Неделя 20-я по Пятидесятнице
В этот день совершается память:
Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница (III). Мучеников Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249—250). Преподобного Стефана Савваита, творца канонов (IX). Святителя Арсения I, архиепископа Сербского (1266). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).
Преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мучеников Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Преподобного Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского (VI). Священномученика Неофита, епископа Урбнисского (VII) (Груз.). Преподобного Арсения Каппадокийского (1924).
Священномученика Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Престольные праздники
Храм вмц. Параскевы Пятницы г. Казани (К)
Храм вмц. Параскевы Пятницы с. Бима Лаишевского района (К)
Придел вмц. Параскевы Пятницы храма свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских с. Столбище Лаишевского района (К)
Храм-часовня вмц. Параскевы Пятницы с. Пановка Пестречинского района (К)
Придел свт. Димитрия Ростовского Троицкого храма с. Большая Качка Елабужского района (Н)
Придел свт. Димитрия Ростовского Казанско-Богородицкого храма с. Никольское Спасского района (Ч)
Великомученица Параскева, нареченная Пятница
На Руси Параскева издавна считается одной из наиболее почитаемых святых. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы), признавали покровительницей полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Родители святой назвали дочь Пятницей, по-гречески — Параскевой, поскольку особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Спаситель. Во время гонений на христиан Параскева отказалась принести жертву идолам и была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и сначала терзали тело железными гвоздями, а потом жгли огнем и, наконец, обезглавили. Христиане с благоговением похоронили тело святой Параскевы, и мощи великомученицы вскоре прославились многочисленными исцелениями болящих.
Преподобный Стефан Савваит
Святой Стефан Савваит, инок Лавры преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом, жил в VIII веке и почитался в этой обители как песнописец и поэт. Преподобный Стефан составил каноны на праздник Обрéзания Господня, на память палестинского святого преподобного Кириака Отшельника, а также преподобных отцов, избиенных в обители святого Саввы в 788 (или 797) год. Преподобный Стефан сам был свидетелем этого события и оставил повествование об отцах-мучениках. Повествование святой начинает смиренным словом о своём недостоинстве: «Тем, которые не очистили ещё души своей от грехов, но ещё носят её запятнанной грехом, тем подлинно следует только молчать. Они должны всего более тайными воздыханиями умолять Испытующего сердца, да освободит их от рабства, тяготеющего над ними, а не заниматься писанием наставлений, которые следовало бы читать в Церкви». Перу преподобного Стефана Савваита принадлежат также не вошедшие в богослужение плачевные песни на Страдания Христа.
Святитель Димитрий Ростовский
Святитель Димитрий Ростовский — один из величайших церковных деятелей. С детства он имел две склонности: к духовной жизни и к знаниям. Воплотилось это в великом труде всей его жизни — составлении многотомного свода житий святых. Он проделал огромную научную работу, изучая и сравнивая жития на славянском, греческом и латинском языках. Он не просто передавал их содержание, а старался постичь личность каждого святого, показать уникальность его подвига, преподать читателю нравственное назидание. Известны случаи особой благодатной помощи в написании, когда во сне ему являлись святые и рассказывали то, что нельзя было найти в книгах. Скончался Святитель Димитрий во время ночной молитвы 28 октября 1709 года.
Священное Писание
Почему люди приходят в Церковь? Кто-то ищет в ней житейской мудрости, кто-то исправления жизни, но чего в ней стоит искать в первую очередь? Прикровенный ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из 11-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 11.
29Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
30ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.
31Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
32Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.
33Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.
Совершая поступки, мы обычно уверены, что точно так же поступил бы любой нормальный человек. В ситуации, когда наше поведение отличается от поведения большинства людей, мы бываем готовы обвинить общественный вкус в отсталости и сказать, что надо ориентироваться на новые открытия или методики. Если же наш выбор совпадает с выбором большинства, нам тем более кажется, что он не просто самый лучший, но самый естественный и нормальный. Иначе и быть не может. Например, недавно я беседовал с одним юристом о вещах, которые с церковной точки зрения являются тяжёлым грехом, но вполне разрешены с точки зрения законодательства. Мне казалось совершенно очевидным, что они не только греховны, но и объективно плохи и меня очень удивляла его позиция. Он считал, что раз общество решило, что нечто законно, значит это не может быть чем-то плохим.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос критикует общественный подход. Он проповедник, но совершенно не собирается идти на поводу у толпы, которая ищет знамения. Людям всегда интересно увидеть что-нибудь необычное и впечатляющее. Но Бог стал человеком не для того, чтобы впечатлять людей, но для того, чтобы их спасти. Именно поэтому Господь прямо говорит, что те, кто Его окружают, лукавы, или дословно злы и плохи. И объясняет это очень просто: они всё время ищут знамений, то есть подтверждений и доказательств, вместо того чтобы смотреть на суть происходящего, которую на самом деле выразил уже Иоанн Креститель, призывавший людей к покаянию. Уже по тому, что делал Предтеча, понятно, что завет, который был заключён на Синае, людьми разрушен, и народ нуждается в покаянии. И уж если ниневитяне поверили пророку Ионе и покаялись не благодаря его чудесам, но благодаря его слову, тем более иудеи, народ, который веками воспитывался в верности своему Творцу, должен был покаяться. Однако иудеи не раскаиваются и не обращаются на истинный путь. Царица Савская искала мудрости, когда приходила к Соломону, но иудеи не хотят слышать мудрости Христовой. Перед ними Тот, Кто больше Ионы, Тот, Кто больше Соломона, но они не вразумляются. В своё время им казалось, что их поведение вполне естественно, что они поступают, как нормальные люди... Но на деле оказалось, что они упорствовали в злобе и даже язычники поступали в похожих ситуациях по-другому.
