Церковный календарь

4 мая. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери

Дата публикации   Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Редакция портала «Православие в Татарстане»
4 мая. Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери

Светлая седмица.
Поста нет. 21 апреля по ст. ст.

В этот день совершается память: 

Иверской иконы Божией Матери.

Священномученика Ианнуария епископа и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия (II). Обретение мощей преподобного Феодора Санаксарского (1999). Праведного Алексия Бортсурманского (1848).

Мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольского (434).

Священномученика Иоанна Пригоровского пресвитера (1918); святого Николая Писаревского исповедника, пресвитера (1933); священномученика Алексия Протопопова пресвитера (1938).

Иверская икона Божией Матери

В Светлый вторник совершается особое празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Праздник установлен в честь обретения чудотворного образа на горе Афон. Первое явление этой иконы как чудотворной относится к IX веку, когда при императоре-иконоборце Феофиле (829–842) в Никее один воин в доме бедной вдовы ранил находившуюся там икону копьём, и из щеки Божией Матери потекла кровь. Вдова, спасая икону от поругания, опустила её в море, и икона по воде двинулась в сторону Афона. Сын вдовы позднее принял на Афоне постриг и рассказал историю образа. Более чем через век, в 999 году, во вторник Светлой седмицы, иноки афонского монастыря Иверон увидели на море огненный столп и в нём икону. Они пытались приблизиться к святому образу, но тот отступал дальше в море. Несколько дней иверские монахи усердно молились. Наконец, Божия Матерь явилась старцу Гавриилу и велела ему по воде подойти к столпу и забрать икону, которая отныне станет свидетелем милости и покрова Пресвятой Богородицы над Иверской обителью. Икону поместили в часовне на берегу, рядом с местом обретения (позднее на этом месте забил святой источник). Затем икону перенесли в соборный храм, но утром обнаружили её на вратах обители. Образ вернули в храм, а на другой день он опять оказался на вратах. Тогда Божия Матерь вновь явилась старцу Гавриилу и сказала, что не иноки должны охранять Её, но Сама Пресвятая Богородица пришла к ним, чтобы охранять их и в этой жизни, и в будущей, и что «доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». С того времени Иверская икона стала именоваться Вратарницей. Канон Иверской иконе составлен на Афоне. Обширное почитание этого чудотворного образа в России начинается в середине XVII века, при Патриархе Никоне.

Священномученик Ианнуарий и другие мученики

Эпоха правления императора Диоклетиана ознаменовалась самыми беспощадными гонениями на христиан. Но именно в это время, в самый разгар жестокости, миру была явлена необычайная красота христианской души, способной к подлинной, непреходящей любви. Таким был епископ Ианнуарий, который был предан мучениям в Италии, в Неаполе. Пытки были бесчеловечными, а Божия помощь поразительно явной. Его бросали в раскаленную печь, но пламя чудом утихало. На него выпускали разъяренных львов, но звери становились кроткими и лизали его ноги. Когда один из его палачей ослеп, Ианнуарий из сострадания исцелил мучителя молитвой. Изумленный народ попытался остановить казнь. Но святой ответил, что смерть за Христа принесет плод больший, чем жизнь. Так и случилось — он стал небесным покровителем города Неаполя.

Праведный Алексий Бортсурманский

В начале своего служения в селе Бортсурманы Симбирской губернии святой Алексий Бортсурманский не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий выгнал присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадёжно и можно подождать до утра. Но затем, испытывая муки совести, отец Алексей решил отправиться к больному. Но тот был уже мёртв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясённый видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провёл всю ночь в молитве. С тех пор он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал монашеское молитвенное правило, ежедневно совершая полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.

Священное Писание

Деян., 4 зач., II, 14-21

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Лк., 113 зач., XXIV, 12-35

12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.

15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними.

16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.

17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?

18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?

19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.

21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.

22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.

24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.

25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!

26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?

27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.

28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 2, 14-21; Лк. 24, 12-35

Тогда иудеи свет Воскресения Христова покушались затмить легким туманом лжи: "ученики украли". Эту ничтожность легко было преодолеть, и истина восторжествовала. Но и по сие время враг не перестает туманить перед Солнцем Воскресения, надеясь затмить его. Никто да не смущается! От отца лжи чего ожидать, кроме лжи? Он многих из своих клевретов научил целые книги писать против Воскресения. Этот книжный туман книгами и рассеян. Не бери худой книги и не отуманишься, а случится нечаянно напасть на такую, возьми в противоядие книгу добрую и освежишь голову и грудь. Бывает другой туман от врага - в помыслах. Но и этот тотчас рассеется, как дым от ветра, от здравого рассуждения христианского. Пройди рассуждением все совершившееся и увидишь ясно как день, что всему этому совершиться иначе нельзя было, как силою Воскресения Христова. Это убеждение будет для тебя потом твердынею, установившись на которой легко станешь отражать и поражать врагов истины.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Совершенная Христом победа над злом – не какая-то одномоментная победа, имевшая значение для короткого промежутка времени, но это победа космического и вневременного масштаба. А потому и все мы, живущие после Христа, принимая Его Слово, веря Его словам, стараясь их воплотить в жизнь, становимся вместе с Ним, рядом с Ним, мы разделяем эту победу. Каждый человек сталкивается в своей жизни со злом в той или иной мере. Очень часто нам кажется, что зло всемогуще, что с ним невозможно бороться. Давайте забудем обо всем этом – зло уже побеждено. Нам только остается не дать злу растоптать самих себя, уничтожить духовно или физически. И именно для этого нам нужна помощь Того, Кто победил зло в этом вневременном масштабе.

