Церковный календарь

4 мая. Память священномученика Ианнуария, епископа Беневентского

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 мая. Память священномученика Ианнуария, епископа Беневентского

3-я седмица по Пасхе.
Поста нет. 21 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Священномученика Ианнуария епископа и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского (1999). Праведного Алексия Бортсурманского (1848).

Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

Священномученика Иоанна Пригоровского пресвитера (1918); святого Николая Писаревского исповедника, пресвитера (1933); священномученика Алексия Протопопова пресвитера (1938).

Священномученик Ианнуарий и другие мученики

Эпоха правления императора Диоклетиана ознаменовалась самыми беспощадными гонениями на христиан. Но именно в это время, в самый разгар жестокости, миру была явлена необычайная красота христианской души, способной к подлинной, непреходящей любви. Таким был епископ Ианнуарий, который был предан мучениям в Италии, в Неаполе. Пытки были бесчеловечными, а Божия помощь поразительно явной. Его бросали в раскаленную печь, но пламя чудом утихало. На него выпускали разъяренных львов, но звери становились кроткими и лизали его ноги. Когда один из его палачей ослеп, Ианнуарий из сострадания исцелил мучителя молитвой. Изумленный народ попытался остановить казнь. Но святой ответил, что смерть за Христа принесет плод больший, чем жизнь. Так и случилось — он стал небесным покровителем города Неаполя.

Праведный Алексий Бортсурманский

В начале своего служения в селе Бортсурманы Симбирской губернии святой Алексий Бортсурманский не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий выгнал присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадёжно и можно подождать до утра. Но затем, испытывая муки совести, отец Алексей решил отправиться к больному. Но тот был уже мёртв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясённый видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провёл всю ночь в молитве. С тех пор он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал монашеское молитвенное правило, ежедневно совершая полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Священное Писание

Деян., 17 зач., VI, 8 — VII, 5, 47-60

8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.

9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; 10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.

11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.

12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.

13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.

14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.

15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.

Глава 7.

1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?

2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, 3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.

4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.

5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.

Ин., 13 зач., IV, 46-54

46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.

47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.

48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.

50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.

52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.

53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.

54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 6, 8-7, 5, 47-60; Ин. 4, 46-54

Святой Стефан говорит: «Всевышний не в рукотворенных храмах живет. . . Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?». Только нерукотворенный храм сердца боговместим, как сказал Господь: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Как это совершается — непостижимо для нас; но оно так есть, ибо очевидно бывает, что тогда «Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Фил. 2, 13). Не рассуждай и только отдай Господу сердце твое, а Он Сам устроит из него храм Себе, но отдай нераздельно. Если будут части неотданные, то из него нельзя будет устроить цельного храма, ибо одно будет гнило, другое разбито — и выйдет, если только выйдет, храм с дырами, или без крыши, или без дверей. А в таком жить нельзя; Господа в нем и не будет. Только казаться будет, что это храм, а на самом деле какое-то нагромождение.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Где в первую очередь мы должны приобретать навык нашего христианского доброделания? Конечно, у себя в семье — в отношении мужа или жены, детей, братьев, сестер. В этом самом близком кругу человек и отрабатывает навыки христианской жизни; здесь-то он и становится христианином, почему и называют семью малой Церковью, ибо в семье начинается спасение. Вот почему великим грехом является разрушение семьи. Супружеские измены, разводы, сироты при живых родителях — все то, что стало чуть ли не нормой нашей общественной жизни и нашей общественной морали, — все это против Божиего замысла, и поступающий так человек есть отступник от веры и хуже неверного. Вот почему если кто-то совершил некогда этот грех, то он должен постоянно каяться в нем, сознавать свое преступление перед Богом и искуплять заботой о ближних своих, о родных своих.

Что такое догматы?

Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан. Краткий свод основных догматов Символ веры — состоит из 12-ти предложений. Догматы именуют границами истины, они были сформулированы лишь как ответ на попытки её искажения.

Как сочетается то, что христианство, возвышенная религия любви и свободы, имеет догматизированное вероучение? Всё просто. Возьмём музыку. Чем примитивнее мелодия, тем проще её передать. Популярный шлягер сможет запомнить и напеть человек без слуха, а для передачи симфонии без ошибок уже потребуются ноты, мастерство исполнителя, и, желательно, запись авторского замысла. Это и есть аналог догматов в религии. Вероучение тесно связано с практикой духовной жизни, искажение теории неминуемо скажется на практике Богообщения.

Праведный Иоанн Кронштадтский о смысле богослужений

Богослужение Православной Церкви в суточных, недельных и годовых службах имеет целью изобразить всё течение домостроительства нашего спасения и чудные дела Божии в мире и в роде человеческом; бесконечную благость, святость, правду, премудрость, верность и всемогущество Божие во всех делах Божиих касательно человека, созданного по образу и подобию Божию. Так, вечерня изображает благость, премудрость и всемогущество Божие в сотворении мира и человека, блаженство человека, падение человека, обещание Божие об искуплении его через воплощение Сына Божия, приготовление через пророчества и прообразования к принятию Искупителя. Утреннее богослужение изображает чудеса домостроительства Божия в Ветхом Завете, от Моисея до пришествия Искупителя, чудеса новозаветного домостроительства в святых Божиих. Наконец, литургия ставит Владыку Нового Завета во всём свете, изображая Его человеколюбие, истину, верность Своему обещанию, наконец, всю Его жизнь от пелён до гроба. Она есть солнце в полном сиянии.

Молитвословия

Кондак святых Ианнуария и Феодора

глас 3

Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

Теги:
Священномученик Ианнуарий Беневентский
Праведный Алексий Бортсурманский
православный календарь

Все публикации