Но для чего же проповедовал Христос? Первый и, как кажется, самый очевидный ответ заключается в слове «покаяние». «Да и для чего же ещё?», — спросим мы. Но на самом деле ответ должен быть иным. Спаситель действительно призывал к покаянию, но само оно лишь промежуточный этап, ведущий к жизни с Богом. Именно поэтому, призывая людей к покаянию, Иисус говорит о свете. Потому что Его цель не только в том, чтобы мы покаялись, но в том, чтобы наша жизнь после покаяния наполнилась светом. И когда мы видим, как люди воспринимают христианство в качестве бесплатной психотерапии или легко доступного способа общения с высшей силой, мы не должны за ними следовать... В вере мы призваны искать не сиюминутного, но вечного смысла, который, как солнечный свет днём, освещает всю нашу жизнь.
Священник Стефан Домусчи / Радио «Вера» (Слушайте в Казани на волне 95,5 FM)
Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетье, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь — это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь — это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.
Почему в начале церковной жизни молиться, посещать храм было легко и радостно, а теперь это требует усилий?
Потому, что Бог часто даёт новоначальным обильную призывающую благодать, а затем ждёт их собственных усилий. Что такое благодать? Благодать — это не приятное чувство после бани, а Божественная сила, укрепляющая человека в духовной жизни и ведущая к спасению. Условно её разделяют на призывающую и содействующую. Первая действует во всем мире, вторая — только в Церкви. Призывающая благодать даётся Богом для того, чтобы призвать к жизни по вере. А начавшему трудиться на ниве спасения благодать уже содействует, т.е. она уже связана с человеческой волей. Нужно не опускать руки, когда обильная новоначальным призывающая благодать начинает отходить, когда Бог ждёт уже наших усилий. Ведь и люди так поступают с детьми: сначала ребёнка носят на руках, а потом заставляют ходить самого, хотя он и тянется на руки, ему комфортнее на руках у мамы.
Духовная жизнь — процесс творческий, сотворчество человека и Бога
Жизнь христианина — есть самое настоящее, самое высокое в мире творчество, доступное человеку. Если люди внешние боятся потерять в Церкви свободу, то для части церковных людей её там слишком много — нет формального и гарантированного рецепта спасения. Бог и Его Церковь учат нас основным принципам духовной жизни, но каждый из нас применяет их исходя из конкретных условий и данных ему талантов и обстоятельств.
И каждая эпоха имеет свои особенности. Как можно охарактеризовать нашу эпоху для духовного развития христианина? С одной стороны, в обществе господствуют тленные ценности и псевдохристианское мировоззрение, с другой — у человека имеются все условия для духовного развития. Такой свободы вероисповедания и неограниченного всеобщего доступа к сокровищнице мировой духовной литературы в различных форматах не знала ни одна эпоха.
Молитвословия
Тропарь великомученицы Параскевы Пятницы
глас 4
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева,/ мужескую крепость приимши,/ женскую же немощь отвергши,/ диавола победи и мучителя посрами,/ вопиющи и глаголющи:/ приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите,/ аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Боже,/ спаси души наша.
Кондак великомученицы Параскевы Пятницы
глас 3
Всесвятое и непорочное мучение принесши,/ яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу,/ Ангельское ликостояние возвеселила еси/ и победила еси демонския козни./ Сего ради тя честно верою чтим,/ мученице Параскево многострадальная.
Молитва великомученице Параскевы Пятницы
О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь святителя Димитрия Ростовского
глас 8
Православия ревнителю и раскола искоренителю,/ Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/ списаньми твоими буих уцеломудрил еси,/ цевнице духовная, Димитрие блаженне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителя Димитрия Ростовского
глас 4
Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.
Молитва святителю Димитрию Ростовскому
О, святителю Дмитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Человеколюбцу Богу о рабах Божиих (имена). Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни: избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных; подаждь нам твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякой беды и напасти. Услыши моление наше, отче Дмитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в трех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.
Тропарь святителя Арсения, архиепископа Сербского
глас 8
Милости наставниче и благоутробия сокровище,/ еже всем отверзл еси,/ правоверия учителю и архиереев Божественное удобрение,/ отче наш, иерарше Арсение,/ нищих был еси заступник:/ тем моли Христа Бога,/ просветити души наша, да не когда уснем в смерть.
Кондак святителя Арсения, архиепископа Сербского
глас 2
В пищи словес твоих, Богоносе Арсение,/ разумно чада твоя питая,/ языком хваля, устнами же пение принося, вещанием зовый:/ Христе, Ты еси Свет неизреченный.
Тропарь мучеников Терентия и Неонилы и чад их
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости,/ тех молитвами// спаси души наша.
Кондак мучеников Терентия и Неонилы и чад их
глас 4
Мученическая честная память прииде днесь,/ веселящи всяческая,/ Терентия премудраго и подружии его,/ тепле убо стецемся,/ да приимем исцеление,/ сии бо благодать приемше от Духа Святаго// исцеляти недуги и болезни душ наших.
Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского
глас 4
Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иова игумена Почаевского
глас 4
Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.
Тропарь преподобного Стефана Савваита, творца канонов
глас 5
Воздержанием житие украси и страсти умертвив,/ посрамил еси вражия прилоги, отче Стефане,/ и преложися к Богу, чудотворец показася,/ в вечней славе со Ангелы ликуя,/ с ними же моли помиловати души нагла.
Кондак преподобного Стефана Савваита
глас 4
Насадил еси добродетелей рай/ и напоил еси токами слез твоих,/ яко жизни, всеславне, древо получив,/ спаси молитвами твоими от тли стадо твое,/ избави от обстояний тепле чтущих тя, Стефане,/ тя бо предстателя величайша, мудре,/ вси верою и любовию стяжахом.