает их идти к гробнице, преодолевая свои страхи.

И в этом скрывается глубочайший духовный закон. Каждому из нас хотя бы один раз в жизни довелось пережить состояние, когда всё наше нутро кричало: «так больше жить нельзя. Измени хоть что-то». Однако те образы, которые нам рисует в эти моменты наше сознание, кажутся просто катастрофичными. Мы цепенеем от страха и наотрез отказываемся поменять хоть что-то. Сегодняшнее Евангелие призывает нас преодолевать этот духовный паралич. Учиться в тяжкие минуты, подобно Иосифу, браться за ум, приходить в себя. А именно: вспоминать смерть Христову, Его Евангельские заповеди и понуждать себя совершать поступки согласно этим заповедям. Это страшно. Но важно помнить, что так реагирует наш больной эгоизм. Он чувствует свою смерть. Он сопротивляется. Но вместе с этой смертью наша душа оживает и воскресает для новой жизни со Христом Спасителем.

священник Дмитрий Барицкий // радио «Вера — Казань» (95,5FM)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Как свидетельствуют святые отцы, ревность по духовной жизни является очень важным показателем перемен в человеке, потому что привычным состоянием большинства людей является духовная леность, расслабленность, неспособность концентрировать свое сознание и свою волю на проблемах духовной жизни. В каком-то смысле большинство людей вообще духовной жизнью не живут, разве что эпизодически, время от времени. И чаще всего ревность по духовной жизни возгорается в нашем сердце лишь под влиянием тяжких обстоятельств жизни. Проще говоря, когда мы страдаем, тогда и возвращаемся к мысли о Боге. А думая о Боге, начинаем размышлять и о своей собственной жизни: правильно ли мы живем, так ли поступаем, как велит Господь. Но для того чтобы возбудить в себе ревность по духовной жизни, желание изменить себя без воздействия драматичных внешних обстоятельств, нам необходимо хотя бы на краткое время пережить благодатный опыт перемены нашего духа.

Что такое догматы?

Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан. Краткий свод основных догматов Символ веры — состоит из 12-ти предложений. Догматы именуют границами истины, они были сформулированы лишь как ответ на попытки её искажения.

Как сочетается то, что христианство, возвышенная религия любви и свободы, имеет догматизированное вероучение? Всё просто. Возьмём музыку. Чем примитивнее мелодия, тем проще её передать. Популярный шлягер сможет запомнить и напеть человек без слуха, а для передачи симфонии без ошибок уже потребуются ноты, мастерство исполнителя, и, желательно, запись авторского замысла. Это и есть аналог догматов в религии. Вероучение тесно связано с практикой духовной жизни, искажение теории неминуемо скажется на практике Богообщения.

Праведный Иоанн Кронштадтский о смысле богослужений

Богослужение Православной Церкви в суточных, недельных и годовых службах имеет целью изобразить всё течение домостроительства нашего спасения и чудные дела Божии в мире и в роде человеческом; бесконечную благость, святость, правду, премудрость, верность и всемогущество Божие во всех делах Божиих касательно человека, созданного по образу и подобию Божию. Так, вечерня изображает благость, премудрость и всемогущество Божие в сотворении мира и человека, блаженство человека, падение человека, обещание Божие об искуплении его через воплощение Сына Божия, приготовление через пророчества и прообразования к принятию Искупителя. Утреннее богослужение изображает чудеса домостроительства Божия в Ветхом Завете, от Моисея до пришествия Искупителя, чудеса новозаветного домостроительства в святых Божиих. Наконец, литургия ставит Владыку Нового Завета во всём свете, изображая Его человеколюбие, истину, верность Своему обещанию, наконец, всю Его жизнь от пелён до гроба. Она есть солнце в полном сиянии.

Молитвословия

Кондак святых Ианнуария и Феодора

глас 3

Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

Новости по теме

Трансляция творческой встречи с поэтессой Олесей Николаевой и филологом Александриной Вигилянской Трансляция творческой встречи с поэтессой Олесей Николаевой и филологом Александриной Вигилянской

1 июля в Казани состоится творческая встреча с поэтом, прозаиком Олесей Николаевой и филологом и журналистом Александриной Вигилянской.

В семинарский храм принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского
В семинарский храм принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского

30 июня в Казань из села Бортсурманы (Нижегородская область) был принесён образ праведного Алексия Бортсурманского и ковчег с частицей мощей святого. Торжественная встреча святынь состоялась в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии.

В Казань будет принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского В Казань будет принесён ковчег с частицей мощей праведного Алексия Бортсурманского

30 июня 2022 года в Казань будет принесён образ праведного Алексия Бортсурманского и ковчег с частицей мощей святого. Торжественная встреча святынь состоится в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии в 17.00.

Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года Программа «Православный календарь» от 7 февраля 2017 года

С приближением 14 февраля многие газеты и телеканалы начинают говорить о празднике всех влюбленных – Дне святого Валентина. Но что это за день и как православным верующим относиться к празднованию этой даты?