Что такое догматы?

Догматы — богооткровенные, вероучительные истины о Боге и Его отношении к миру, хранимые, проповедуемые и объясняемые Церковью, имеющие законообязательную силу для всех христиан. Краткий свод основных догматов Символ веры — состоит из 12-ти предложений. Догматы именуют границами истины, они были сформулированы лишь как ответ на попытки её искажения.

Как сочетается то, что христианство, возвышенная религия любви и свободы, имеет догматизированное вероучение? Всё просто. Возьмём музыку. Чем примитивнее мелодия, тем проще её передать. Популярный шлягер сможет запомнить и напеть человек без слуха, а для передачи симфонии без ошибок уже потребуются ноты, мастерство исполнителя, и, желательно, запись авторского замысла. Это и есть аналог догматов в религии. Вероучение тесно связано с практикой духовной жизни, искажение теории неминуемо скажется на практике Богообщения.

Праведный Иоанн Кронштадтский о смысле богослужений

Богослужение Православной Церкви в суточных, недельных и годовых службах имеет целью изобразить всё течение домостроительства нашего спасения и чудные дела Божии в мире и в роде человеческом; бесконечную благость, святость, правду, премудрость, верность и всемогущество Божие во всех делах Божиих касательно человека, созданного по образу и подобию Божию. Так, вечерня изображает благость, премудрость и всемогущество Божие в сотворении мира и человека, блаженство человека, падение человека, обещание Божие об искуплении его через воплощение Сына Божия, приготовление через пророчества и прообразования к принятию Искупителя. Утреннее богослужение изображает чудеса домостроительства Божия в Ветхом Завете, от Моисея до пришествия Искупителя, чудеса новозаветного домостроительства в святых Божиих. Наконец, литургия ставит Владыку Нового Завета во всём свете, изображая Его человеколюбие, истину, верность Своему обещанию, наконец, всю Его жизнь от пелён до гроба. Она есть солнце в полном сиянии.

Явление воскресшего Христа апостолам

Воскресший Христос несколько раз являлся апостолам, бывшим свидетелями Его крестных страданий, знавшим, что их Учитель умер и погребён. Он дал им осязать Себя и вкушал перед ними пищу, чтобы они, убедившись в том, что Он воскрес, смогли засвидетельствовать это всему миру. Апостол Лука пишет в книге Деяний: «Которым [ученикам] и явил Себя живым по страдании Своём со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием». Узнав от Марии Магдалины, что Тела Господа нет во гробе, апостолы Пётр и Иоанн бегут в Гефсиманию. Иоанн прибежал быстрее Петра, так как был моложе, но только заглянул во гроб. Апостол же Пётр вошёл и увидел одни лежащие пелены и свёрнутый в стороне от них плат. Вслед за апостолом Петром вошёл и апостол Иоанн и, увидев всё, сразу уверовал в Воскресение Христово. После этого Христос явился отдельно апостолу Петру и уверил и его в Своём Воскресении.

В тот же день воскресший Христос явился апостолам Луке и Клеопе, шедшим из Иерусалима в Эммаус, и беседовал с ними, но они узнали Его только когда Он Сам открыл им Себя в преломлении хлеба. Многие богословы полагают, что у Спасителя была неповторимая манера преломления хлеба, ставшая священной для учеников после Тайной Вечери. Апостолы Лука и Клеопа тотчас вернулись в Иерусалим к прочим апостолам, собранным в горнице, запертой из страха перед иудеями, и когда они начали рассказывать о происшедшем с ними в Эммаусе, Сам воскресший Господь явился им посреди горницы. Апостолы смутились, подумав, что видят призрак, но Господь, чтобы уверить их, показал им руки и ноги и съел печёной рыбы и сотового мёда. Поскольку апостола Фомы не было в тот день с учениками и он не поверил их рассказу о явлении Воскресшего Христа, через неделю Господь снова явился собранным ученикам и, показав Фоме раны на Своём Теле, уверил и его в Своём Воскресении. Ещё раз Господь явился апостолам на Тивериадском озере, где они узнали Его после чудесной ловли рыбы.

Молитвословия

Кондак святых Ианнуария и Феодора

глас 3

Священия помазанием и мучения кровию украсистеся,/ славне Ианнуарие и Феодоре,/ и сияете всюду, в Вышних ликующе,/ и нас назирайте, в храм ваш пришедшия/ и в нем непрестанно зовущия:// всех нас соблюдите, моляще Человеколюбца Бога.

Теги:
Священномученик Ианнуарий Беневентский
Праведный Алексий Бортсурманский
православный календарь

Все публикации