Церковный календарь

4 мая. Суббота Светлой седмицы. Память священномученика Ианнуария, епископа Беневентского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 мая. Суббота Светлой седмицы. Память священномученика Ианнуария, епископа Беневентского

Светлая седмица

В этот день совершается память: Священномученика Ианнуария, епископа Беневентского, и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста, диаконов, Дисидерия, чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его, мученицы Филиппии, мучеников Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обре́тение мощей преподобного Феодора Санаксарского (1999). Праведного Алексия Бортсурманского, пресвитера (1848). Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, Патриарха Константинопольского (434).

Священномученик Ианнуарий и другие мученики

Эпоха правления императора Диоклетиана ознаменовалась самыми беспощадными гонениями на христиан. Но именно в это время, в самый разгар жестокости, миру была явлена необычайная красота христианской души, способной к подлинной, непреходящей любви. Таким был епископ Ианнуарий, который был предан мучениям в Италии, в Неаполе. Пытки были бесчеловечными, а Божия помощь поразительно явной. Его бросали в раскаленную печь, но пламя чудом утихало. На него выпускали разъяренных львов, но звери становились кроткими и лизали его ноги. Когда один из его палачей ослеп, Ианнуарий из сострадания исцелил мучителя молитвой. Изумленный народ попытался остановить казнь. Но святой ответил, что смерть за Христа принесет плод больший, чем жизнь. Так и случилось – он стал небесным покровителем города Неаполя.

Праведный Алексий Бортсурманский

В начале своего служения в селе Бортсурманы Симбирской губернии святой Алексий Бортсурманский не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий выгнал присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадёжно и можно подождать до утра. Но затем, испытывая муки совести, отец Алексей решил отправиться к больному. Но тот был уже мёртв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясённый видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провёл всю ночь в молитве. С тех пор он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал монашеское молитвенное правило, ежедневно совершая полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

— По заамвонной молитве на литургии читается молитва на раздробление артоса, и бывает раздробление и раздача артоса. Перед 9-м часом закрываются Царские врата. 9-й час читается обычный трехпсалмный.

Священное Писание

Деян., 8 зач., III, 11-16

11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

Ин., 11 зач., III, 22-33

22 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.

23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

25 Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.

26 И пришли к Иоанну и сказали ему: равви́! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.

27 Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.

28 Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.

29 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

30 Ему должно расти, а мне умаляться.

31 Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, 32 и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.

33 Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, 34ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.

Молитвословия

Кондак святых Ианнуария и Феодора

глас 3

Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. З, 11-16; Ин. З, 22-33

Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатию Божьею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе, жив и действен; а гроб плоти, сам по себе, мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: "где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. З, 17). Это - свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно разцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное разцвечение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?

Раздача артоса верующим в Светлую седмицу

Слово «артос» переводится с греческого языка как «квасной хлеб». Это особая большая просфора, на вершине которой делается оттиск иконы Воскресения Христова или креста. В Типиконе артос назван «просфорою всецелою». С одной стороны, данное наименование обозначает, что из пасхальной просфоры не вынимаются частицы на проскомидии. С другой – это символ соборности, то есть вселенскости Церкви, искуплённой Кровью Гос пода Иисуса Христа и освящённой Его Воскресением. Артос освящается в первый день Пасхи и всю Светлую седмицу лежит на аналое перед Царскими вратами, во время богослужения перед иконой Спасителя, а на крестных ходах торжественно выносится вслед за хоругвями. В Светлую субботу после литургии и чтения особой молитвы артос раздробляется и раздаётся всем предстоящим в храме.

Праведный Иоанн Кронштадтский о смысле богослужений

Богослужение Православной Церкви в суточных, недельных и годовых службах имеет целью изобразить всё течение домостроительства нашего спасения и чудные дела Божии в мире и в роде человеческом; бесконечную благость, святость, правду, премудрость, верность и всемогущество Божие во всех делах Божиих касательно человека, созданного по образу и подобию Божию. Так, вечерня изображает благость, премудрость и всемогущество Божие в сотворении мира и человека, блаженство человека, падение человека, обещание Божие об искуплении его через воплощение Сына Божия, приготовление через пророчества и прообразования к принятию Искупителя. Утреннее богослужение изображает чудеса домостроительства Божия в Ветхом Завете, от Моисея до пришествия Искупителя, чудеса новозаветного домостроительства в святых Божиих. Наконец, литургия ставит Владыку Нового Завета во всём свете, изображая Его человеколюбие, истину, верность Своему обещанию, наконец, всю Его жизнь от пелён до гроба. Она есть солнце в полном сиянии.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Для нас Пасха – не только радостное событие, которое мы переживаем как одно из важнейших в нашей жизни, которое окрашивает ее в особые краски, придавая оптимизм тем, кто теряет оптимизм, надежду тем, кто теряет надежду, радость тем, кто теряет радость. Праздник Святой Пасхи наполнен такой духовной энергией, таким светом, таким торжеством, что все это действительно возвышает человеческую душу. Но в основе всего – не наши исторически сложившиеся обычаи встречать Пасху. В основе всего – наша вера в то, что Христос воскрес.

Теги:
Священномученик Ианнуарий Беневентский
Праведный Алексий Бортсурманский
православный календарь

Все публикации